Конспект первой части семинара В. Басси "Аутизм не приговор"

Nov 20, 2012 00:34

Вдруг кто забыл или пропустил - в Киеве недавно проходил семинар Виржинии Басси(1) Она провела замечательный семинар по аутизму, запись которого можно приобрести в фонде Дитина
Ниже я размещаю свой конспект, который я делал слушая семинар. а потом подправил при помощи видеозаписи.Так уж вышло, что в конспекте освещена только первая половина встречи, но если вас заинтересовало - обратитесь в фонд "Дитина з майбутнім" http://www.cwf.com.ua/ru
Надеюсь, эта информация будет полезна нашему сообществу


(1) Краткая информация о докторе Басси тут:http://hnb.com.ua/news/s-deti-doktor_virdzhiniya_bassi_posetit_ukrainu-2741 и на англ: http://www.drbassi.com/

Конспект семинара В.Басси «Аутизм не приговор»

Существует набор мифов о аутизме:
• Не смотрят в глаза
• Расстройство мозгового характера
• Если есть прогресс - значит не аутист
• Можно перерасти, вылечить
• Аутисты не обучаемы
• В глубине аутиста есть нормальный человек
• Не могут быть привязаны к кому-то
• Нет друзей
• Можно манипулировать
• Не улыбаются
• Не замечают мимику других людей
Это все - неправда, мифы
Исследования аутизма ведутся давно. Перечисляются симптомы присущие аутистам: стереотипия, страх перемен, обособленность, предпочтение картинкам. Синдром Аспергера - более мягкий вид аутизма. ЭТО НЕ ШИЗОФРЕНИЯ. И никак не соотносится. Аутизм - расстройство мозга и поведенческие проблемы.
Первый признак ранний: не желает на руки, не начинает говорить, но главное - комплекс признаков: социализация, повторяемость узкий круг интересов, еда - выбор спец. Признаки до 3х лет. Статистически - 1000:1 - аутисты. Высокие аутисты могут просто раствориться в толпе. Больше стало аутистов - меньше УО. У девочек с аутизмом- часто + сильная УО. Все аут. разные. Аутисты могут начать говорить позднее, и родители могут это оправдать. Избегает физического контакта с родителями. Самотравмирование. Большая пассивность. Первыми аутизм замечают родители.
Родители подстраиваются, защищают поведение ребёнка. Спец. Должон конкретно выяснить: пытался ли обнять? Отличается от братьев-сестер? Чем?
Раннее вмешательство важно и помогает.
Вопрос: изменения резко произошли в 1,5 года - начал кричать ночью. Почему так?
Ответ: все же это нарастало, но для аутиста - трудно найти навигацию в мире. А его страх - крик. Например, хотел сидел сам в стульчике. Развлекал себя часами. И это неправильно! Если проговорить подробно, то будет видно, что это не мгновенно.
Аутизм - тяжелый диагноз для семьи, и отрицание - часто бывает.
Аутисты держат семью в заложниках - припадки, крик. Родители часто сдаются и идут на поводу ребенка. Постепенно социальная жизнь семь аутиста становится все более ограниченной. Приучить ребёнка к обществу.
С возрастом поведение будет такое же - но в 7 или 14 их остановить тяжелее, чем в 3 года. Потому рано воздействовать на ребёнка - важно.
Аутисты не читают эмоции, проблемы ждать очередь. Может миллион раз надо повторять. И через время ребенок может забыть и надо терпение - научить заново. Мы хотим быстрее сделать всё за ребенка.
Игра с другими: обучать совместным играм. Социализация не менее важна для аутистами чем индивидуальные занятия. Надо верить, надо быть настойчивым и надо иметь высокие ожидания.
Эмоции - тоже надо обучать, показывать. Чтоб ребёнок понял, почему чего-то нельзя - надо чтоб он сам прочувствовал, дошёл по маленьким кусочкам. Реакция агрессии - тоже проявление чувств у аутиста, как и самоповреждение.
Ок. 70% могут иметь УО. Но надо помнить, что тесты разработаны для обычных детей. И даже при умст.отст. человек может вести нормальную жизнь.
Из-за некоторого поведения, дети могут выглядеть как меньше, чем есть. Правила надо устанавливать чем раньше - тем лучше.
