Очень долгое время кроме "Психо" я ничего не смотрел в этой франшизе. Хотя "франшизой" все следующие ленты после Хичкока сложно назвать. Во-первых, они были сняты уже после его смерти (а кто бы отважился раньше!). Во-вторых, все сиквелы по сути не имеют глобального художественного смысла, потому что картина Маэстро не нуждается в продолжениях. Однако все же в какой-то момент мне стало любопытно, что же такого там наснимали дальше.
Я проранжировал всю киносерию "Психоза" в рамках своей рубрики Ranked от худшего к лучшему. Итак, поехали:
6. Psycho IV (1990)
Совершенно унылый TV-Movie, который ну ничего из себя не представляет. Весь фильм - это по сути визуализация монолога психиатра из финала первого "Психо", когда он рассказывает о личности Бэйтса. В течение всей ленты Норман болтает в эфире какой-то рядовой радиостанции на тему "убийств матерей" (да, звучит кринжово и так оно и есть). Ведущая спрашивает Бэйтса о его детстве и в это время режиссер показывает флешбеки оттуда (в роли юного Нормана Генри Томас).
Ничего оригинального из флешбеков мы не узнаем: тяжелое детство, распутная мать (в этой роли сексуальная и эффектная Оливия Хасси), отчим-кретин, первые убийства. Единственная интрига ленты в том, убьет ли Норман свою жену (он что, женат??? да!). По крайней мере в эфире он так и говорит: убью, мол, жену из-за беременности. Не хочу наследников, потому что мой "псих" передастся по наследию. Лол. Вообщем мало того, что это серая и невзрачная картина, которая совершенно не держит саспенс. Плохо еще и то, что она противоречит психотипу самого Нормана: замкнутый и интровертный Бэйтс не стал бы в эфире рассказывать о себе, вряд ли бы женился и уж точно не вышел бы на свободу. Да, еще тут зачем-то заюзали музыку Бернарда Херрмана. Ну вообще не в тему.
5. Bates Motel (1987)
Условный спин-офф "Психо", который игнорирует все сиквелы с Энтони Перкинсом. В этой реальности Норман Бэйтс так и не вышел из психушки. Зато он завещал свой мотель Алексу Уэсту, который провел в дурдоме 27 лет и там подружился с Норманом (на почве любви к птицам, лол). Так вот Алекс приезжает в "Мотель Бэйтса" с твердой решимостью восстановить и снова открыть зловещий хостел.
Лента постоянно обманывает наши ожидания: кажется, что Алекс там снова сойдет с катушек и начнет убивать постояльцев. Но нет. Полфильма посвящено по сути стройке и ремонту самого отеля. Главным злодеем тут оказывается сотрудник банка, который выдал Алексу кредит, а сам-то спит и видит, как тот потеряет землю из-за просрочек платежа. Еще тут появляются какие-то призраки молодых суицидников, отговаривающих некую даму от самоубийства. Вообщем бреда тут немало. Однако из плюсов все же отмечу тот факт, что данный фильм стоит особняком во франшизе и не юзает одни и те же тропы сиквелов.
4. Psycho III (1986)
Сюжет тут происходит после второго "Психо 2": Норман уже уволился из кофейни и спокойно живет со своей "новой мамой" в домике на холме. Ему удалось выйти сухим из воды после кровавых событий из сиквела и вообще его уже никто ни в чем не подозревает (ну да, пропала куда-то старушка, но ее толком никто и не ищет). Новый виток убийств начинается после того, как в город прибывает случайная парочка из музыканта-неудачника и бывшей монашки (сексуальная блондинка Дайана Скаруид).
Третий фильм франшизы - это полный провал. Снимал его зачем-то собственноручно Энтони Перкинс и мы увидели, что в актерском мастерстве он куда более подкован, нежели в режиссуре. "Психо 3"- это какой-то нелепый малобюджетный слэшер по существу, который вообще бы даже не заметили в 80-х без привязки к культовому персонажу Норману Бэйтсу.
К тому же триквел начинает спорить с сиквелом: сначала мы узнали, что миссис Бэйтс не была настоящей матерью Нормана (что? да!), а потом снова нам сказали, что таки была. Портит триквел и дурацкий финал, который вроде как пришлось переснимать по приказу студии: он полностью противоречит логике нарратива: Норман считает себя наконец-то "свободным", а в машине копов снова копипастит физиономию из развязки первого "Психо". Похоже, то был типичный для студии клифхэнгер и намек на продолжения.
3. Psycho (1998)
Покадровый римейк Гас Ван Сента. Очень странный проект, мотивация которого до сих пор для меня неясна: то ли понты режиссера, то ли еще что. Вообщем это такой piece of art, вещь в себе. Подробнее о римейке я писал
тут.
2. Psycho II (1983)
Спустя 22 года после отсидки в психушке Норман Бэйтс вылечился. По крайней мере так думает его психиатр и судьи. Его отпускают с богом на волю к себе домой (конечно, под некоторым надзором). Многие активисты и родственники жертв Бэйтса крайне этим недовольны: в их числе находится сестра главной жертвы из ленты Хичкока Лайла Крэйн (Вера Майлз).
Был скептично настроен по поводу сиквела "Психо", но он меня развлек. Конечно, это фанфик. Ленте Хичкока вообще не нужны продолжения, потому что "Психо" - это законченное и самодостаточное произведение. Однако сиквел как бы фантазирует, что могло бы произойти, если бы Норман все-таки вышел потом на свободу. По стилю это похоже на какую-то кэмповую комедию со сменой масок и ролей, с откровенно стебными и гротескными сценами (один финал чего-то тока стоит). Особенно мне приглянулась Мег Тилли в роли Мэри: симпатичная актриса, которая оказалась главной драйвовой движухой сиквела (а в парике с ножом она еще лучше!).
1. Psycho (1960)
Бесспорный шедевр Альфреда Хичкока, который не стареет с годами. В очередной пересмотр я понял, что именно сочетание блестящей режиссуры, виртуозного монтажа и отличного саундтрека позволяет "Психо" более полувека быть актуальным. Ведь это не условный фильм своего времени, который устарел. Нет, это по-прежнему кино хай-класса, которое завораживает по сей день. Его интересно смотреть снова и снова, зная не только сюжет, но и ощущая наследие этого шедевра для жанра и кинематографа в принципе. Можно в любой дождливый вечер включить фильм дома и снова ощутить частое сердцебиение в ключевых сценах. Чистая магия.