Олег Волошин: Грядет «великая американская социалистическая революция»

Oct 10, 2020 23:30



Многие историки сходятся в том, что при том, что катастрофу 1917 года вполне можно объяснить с позиции сегодняшнего дня, она далеко не была неизбежной. Назрели перемены, но лишь силою вещей они приобрели столь трагические формы.

Сегодняшняя Америка тоже нуждается в переменах. Общий кризис современной модели капитализма наложился на демографические изменения (белые скоро станут меньшинством), глубокие трансформации сознания молодёжи под действием поп-культуры и объективное ослабление позиций США в мире, которым уже не является однополярным.


Однако с учётом общего вектора перемен именно приход к власти левых (progressives, как они себя называют) способен спровоцировать самые тяжёлые последствия. Философия «Пусть скорее грянет буря» всегда превращает большинство в жертвы пассионарного меньшинства. Когда машина входит в вираж, беда если за рулём лихач.

Какие основные вызовы возникнут перед США в случае очень вероятной победы Джо Байдена?

1. Левый поворот.

Сам кандидат от Демократической партии не лжёт, когда смеётся над обвинениями в приверженности социализму. Но по хорошему он лишь ширма, выбранная истеблишментом для привлечения умеренных избирателей. Тон в новой администрации будут задавать progressives. Они и не скрывают уже сейчас, что их поддержка Байдена продиктована лишь желанием избавиться от Трампа. Во всем остальном их в корне не устраивает сдержанность программы кандидата от демократов. Хотя и в ее разработке участвовали многие видные леваки во главе с открыто пропагандирующим социализм Берни Сандерсом.

Ярое сопротивление попыткам республиканцев успеть заполнить вакантное место в Верховном суде консервативной судьей показывает, что реально на уме у progressives: расширение трактовки права на аборт; ликвидацию возможности ссылаться на веру в вопросах отношения к ЛГБТ (например, либералы считают, что отказ венчать геев тоже является формой дискриминации); усиление роли федеральной власти в жилищной политике (речь идёт о принудительном размывании белых зажиточных пригородов строительством там бюджетного жилья для малоимущих цветных) и т.д.

Об угрозах всем этим «прогрессивным» планам в случае изменения баланса в суде ежедневно кричит либеральная пресса (ряд знаковых дел попадут на рассмотрение ВС как раз в следующем году).

Кроме того, конечно, речь идёт о расширении применения расовых и гендерных квот на все сферы общественной жизни. Новые правила вручения Оскара - это только цветочки. Левые хотят изменить состав всех коллегиальных органов с учётом таких квот: от наблюдательных советов школ до правлений банков системы Федерального резерва.

Как это все скажется на эффективности управления, если меритократия, лежавшая в основе американской мечты, приносится в жертву политкорректности, спрогнозировать не сложно.

2. Преступники - это жертвы

Джо Байден занял умеренную позицию относительно темы расовых беспорядков, проводимых под лозунгами Black Lives Matter. В частности, он отказался поддержать курс на урезание финансирования полиции. Но на практике это уже происходит во всех городах, где при власти демократы. По сути (конечно, отрицая это не словах) левые оправданием looting следуют той же логике, какой следовали радикальные социалисты сто лет назад: это не грабеж, а экспроприация экспроприаторов. Действительно, если чёрным каждый день либеральные СМИ закладывают в сознание, что «рабство - это первородный грех США, ради которого страна и вышла из-под власти Британии», то все имущество белого среднего класса становится тем же, чем для крестьян и рабочих в 1917-18 годах были владения помещиков и буржуазии - результатом нещадной эксплуатации их предков.

Открыто признавать проблему боятся даже консерваторы, чтоб не прослыть расистами, но беспрецедентный рост продаж оружия в США является очевидной реакцией небедных американцев на столь же беспрецедентное увеличение числа насильственных преступлений. Сомнительно, что леваки дадут Байдену ввести нацгвардию в случае новых погромов, как те, что мы видели этим летом.

3. Форсированная глобализация

Избрание Трампа стало во многом реакцией на издержки глобализации, от которой выигрывали только сверхбогатые и мигранты из нищих стран. Даже оппоненты признают, что, если бы не коронавирус, политику экономического национализма следовало бы хвалить за стремительную реиндустриализацию США и рост доходов синих воротничков.

Администрация Байдена с высокой вероятностью вернётся к продвигавшемуся при Обаме проекте Тихоокеанской зоне свободной торговли, что вновь создаст условия для переноса производств в Азию. Почти наверняка интересы американских производителей будут принесены в жертву и склонности либералов сохранять трансатлантическую солидарность с европейцами.

Единственное, в чем сходятся и демократы, и республиканцы, так это в понимании необходимости наращивать усилия по сдерживанию Китая. По этому пункту Байден и Трамп даже сошлись во время недавних дебатов.

А новинкой внешней политики демократов станет увязка американской поддержки «новых демократий» с положением в них ЛГБТ, отношению к мигрантам и религиозным меньшинствам (речь, конечно, идёт о мусульманах в Европе; тяжелое положение христиан на Ближнем Востоке либералов не заботит). Такие подходы давно обсуждались, но были отложены именно при нынешней администрации. Теперь же к ним вернутся, чем явно спровоцируют напряжение в отношениях с Варшавой и Будапештом. До сих пор консервативные силы в Европе (а они близки к приходу к власти и в Италии, и во Франции, и в Нидерландах) ценностно ориентировались на Трампа. Команда Байдена явно объединит силы с либералами в ЕС, что вовсе не решит проблему. Напротив, заставит сторонников традиционных ценностей ещё в большей степени оглядываться на Москву.

Естественно, progressives будут агрессивно продвигать и свою экологическую повестку, означающую радикальную борьбу с использованием углеводородов на транспорте и в промышленности. Цена этого курса - колоссальная дополнительная нагрузка на и без того беднеющий средний класс.

В целом, с учётом реальной расстановки сил внутри Демократической партии Байден будет самым «прогрессивным президентом со времен Франклина Рузвельта» (так перспективы оценил старик Сандерс). На практике это будет означать ускорение левого поворота со всеми вытекающими для американской экономики и образа жизни. Если перекос станет слишком радикальным (а такие, как конгрессвумен Александра Окасио- Кортес к полумерам не привыкли), то результатом может стать настоящий гражданский конфликт. Если он, конечно, не начнётся уже в ноябре из-за неготовности той или иной стороны признать поражение на выборах. Но об этом отдельный разговор.

Олег Волошин

Олег Анатольевич Волошин - украинский политик, дипломат, журналист и государственный деятель. Народный депутат Верховной рады Украины IX созыва.

Подписывайтесь на «КарауловLIFE» в социальных сетях!

США, Революция

Previous post Next post
Up