Профессор СПбПУ - о развитии сотрудничества с Таиландом в период пандемии

Jul 03, 2020 04:00



Политехнический университет развивает международное сотрудничество по разным направлениям: география партнерской сети СПбПУ ежегодно расширяется. Инновационные разработки являются одной из самых перспективных областей взаимодействия с зарубежными регионами. Так, сейчас наш университет ведет активную работу c Технологическим институтом короля Монгкута Ладкрабанга (King Mongkut's Institute of Technology Ladkrabang, KMITL), Бангкок, Тайланд: ведутся переговоры по изучению процессов цифровизации сферы услуг между двумя странами в условиях сложной социально-экономической ситуации в мире, вызванной COVID-19. О драйверах распространения новых технологий, цифровом проектировании, ближайших и долгосрочных перспективах рассказал профессор Высшей школы сервиса и торговли ИПМЭиТ Сергей БАРЫКИН.


- Сергей Евгеньевич, расскажите, почему именно Таиланд?

- Наши коллеги вышли на Технологический институт короля Монгкута Ладкрабанга через международные службы СПбПУ. В силу общности научных интересов завязалось сотрудничество. Вместе с университетом Таиланда мы подали совместную заявку на проведение эмпирического исследования, направленного на изучение процессов цифровизации сферы услуг между нашими странами. Учитывая экономическую ситуацию в мире, вызванную коронавирусом, это особенно актуально.

- Можете рассказать в двух словах, что планируется получить в результате?

- В перспективе мы планируем получить модель взаимодействия с клиентом на основе цифровой трансформации клиентского сервиса в условиях сложной экономической ситуации. Эта модель позволит сформировать наиболее полный объем информации о потребителе, что даст возможность находиться в непрерывном диалоге с клиентом и персонализировать обслуживание.

- Что по этому поводу думают коллеги из Таиланда?

- Наши зарубежные коллеги очень заинтересованы в сотрудничестве в области цифровой трансформации экономик, сервиса и торговли. На прошедших недавно переговорах мы приняли решение продолжить подавать заявки на различные конкурсы. Первым из них станет, скорее всего, конкурс на лучшие исследовательские проекты, которые проводят организации-участницы совместной исследовательской программы «Научное и инновационное пространство Восточной Азии». Исследование финансируется международной программой Е-Asia JRP Program. Один из ее участников - Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ).

- Цифровизация сферы услуг - это достаточно новая тема. Можете немного ее раскрыть?

- Торговля и сфера услуг характеризуются высоким уровнем цифровой активности. Говоря о цифровизации сферы услуг, следует начать с драйверов распространения новых технологий. В последнее время их называют «цифровыми». Важно не путать цифровизацию сферы услуг и новые производственные технологии. Последние охватывают модели проектирования и моделирования на стадии производственного процесса. А цифровизация торговых сетей и цифровые цепи поставок предполагают установку датчиков и мобильную связь, которые в совокупности обеспечивают всю информационную картину перемещения материального потока.

- А что это дает?

- В нашем случае удешевление датчиков и мобильной связи выступило драйвером цифровой трансформации сферы услуг. Теперь можно информировать клиента о движении товара, создавать платформы для сотрудничества логистических операторов, повышать качество анализа информации операторами торговых сетей. Главное, что позволяют сделать новые технологии получения и обработки информации, - кардинально повысить и максимально адаптировать сферу услуг к постоянно меняющимся, а зачастую становящимся более сложными, требованиям клиентов.

- Я правильно понимаю, что речь идет о совершенствовании клиенто-ориентированного процесса?

- Безусловно. Но это еще не все: помимо вопроса, как превратить оказание услуг в самый совершенный клиенто-ориентированный процесс, существует еще один, который относится к бизнесу. Как можно гарантировать обеим сторонам, участвующим в функционировании цепи поставок, исполнение обязательств по поставке и оплате товаров?

- И как же?

- Чтобы дать гарантии участникам цепей поставок, появилась система смарт-контрактов. Она фиксирует обязательства сторон, чтобы затем оценить качество исполнения договора всеми участниками. Формирование цепочки информации о движении товара по аналогии с цифровыми финансовыми технологиями положены в основу блокчейна в логистике. Простыми словами, это когда любое лицо, допущенное к информации, узнает всю историю появления товара на рынке и движения от поставщика к потребителю товарной единицы. Однако это еще не все. Появляются модели цифровых двойников цепей поставок.

- Но цифровые двойники - это же что-то из производства, разве нет?

- Конкретно эти цифровые двойники основаны на современных разработках в области имитационного моделирования. Прямой аналогии цифровым двойникам на производстве здесь нет. Цепь поставок представляет собой очень сложную конфигурацию, при оптимизации функционирования которой следует учесть большое количество факторов, относящихся к участникам цепей поставок в разных странах с разной юридической практикой. В ответ на запрос гарантий в условиях политических рисков развиваются особенности деятельности Европейской логистической платформы, деятельность которой сейчас направлена в том числе на предоставление политических гарантий участникам международной торговли.

- Какие изменения в системе можно наблюдать уже сейчас?

- Сейчас важно понимать, что сфера торговли переживает кардинальное преобразование, озвученное термином цифровой трансформации, когда место посредников занимают цифровые платформы обмена информацией с клиентом, конкуренция уступает сотрудничеству на базе цифровых платформ, а рекламный характер информации становится более конкретным и привязанным к характеристикам товара, на которые поступает запрос клиента, что описывается термином кастомизации в условиях удовлетворения индивидуальных предпочтений клиента.

- И конечно, свою лепту в процесс внес коронавирус.

- Пандемия коронавируса ускорила процесс цифровой трансформации сервиса путем привлечения цифровых технологий для повышения качества оказания услуг на основе обмена данными, анализа информации, разработки моделей управления потоками, ресурсов, товаров и услуг для обеспечения потребителя не только всем необходимым, но и для удовлетворения индивидуальных запросов с минимальным временем реагирования и адаптации торговых сетей.

- Несмотря ни на что, какими вы видите перспективы сотрудничества России и Таиланда?

- Радует тот факт, что взаимодействие России и Тайланда укрепляет положение нашей страны в первых рядах внедрения цифровых технологий, в том числе в сфере услуг.

- Сергей Евгеньевич, благодарим за интервью. Желаем успехов и продуктивного сотрудничества с зарубежными коллегами!

Подписывайтесь на «КарауловLIFE» в социальных сетях!

Эпидемия, Таиланд, Сотрудничество

Previous post Next post
Up