Оригинал взят у
amdn_news в
И клоунов не останется. Зачем МВФ заставляет Украину продать заводы, порты и цирки В Украине планируется масштабная приватизация госпредприятий. Эксперты говорят, что реальных покупателей на госсобственность пока нет, но желающие забрать себе имущество за бесценок найдутся
В списке объектов, подлежащих приватизации, опубликованном Минэкономразвития, значится 893 структуры, среди которых крупнейшие производственные и культурные объекты, в частности, цирки, банки, редакции ведомственных журналов, госпредприятия Минобороны. Можно там встретить и предприятия, находящиеся на неподконтрольной Украине территории, в частности, одна из автобаз и угледобывающие предприятия - в Луганской области. На самих предприятиях о возможной приватизации в большинстве случаев даже не слышали, пишут
«Вести».
«Меня никто об этом не информировал, и никаких предложений на этот счет не поступало. Кроме того, киностудия сейчас не подлежит приватизации, так как носит статус национальной, так что пусть сначала примут решение о смене статуса, а потом уже передают в частные руки», - сказал директор киностудии им. Довженко Олесь Янчук.
Столичный цирк был включен в список приватизации еще год назад - тогда в Киевраде опасались, что в случае перехода здания в частные руки его будут использовать не по назначению и на его территории могут построить, к примеру, очередной ТРЦ. Да и сейчас в цирке попытку приватизации называют способом его обанкротить. «Хотя статус национального запрещает приватизацию, все серьезно - нас несколько раз приглашали на встречи с бизнесменами, предлагавшими создать акционерное общество», - говорит директор Национального цирка Людмила Шевченко.
К слову, раньше Киевским цирком интересовались россияне. Но их отсекли специальным законом, запретив русскому капиталу участвовать в приватизации. О сумме, за которую могут продать цирк, в Фонде госимущества пока не говорят.
Кстати, на четырехзвездочный Президент-отель уже огласили конкурс. Это вторая попытка - раньше, когда отель продавали за 323 млн грн, никто не подал заявок. И теперь в ФГИ планируют провести конкурсную оценку заново. Кроме того, подан ряд судебных исков, блокирующих процесс. Их инициировали физлица, которых связывают с одесскими бизнесменами Борисом Кауфманом и Александром Грановским. По словам экспертов, они заинтересованы в том, чтобы приобрести отель, хотя это и отрицают.
Есть оценка также «Центрэнерго» - не менее $1млн. По словам экс-главы ФГИ Игоря Билоуса, интерес высказывал французский гигант Gas de France. По его словам, если на продажу выставят более 50% компании, французы будут участвовать. Кроме того, на конкурс пришли также советники четырех мировых компаний: USAID, ЄБРР, Baker & McKenzie, Deloitte.
А Одесский припортовый завод, производящий удобрения, продают аж с 2009 года. Приватизация застряла на этапе создания конкурсной комиссии, которая оценит завод. После ряда переоценок ФГИ снизил стартовую цену завода с $600 млн до $150 млн. А наиболее успешным приватизационным примером в банковской сфере считают Украинский банк реконструкции и развития, проданный за 82 млн грн китайской бирже Bohai Commodity Exchange Co., Ltd (годовой оборот оценивают в $1 трлн). «Фактически они купили документы на ведение банковской деятельности, ведь в УБРР нет ни офисов, ни банкоматов», - говорит источник в ФГИ.
По словам финансового эксперта Алексея Куща, массовая приватизация - одно из требований МВФ. «Кредитор, который тратит десятки миллиардов гривен на дотацию госпредприятий (в частности, только на ПриватБанк планируется потратить более 120 млрд), не заинтересован в том, чтобы это продолжалось долго. Поэтому тактика МВФ такова: для начала нужно хотя бы анонсировать продажу и ускорить процесс принятия необходимых законов. Как максимум в ближайшие два-три года могут продать 25% акций этих банков международным финорганизациям, как ЕБРР или Мировой банк. Например, ЕБРР уже интересовался Ощадбанком», - говорит Кущ.
В случае приватизации продавец и покупатель подписывают инвестобязательства (страховка от недобросовестных собственников), но есть «но». «В истории приватизации были случаи, когда жесткие обязательства смягчали в интересах нового собственника, - сказал глава комиссии ВР по приватизации Игорь Лапин. - Когда продали алюминиевый комбинат «Русал», собственник был обязан построить комплекс отдыха для рабочих. Но позже обязательство отменили». Что касается госшахт, то у горняков есть опасения, что инвесторы не смогут поддерживать шахты в рабочем состоянии и будут их банкротить. «Мы не против приватизации, важно, чтобы она была прозрачной. Но горношахтное оборудование очень металлоемкое, и сдать их на металлолом гораздо выгоднее, чем поддерживать работу», - говорит глава Независимого профсоюза горняков Михаил Волынец.
Лапин считает, что больше всего интерес будет к объектам, связанным с землей: «Реальных инвесторов нет, но будет много желающих купить объекты за бесценок. Это мы видим на примере ОПЗ, цену которого снизили втрое. Особый интерес у инвесторов вызовут те объекты, которые имеют отношение к земле. Например, выставлен на продажу ряд конезаводов. У нас уже и коней толковых нет, и людей, увлеченных этим бизнесом. Но конезаводы - это 50 тыс. га земли. Их захотят скупить в преддверии открытия рынка земли».
В самом Фонде Госимущества говорят, что цель приватизации - восстановление убыточных предприятий. «Мы хотим продать все, что купят и приведут в порядок. Но надо придерживаться процедуры, хотя она и долгая по времени, - сказала начальник пресс-службы ФГИ Нина Яворская. - Недавно к нам обращались китайские инвесторы и интересовались, какие еще объекты Украина готова выставить на продажу, причем в дальнейшем - проводить эти операции через уже приватизированный УБРР».
Ещё больше интересных материалов на
AMDN.NEWS