Одним из ранних видов
театра в Японии стал театр "но"
(яп. 能 но, - «талант, мастерство»)
Мне думается, что популярность этого театра на японских островах, а теперь и в мире основывается на том, что театр "Но" затрагивает в людях глубинные слои личности, некие архетипы социального поведения. Человек, смотрящий представление, чувствует, что происходящее на сцене, обращается к его сущности, практически минуя сознание.
Красота представления, костюмов, условность сценических приемов, музыка, шумы, необычная походка актеров - все говорит ему, что канва содержания лишь первый слой информации, под которым находятся глубинные слои, импульсы от которых человек может воспринять и через несколько часов, и даже дней после представления.
Сам вид театрального пространства говорит о наличии тайны. Задник сцены всегда остается одним и тем же: ствол сосны на золотом фоне.
ИСТОРИЯ
В период Муромати «но» достиг того вида, который практически без изменений дошёл до наших дней. Этот театральный жанр оказал огромное влияние на другие виды японского драматического искусства (кабуки, буто). Несмотря на то, что во время периода Мэйдзи но утратил покровительство властей, он был в числе официально признанных национальных видов театрального искусства.
Дзэами, основатель театральной традиции «но», сам является автором нескольких пьес. Он так же написал в 1423 году трактат, посвященный навыкам и умениям, необходимым актёрам «но». Эти пьесы, равно как и сам трактат, актуальны и по сей день.
Переломным моментом в судьбе «но» считается постановка пьесы Дзэами, посвящённая событиями периода Хэйан («Золотого века» Японии). Эта пьеса была написана, как принято сейчас говорить, высоким стилем, с изумительными пассажами и скрытым смыслом сюжетных линий. Очевидно, данная постановка привела к тому, что «но» прочно занял место элитарного театра, искусства для знати и высших слоёв японского общества.
Возможно, такая длительная популярность связана с неизбывной пышностью и красотой постановок театра «но», которые вряд ли можно найти где-либо ещё. Не случайно имя «но» зачастую связывают с понятием югэн, благодаря благородству и элегантности театрального действа (особенно это касается пьес, посвященных жившей в период Хэйан поэтессе и известной красавице Оно-но Комати, рассказывающих о её старости, когда она потеряла былую красоту и положение, но не утратила своего блеска). Строгая простота и грация «но» делает этот вид драматического искусства поистине уникальным.
РЕПЕРТУАР
В настоящее время насчитывается около 250 классических пьес, разыгрываемых в театрах, и все их можно разделить на несколько категорий. Наиболее распространённым критерием является содержание:
1. kami mono, или waki no (божественные пьесы). Сначала shite появляется в роли обычного человека (в первом акте), а во втором акте выступает в роли духа и рассказывает какую-нибудь мистическую историю или прославляет какого-либо духа.
2. shura mono, или asura no (воинские пьесы). Shite предстаёт в виде духа воина в первом акте пьесы, а во втором становится человеком и воспроизводит обстоятельства гибели воителя.
3. katsura mono, или onna mono (костюмированные/женские пьесы). Shite изображает женщину и исполняет несколько сложных танцев и песен из репертуара Но.
4. в эту категорию включается несколько мини-категорий, например, kyoran mono (пьесы безумных), onryo mono (пьесы духов). Пьесы, входящие в эту категорию, повествуют о настоящем времени.
5. kiri no, или oni mono (пьесы демонов). Shite играет демонов, чертей и прочую нечисть. Для этих пьес характерны яркие цвета и напряжённость действия.
ЭСТЕТИКА
Кроме того, в пьесах «но» присутствует некая отвлечённость, основанная на стремлении показать зрителям не формы и внешние атрибуты персонажей и явлений, а их потаённую сущность и дух. «Но» - это своеобразный песенный жанр, хотя собственно негромкие протяжные песнопения занимают сравнительно мало места в постановке, уступая быстрым речитативам. Музыка в Но очень важна. Она начинает звучать еще до появления актеров, создавая соответствующую атмосферу, настраивая аудиторию должным образом. Оркестр состоит из бамбуковой флейты фуэ и трех барабанов - маленького, среднего и большого. Основная функция оркестра - аккомпанемент для танцев и пения, время от времени музыканты вскрикивают, как бы подзадоривая актеров. Пластика Но необычайно скупа, изящна и высшей степени условна. Например, воздетые вверх руки обозначают печаль, легкий наклон головы в сочетании с поднятой ладонью соответствуют бурным рыданиям, а полуприкрытое веером лицо символизирует глубокий сон. Тексты предстают в поэтической форме в традиционном японском размере 5-7 (который позже перерос в жанр японской поэзии хайку); они не столь эмоциональны, но полны тонких намёков и скрытого смысла. Одна из составных частей пьес театра «но» митиюки, песенное повествование о путешествии героя, была позже заимствована театром кабуки и кукольным театром дзёрури.
Исполнители ролей в театре «но» делятся на четыре основные категории: ситэ, ваки, кёгэн и хаяси.
АКТЕРЫ
Все актеры театра Но - мужчины, и регламент их игры определен в период Эдо. Каждая из
упомянутых выше школ готовит своего собственного ситэ, его "компаньона" (цурэ), актера-
ребенка (коката), хор и вспомогательных работников сцены. Отдельные школы (например,
Фукуо и Такаясу) существуют для подготовки ваки и его "компаньона". В целом ряде
отдельных школ обучают игре на флейте, маленьких и больших ручных барабанах (цудзуми)
и большом барабане (тайко), стоящем на полу сцены.
