The Organized Mind: Thinking Straight in the Age of Information Overload - попытка профессора из канадского университета
МакГилл категоризировать различные системы организации труда и упорядочить информационную перегрузку сегодняшнего дня.
Первая часть посвящена небольшому историческому экскурсу - проблема избытка информации волновала как древних греков, так и философов средневековья. Рене Декарт в свое время
подверг сомнению полезность книг как таковых, так как полезная информация в них перемешана с бесполезной, а процесс отсева зерен от плевел может занять всю жизнь. Автор посвящает одну главу описанию процесса работы мозга (дабы в дальнейшем термины типа гиппокампа не смущали читателя) и медленно, за руку, доводит читателя до вывода, что неорганизованному человеку никакие самобичевания и упражнения для развития мозга не помогут - мы действительно мало приспособлены для долгосрочного (да и кратко- под вопросом) хранения информации. Мы считаем память поврежденной, только когда видим человека с расстройством, болезнью или каким-то внешним фактором воздействия типа аварии либо электрошока, но на самом деле память нормального человека имеет свойство терять нужную информацию, сохранять одни, но не другие моменты, дорисовывать недостающие моменты и т.д.
Основные принципы организации раскрыты в пяти главах, составляющих вторую часть книги. Краткий дайджест правил:
- “Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется для нас”. Мы часто не можем найти ключи от машины, но всегда знаем, где машина. Наличие единственного и постоянного места для конкретного предмета - это первый и необходимый шаг к выработке привычки оставлять и находить конкретный предмет в одной и той же точке. Можно отмахиваться от всех этих вешалок для курток, полок для ключей, стационарных зарядок для телефонов как вещей ненужных, но при этом отдавать себе отчет в том, что каждая мысль типа “куда мне положить ключи” и “куда я вчера задевал ключи” создает дополнительную нагрузку на мозг. Нагрузку, которая прервет более глубокий мысленный процесс, либо же вытеснит из мозга другую мысль (“не забудь захватить зонтик”, “надо вернуть диск в прокат”, “в кладовке горит свет”). Наличие конкретных “мест” и визуальных напоминаний этих самых “мест” переводит заботу из сознательного в бессознательно.
- В плане вещей, которые нужно не забыть сделать, записывать все на бумагу. Блокнот для этого подходит больше, чем мобильный телефон, так как его не надо включать, у него не умрет батарея, возможности визуального выделения приоритетов там никак не ограничены - можно поставить три восклицательных знака, обвести кружком, подчеркнуть несколько раз и т.д. Это в любом случае лучше, чем мысль “да я запомню, чего там”, после чего мысли-“напоминалки” продолжают крутиться в голове, создавая психологическое напряжение, из-за которого человек всегда чувствует себя занятым.
- Если какой-то проект займет меньше чем пять минут (позвонить, отослать электронную почту, забронировать), то лучше это сделать прямо на месте. Во-первых, это немного подбодрит канцелярно-учетную часть мозга, так как что-то за день уже сделано, а во-вторых, это одна лишняя мысль-“напоминалка”, которая теперь уже будет кружиться в голове, вытесняя другие.
- В плане организации не бояться папок и яшиков стола с заголовком “Разное” или “Остальное”. Слишком многие системы для наведения порядка, будь то в виртуальном (папка “Мои документы”) или реальном (рабочий стол) сводятся на нет из-за того, что человек ощушает порыв энергии навести порядок и затем делает систему слишком строгой (“Финансовые операции с 1999 по 2006 гг.”) Если слишком много предметов (фотографий, файлов) попадают под категорию “Разное”, то пускай - по мере роста того ящика стола некоторые предметы начнут обретать тематичность, и их можно будет триумфально выделить в отдельный ящик. За это время вы наловчитесь пользоваться старыми категориями и ситуация, где к старым категориям (которые уже находятся на уровне подсознания) добавляется еще одна, гораздо благоприятнее для мозга чем вариант, где на мозг внезапно сваливают кучу категорий, некоторые из которых являются важными, а некоторые - надуманными.
- В электронном пространстве выделить несколько отрезков времени, которые будут посвящены коммуникационным приложениям - электронной почте, социальным сетям, и т.д. Практически все инструменты коммуникации (начиная с аськи) направлены на то, чтобы прерывать, и даже если воспитать в себе дисциплину не открывать свежий конвертик с письмом и не щелкать по мигающей иконке сообщений, мозг, знающий о том, что его ждет, неизбежно ищет допамина, связанного с этим действием. Участники одного эксперимента (британских ученых, но что тут поделаешь) выполняли какую-то мозгоемкую работу на компьютере, и группа, который было показано извещение о новом почтовом сообщении, в среднем теряла 10 баллов IQ.
Книга иногда уходит от основной темы и забегает в такие дебри, как краудсорсинг, книгопечатание и рак простаты для того, чтобы издалека подойти к предмету обсуждения, но в целом читается налегке. Подробно и популярно расписывает формулу Байеса (забавно, но это уже вторая книга из прочитанных мной за довольно короткий период времени, которые где-то в середине содержат подробное объяснение и интерпретацию
формулы Байеса, но формула действительно практична). Некоторым будет интересна восьмая глава - воспитание детей в контексте информационной перегрузки (основной тезис автора - следующее поколение будет жить в информационной утопии, поэтому задача образования - не столько заставить ученика зазубрить конкретные даты, сколько думать о нестандартных вариантах применения обычных вещей, что воспитает креативность гибкость мозга воспринимать неординарные ситуации).
http://moskalyuk.name/4732 плюс
теперь на фейсбуке для тех 75% редких случаев, когда ЖЖшный API не работает