Проблемы и затруднения в устной речи: не говорят окончания, говорят о себе «ТЫ», просьбы, делится тем, что происходило.
Некоторые проблемы могут списать на проблёмы пищевода
Проблемы с игрой понарошку, игрой с воображением. Аутистам тяжело представить себя кем-то другим. Надо научить претворятся (животным, например) и затем возвращаться в норму - стать опять рёбенком.
Вопросы: какое медобследование надо для аутиста?
Ответ: 1) педиатр - и объяснить почему и + привести в спецсад, где могут посмотреть специалисты.
Ремарка: может психиатра? Проблема в том, чтоб специалист не начал искать оправдания поведению ребенка. Но, проблему поведения надо наверстывать, исправлять. Диагноз не важен - важно ранее вмешательство для любого ребенка с дефицитом чего-либо.
Вопрос : жевание газет (особенно цветных) стимулирование или что-то еще?
Ответ: Пристрастие может быть отдельным диагнозом - желанием есть несъедобное. Вопрос к родителям: а зачем вы разрешаете есть газету? Надо работать с родителями. Истерика, научится говорить всегда «нет» - не сдаваясь. Избавьтесь от того, что нельзя ребёнку - газет, конфет, например.
Тяжёло братьям, сестрам - но лучше сейчас пожертвовать едой, в маленьком возрасте чем в 5, 12 или 22 года.
Вопрос: пальцы всегда во рту, только родители отвернулись - пальцы в рот
Ответ: есть ли кровь? (нет) Когда чаще всего? (перед сном) Может ребенок так себя успокаивает? (да) Может помочь ему успокаиваться музыкой, перчатки
Вопрос: склонность к вращению вещей, но не патологическая - надо ли бороться? (4,5 года, вращает все)
Ответ: привлечь внимание к тем игрушкам. Которые требуют вращения.
Вопрос: отвлекать ли его в свободное время?
Ответ: жестко, но вы хотите в этом мире? Или в своем? Тогда надо учить правильному пользованию предметами
Стереотипические действия - попытка упорядочить мир, который выглядит как хаос. Но надо научить воспринимать мир таким, как он есть. Для этого может требоваться гораздо больше объяснений: например - при одевании - каждое действие - одеваем курточку чтоб не заболеть - а если заболеем - вообще не сможем гулять. Возвращаемся - вешаем на крючок чтоб ты мог найти ее когда идем гулять в след. раз. Объяснять разницу в одежде для ситуаций.
Кроме того у аутистов может быть сенсорное не восприятие. Дети не любили носить молнию, одежду навыворот. Может срезать бирки. Надо, чтоб был опыт со всем. Например, музыка может быть громкая, тихая - чтоб пробовали разное. Разную по консистенции текстуре еду, одежду
Не надо забывать, что это просто дети - им просто может что-то не нравится.
Но надо убеждать хотя бы попробовать. А через время - еще раз.
Проблемы с моторикой.
Дети с аутизмом понимают, что они другие. И им из-за этого может быть тяжело - перевозбуждения, депрессии. То же может быть из-за того что аутисту тяжело объяснять что он хочет и понимать что от него хотят.
Учить невербальным сигналам: улыбка, подмигивания. Спектр эмоций широк. Пусть он не скажет про чувства - может он покажет. Не надо прекращать общение.
Половое созревание и развитие: надо объяснять что допустимо, где и когда.
Вопрос: маструбация и самостимиляция.
Ответ: мальчик 10 лет мастурбировал в классе. Но ему родители не объяснили - когда можно. Объяснить что нельзя в гостиной, классе. Можно например в кровати, душе - но не на площадке. Скучно - мастурбация будет как саморазвлечение.
Уровни развития у аутиста скачут: может великолепно читать, но не понимать прочитанное, может ли затем пересказать. Сам одевается - засовывание рук в курточку, которую держит родитель - не сам одевается.
Ежедневно-повторяющиеся действия - проще каждый день кормить кашей но надо менять. Аутисты не хотят перемен, а однообразие лишает воображенения. Выстраивание в линеечку - способ самоуспокоения, самозанятия. Потому надо предлагать больший спектр действий, игр. Уменьшать самоповреждения.