УЧЕБА
Дети актеров, которых начинают готовить в традиционной манере с семилетнего возраста,
исполняют на первых порах роли мальчиков и девочек. Подготовка ведется на основе
механического запоминания, голосовым и физическим показом характеристик
воплощаемого образа.
СЦЕНА
Традиционно внутри театр «Но» представляет собой павильон, выполненный из дерева hinoki и стилизованный под храмовое убранство. По углам расположены четыре колонны, названные в зависимости от обыгрываемого возле них действия пьесы. Пол сцены отполирован для того, чтобы актёры могли легко по нему скользить, а под полом находятся огромные горшки, усиливающие резонанс, когда актёры с силой топали по нему. В результате сцена возвышалась над землёй примерно на 1 метр. Задняя часть сцены украшена изображением сосны. На этот счёт существует несколько мнений, но отдельно стоит выделить два из них: согласно первому убеждению орнамент сцены представляет собой знаменитую сосну из храма Касуга в Наре, а согласно второму - это изображение относит зрителей к тем временам, когда пьесы Но игрались в природных условиях.
Ещё одной особенностью сцены театра Но является hashigakari - узкий мостик, ведущий на сцену, который впоследствии превратится в hanamichi в театре Кабуки.
ТЕКСТ
В Соответствии с учением Дзэами, каждая пьеса Но состоит из трех структурных элементов: дзё («завязка»), ха («взрыв», «перелом») и кю («стремительность»), то есть неторопливое вступление, бурное развитие событий и стремительная развязка.
В театроведческой литературе обычно используется оригинальный термин дзё-ха-кю.
Есть и другое типологическое различие - пьесы с переодеванием и без. Первых большинство, и в них главный персонаж ситэ сначала появляется в одном обличье (как правило, обманчиво реалистичном) и называется маэдзитэ, то есть «предшествующий ситэ». Потом он удаляется со сцены и в развязке предстает в своем истинном облике божества, привидения или демона - так называемого «нотидзитэ» («последующего ситэ»).
Принципу дзё-ха-кю подчинено не только каждое отдельное произведение, но и весь спектакль в целом, то есть сами пьесы по жанру делятся на пьесы-дзё, пьесы-ха и пьесы-кю.
ДВИЖЕНИЕ
Каждая составная часть движения по сцене, включая присущую лишь
театру Но походку, при которой пятки никогда не отрываются от пола, относится к одной из
"форм" (ката).
Общее их количество равно примерно двумстам, причем все имеют собственные названия.
ВЕЕР
Выразительность образов ситэ и ваки подчеркивается находящимися в их руках предметами
- письмами, зонтиками, четками и бамбуковыми ветками, символизирующими психическое
расстройство, но более всего - складывающимися веерами (тюкэй). Будучи полностью или
частично сложенным или, напротив, открытым, он может, в зависимости от своего контура и
манипуляций с ним действующим лицом, представлять любой объект - кинжал, фонарь, вос-
восходящую луну.
Абстрактный или реалистичный рисунок, нанесенный на веер, обычно ассоциируется с исполняемой ролью - привидения, старухи, демона. Пользуются разрисованными веерами только ситэ и ваки.
У остальных актеров и хора на веерах (оги) красуются гербы школ. Хористы кладут веера (всегда сложенные) перед собой на пол сцены и берут их в руки, обозначая начало песнопения.
МАСКИ
Существует более двухсот установленных типов личин.
Лишь ситэ и их "компаньоны" носят деревянные и раскрашенные маски (но не в пьесах, где
они играют живых людей). Каждая маска представляет собой вариацию какого-либо общего
типа: святых стариков, божеств, демонов или духов, обычных мужчин и женщин.
Некоторые маски, особенно для женских ролей, устроены таким образом, что могут отражать эмоции персонажа. Это зависит от угла, под которым маска на лице актёра находится по отношению к аудитории, а также разницы в освещении.
Более экстравагантные маски, такие как маски богов и чудовищ, не в состоянии передать эмоции и актёрам приходится прибегать к демонстрации их посредством телодвижений.
Некоторым маскам, применяемым в современном Ногаку, триста, четыреста, пятьсот лет. Они были созданы знаменитыми мастерами (их именовали тэнкаити - «первые под небом»), у каждой такой реликвии свой характер и своя история.
Маски изготавливали из драгоценной древесины, раскрашивали, а потом покрывали особым лаком.
Click to view
Click to view
КОСТЮМЫ
Музыканты и хор носят формальное чёрное кимоно с пятью родовыми эмблемами и хакама, а обслуживающий персонал носит неприметные чёрные одежды.
Многие из используемых ныне костюмов (сёдзоку) "сконструированы" в XVIII и XIX вв., когда
были строго определены их выкройки, расцветки и материалы для каждого образа в театре
Но. Костюмы создают эффект роскоши и элегантности, но также делают актера грузным и
массивным.
Фигура ситэ выглядит особенно внушительной. Достигается это, по меньшей
мере, пятью "слоями" одежды, верхняя из которых изготовлена из богато разукрашенной
камки, парчи или покрытого вышивкой шелкового газа.
Ни один "слой" одежды не скрывает полностью находящийся под ним. Материалы и их отделка отличаются большим многообразием. Парики, шляпы и прически увеличивают рост действующего лица.