Joker: Folie à Deux (2024)

Nov 25, 2024 14:47


Originally published at Auteurs.ru. You can comment here or there.

После триумфа первого "Джокера" (главный приз в Венеции и номинации на "Оскар") встал вопрос: что дальше? Ведь фильм Тодда Филлипса не был вписан ни в какую франшизу и стоял особняком во вселенной DC. Кроме того, это был авторский фильм с вполне законченной историей. Но после глобального успеха в мировом бокс-оффисе (более миллиарда долларов сборов) сомнений уже не оставалось: сиквелу -  быть. Тодд Филлипс и Хоакин Феникс для приличия "поломались", но, как известно, "за деньги - да".

Руководство "Уорнеров", кажется, верило, что с Филлипсом ухватило Бога за бороду и теперь любой сиквел "Джокера" будет не менее успешным, потому что оригинальная картина получила помимо прочего огромную фан-базу. Режиссеру был дан полный карт-бланш и свобода для реализации своих идей. Есть ощущение, что "Уорнеры" настолько были впечатлены (и озадачены) миллиардом зеленых бумажек, что свято поверили в гений Филлипса. И консенсус был таков: пусть снимает так, как считает нужным. Мы, мол, лезть туда не будем. Более того, у "Джокера-2" отменили тестовые показы перед релизом (для блокбастеров это обычная практика), веря в очередной "баблодой". Тем жестче оказалась реальность. Дальше мы все знаем: унизительная критика и провал в прокате. Давайте разберемся, что "пошло не так" (ниже по тексту возможны спойлеры) и так уж ли плох сиквел?

После просмотра ленты я сразу подумал: это абсолютно авторское кино за двести лямов. Тодд Филлипс не пошел на поводу ожиданий публики и сделал еще более радикальный фильм по сравнению с первым (в 2019 году "Джокер" тоже с рейтингом R казался каким-то безумием). В картине присутствуют персонажи из DC (Джокер, Харли Квинн, Харви Дент), но они не имеют ничего схожего с образами из комиксов. Если в оригинальном "Джокере" режиссер еще как-то пытался увязать Артура Флека с Бэтменом и общими корнями, то тут он максимально отходит от этого.

"Джокер: Безумие на двоих" (Joker: Folie à Deux) - это своего рода мета-высказывание по поводу оригинального фильма, хотя формально события здесь продолжают его нарратив. В "Безумии на двоих" несколько раз упоминается некий "телефильм", который был снят по мотивам реальных преступлений Артура Флека. Харли Квинн (или Ли, как ее называют тут) сама говорит, что смотрела его несколько раз. На мой взгляд, "телефильм" - это отсылка собственно к первому "Джокеру". Тодд Филлипс демонстративно показывает, что первый "Джокер" - всего лишь фанфик, постановка. А настоящий Джокер - в сиквеле.

Важнейшим моментом является обман ожиданий зрителей по поводу сиквела. Наверняка многие фанаты в своем воображении видели, как Артур Флек вместе с соратниками будет громить Готэм, сеять хаос на улиц и мстить крупным капиталистам (кино 2019 года была довольно-таки "левацким"). Как кажется, Филлипс предвидел такие ожидания и даже потроллил зрителей в самом фильме. Вспомните сцену в суде: происходит взрыв, ошарашенный Флек выходит на улицу, а там его в машину сажают фанаты-радикалы в гриме Джокера. Ему говорят: "ну вот теперь точно нас ждут Великие дела!" Испуганный Артур вылезает из авто и убегает. Кажется, этот момент - настоящий триггер для поклонников первой ленты. Здесь становится очевидно, что ничего похожего на того же "Темного рыцаря" мы точно не увидим.

Пожалуй, важнейшая проблематика в сиквеле - это поиск собственной самоидентичности. Эта идея проходит лейтмотивом сквозь весь фильм. Артур Флек не просто сидит в тюрьме: он пытается понять, who is he? Он - Артур Флек или Джокер? Является ли Джокер его темным альтер-эго либо это просто то, каким хотят видеть Флека в обществе другие? Адвокатша настаивает на раздвоении личности, но в какой-то момент Артур ее увольняет и начинает защищать себя сам. Это важный момент: Артур наконец-то начинает проявлять свою личность и постепенно его "Джокер" уходит из самосознания. Другой важный момент: объяснения с Ли на той знаменитой лестнице. Артур Флек огорчен, что Ли хотела видеть в нем Джокера и потому он ей был так притягателен. Потому что он-то как раз осознал себя как Артура Флека: Джокер ему больше не нужен.

Финальная сцена в тюрьме, пожалуй, является одной из самых мрачных в истории кинокомиксов. Это смерть Персонажа, тотальная де-конструкция Джокера как такового. В ней режиссер демонстрирует, что в обществе убивают тех, кто не соответствует ожиданиям других. В течение всего фильма даже заключенные смотрят онлайн из зала суда и "болеют" за Джокера. В финале, после ухода Джокера из сознания Артура, он им теперь неинтересен. Более того, они крайне разочарованы и рассержены. Джокер как символ сопротивления системе угас вместе с Флеком. Готэму теперь нужен новый Джокер.

comment

Previous post Next post
Up