Внутренняя красота головного мозга.

Dec 14, 2014 22:00

Художник, доктор нейробиологии Пенсильванского университета Грег Данн изобрёл совершенно новый жанр живописи, где современная наука тесно сплелась с японской техникой живописи суми-э. Художник рисует головной мозг.



Природа нейронов обладает всеми качествами Дзен, считает Грег. Сходство начинается со спонтанных узоров ветвлений и заканчивается умопомрачительными по своей красоте и непостижимости нейронными ландшафтами. Хотя клетки мозга слишком малы, не видны без микроскопа, они являются такой же частью живой природы, как и любой предмет, изображаемый мастерами суми-э в картинах: деревья, переплетающиеся ветви, тростник и т.д.


Картины китайских или японских мастеров суми-э могут показаться примитивными, обыкновенными акварельными картинками, которые способен нарисовать любой школьник, владеющий кистью. В действительности это далеко не так. Техника суми-э рассчитана на то, чтобы, благодаря отсечению лишних деталей, выразить непосредственную суть предмета, его природу. Несмотря на кажущуюся простоту, на обучение суми-э требуются годы, иногда целая жизнь. Суми-э требует предельного сосредоточения и внутреннего спокойствия, и без медитативной практики художнику не удастся довести технику линии и штриха до совершенства, ведь каждое движение кисти мастера есть прямое отражение состояния его ума. Потому на Востоке считается, что суми-э - идеальное средство, с помощью которого живописец может общаться со своим внутренним состоянием. Практика суми-э часто является обязательной дисциплиной в буддийских монастырях.


Когда у Грега однажды спросили, какими методами он пользуется для достижения эффекта случайности и спонтанности в живописи, художник рассказал следующее.
Мозг, по существу, это образец идеального фильтр-детектора, экстрагирующего упорядоченность из хаоса. Обратная операция, - превращение порядка в хаос - для мозга задача трудная. Это легко доказать. Попробуйте начать рисовать случайные штрихи в различных направлениях, и очень скоро вы поймете, что они далеко не случайны. Вы укладываете штрихи, подчиняясь каким-то бессознательным правилам, регулирующим моделям, которым вас обучили в художественном училище. Получается, что в основе всей вашей спонтанности лежат жесткие модели штриха.
Чтобы облегчить работу с моделями и шаблонами, глубоко засевшими в голове, Грег изучает закономерности роста ответвлений нейронов. По внешнему виду нейрон очень похож на кляксу, оставляемую брызгами чернил на бумаге. По аналогии с нейронами головного мозга Грег обнаружил, что при определенных условиях капля чернил, упавшая на бумагу, создает случайные разветвления брызг. Причиной такого поведения могут быть тонкие колебания воздуха, определенная ориентация волокон бумаги или неуловимые изменения ее впитывающих свойств. Все факторы в совокупности вызывают разнонаправленное разделение брызг, стремящихся по пути наименьшего сопротивления. Поведение нейрона в точности такое же. Аксоны и дендриты растут наружу от тела клетки, соприкасаются с другими клетками на пути роста, но "обтекают" их, следуя пути наименьшего сопротивления сквозь клеточную матрицу. Аналогичные шаблоны поведения легко найти в природе: ветви деревьев, виноградная лоза, трещины на камне, облезающая с поверхности металла краска. Такие, казалось бы, случайные ветвления, Грег Данн называет "фрактальным устройством Вселенной".


Из философии фрактального устройства Вселенной исходит творческий метод Грега Данна. Он состоит в соблюдении некоего баланса между непредсказуемой спонтанностью росчерков и брызг суми-э и сознательным направлением творческого процесса. Здесь прослеживается прямая параллель с медитативной практикой. В медитации, постоянно "разрывая" бесконечно тонкую черту между "усилием" и "не-усилием, начинаешь понимать самый верный путь к естественному состоянию недвойственного осознавания. В живописи эта недвойственность может разрешиться при нахождении естественного баланса между спонтанностью росчерков, закованных, между тем, в определенные рамки, например, картинной плоскости. Так что живопись, по мнению Грега, ужа сама по себе есть духовная практика.

суми-э, Грег Данн, нейро-художник, мозг, красота

Previous post Next post
Up