Поддержание беседы - тяжело для аутиста. Есть риск того, что их будут эксплуатировать (в школе) Надо учить.
Гастроэнтерология: проблемы с едой, каками. Запах из рта, проблемы с жёлудком. Это тоже может быть причиной раздражительности. У них могут быть аллергии. И важно не спутать.
Диета при аутизме: сахар, проблемы с молочкой и глютеном. Для семьи очень тяжёло, но не будет истерик. Проблема с привыканием детей к диете. Результат диеты: меньше истерик, меньше гастро проблем.
Вопрос: беспокойство, что дети теряют в весе от диеты.
Ответ: постепенно вес возвращается к норме. Кроме того в саду у ребёнка может быть повышена активность - больше занятий и движения, чем дома.
Вопрос: насколько строгой должна быть диета? Если уменьшить продукты имеет смысл?
Ответ: да, если уменьшить - теряет смысл. Можно последовать диете - а потом вернуть. Если организму легче - почёму не придерживаться?
Вопрос: но за месяц 2-3 конфеты попадает к ребёнку?
Ответ: приучить не есть, хоть и пару конфет - не смертельно. Но лучше научить отказываться.
Дайте фрукт вместо сока, исключить сахар. Затем мучные продукты, потом молоко
Вопрос: рекомендуются анализы. Надо ли их делать?
Ответ: генетика - это частичная причина аутизма. Если есть 1 аутист - 20 % вероятность еще одного с аутизмом. У двойняшек - 90% что будет у обоих. Но чаще это генетический сбой. Гипотеза наследования по отцовской линии. Но никто точно не знает. Гипотеза что чем старше отец - тем выше вероятность родить ребенка-аутиста. Но скорее всего, более чем один ген дает аутизм, и в разных случаях разные комбинации генов дают аутизм. Но всё это гипотезы.
Прививки не имеют отношения к аутизму, но вакцина может запускать механизм, и убрать то, что скрывало ауизм. И если вернуться к моменту рождения, то всё же видны проявления аутизма (до прививки). Возможно аутизм это генетическая предрасположенность + раннее травматическое воздействие окружающей среды.
Вопрос: если есть проявления аутизма, стоит ли делать прививки?
Ответ: да, стоит, я не верю, что прививки провоцируют аутизм. Ребёнок может заболеть чем-то, от чего могла бы защитить вакцина. Как мама я бы продолжала прививать ребёнка.
Вопрос: отношение к терапии животными?
Ответ: ну, я б сама хотела поплавать с дельфинами. Но самое важное - это внедрение в общество. Мы вырастаем и не плаваем с дельфинами, мы живем в обществе. Дельфины - это не заменяет обучение. Ребенок должен научить себя вести в обществе.
Вопрос: почему больше привлекать цифры, буквы, но не игрушки
Ответ: надо привлекать к тому, чтоб он играл игрушками, а его интересы увязывать к жизни. Какая цель для моего ребёнка? Хочу, чтоб он пошел на работу, завёл семью или чтоб он делал сам что хочет? И если вы выбрали 2е, то, что будет с ребенком, когда вас не станет? Что надо ему для самостоятельной жизни?
Вопрос: статистика незаговоривших аутистов, и возраст до которого не заговорил (критический)?
Ответ: по возрасту - нет. Всегда надо приветствовать вербальную активность детей. Принимайте любую коммуникацию со стороны ребёнка. Нет системы. Нет рамок, когда заговорит. Продолжать говорить с рёбенком постоянно, не прекращая.
Вопрос: каких таблеток надо боятся? Чего избегать?
Ответ: нет таблеток от аутизма. Таблетки от симптомов. Агрессию, например, можно убрать мед. путем. Но может это надо попробовать убрать поведенчёским путем. Важно обращать внимание на сон, еду - можно ли там что-то поменять до того, как применять лечение. Каждая таблетка имеет побочку, а некоторые меняю химию мозга или дают проблемы с пищеварением. Если вы попробовали все, ничего не помогло, то препараты - последнее, что должно быть.
Конец первой части

аутизм, исследовния, терапия, семинар, обучение, лечение

Previous post Next post
Up