... В чем заключается различие того, что происходит в США, Японии и России? В США и Японии всем - и рынку, и наблюдателям - ясно, чего хотят власти. Да, «словесные интервенции» не всегда получаются у них с успехом. Но сигналы рынку они подают однозначные.
То, что происходит, похоже на диалог: власти делают шаг и смотрят на реакцию бизнеса, а затем в зависимости от его реакции делают новое заявление или какие-то реальные меры в экономической политике. Так или иначе, власти пытаются воздействовать на рынок в понятном для него направлении. Так ищется компромисс между потребностями общества в целом и каждого конкретного бизнесмена, нацеленного на максимизацию своей собственной выгоды.
Чего хотят российские власти - не понятно никому. Что будет с налогами, с бюджетом, с процентной ставкой, с курсом рубля - во всем остается принципиальная неопределенность. Вместо решения вопросов - только их обсуждения. Иногда бурные, но почти всегда не заканчивающиеся ничем. Почему?
У меня есть только одно объяснение такой ситуации. Наши власти посылают сигналы не обществу или бизнесу. Они посылают сигналы куда-то «внутрь», в саму властную структуру. Кто главнее - вот единственный вопрос, который они реально решают. И любая проблема из реальной жизни рассматривается именно с точки зрения изменения влияния разных центров сил во власти. И каждый вопрос заканчивается очередным раундом такого изменения. И для власти именно это является окончанием вопроса, совсем не обязательно выпускать решение. Решения увязают во внутричиновничьих «разборках». И проще их вообще не выпускать...
...Какие сигналы получает российский бизнес, и как он на них реагирует? Бизнес отвечает власти не акциями протеста на площадях, это не его метод. Но не стоит питать иллюзий, что бизнес не реагирует - он реагирует, и еще как!
Индивидуальные предприниматели видят, что очевидный вопрос со страховыми взносами вот уже полгода не решается. И просто уходят «в тень». Средний бизнес видит, что никаких изменений во взаимоотношениях с силовыми структурами и судебными инстанциями не предвидится. И готовит себе места для «мягкого приземления» в случае чего где-то вне страны. Крупный бизнес вовлечен во властные разборки значительно сильнее и раньше других все может оценить. Несмотря на все разговоры, он предпочитает иметь такую структуру собственности, которая выводит владение бизнесом и все крупные сделки с ним в офшоры. Даже приватизация зачастую происходит в пользу анонимных номинальных структур.
Власть стремительно теряет диалог с бизнесом, с реальной экономикой, с жизнью за пределами Кремля и Белого дома. Она вообще мало слышит все, что происходит вокруг. Она игнорирует реальность. Бизнес отвечает власти тем же - игнорированием.
27.05.2013, 12:57
Сигналы о главном Алексей Михайлов о том, почему экономическая политика в России подменяется разговорами о ней http://www.gazeta.ru/comments/column/mikhailov/5356977.shtml