(Предыдущая серия здесь:
https://alexm-1954plus.livejournal.com/10389.htmlНачало здесь:
https://alexm-1954plus.livejournal.com/9195.html) В Коканд, в соответствии с установившейся уже традицией, приехали затемно. Немного поплутав по темным улицам города, нашли забронированный хостел Рохат, в котором наши места, к счастью, пока никем не были заняты, и наскоро перекусив, забылись крепким и здоровым сном.
Конечно, не хоромы Расул-джана, но вполне приемлемо. Удобства в номере.
(Картинки увеличиваются в размерах, если по ним кликнуть)
По стенам хостела развешаны ретро фотографии Коканда. Не все, увы, сохранилось. Порушено в пылу революционных битв и преобразований.
Но дворцу последнего кокандского хана Худояра посчастливилось. Он выстоял во всех катаклизмах.
Так что следующим утром отправляемся в гости к Худояр-хану.
Охранник, любезно пропустивший нас два дня назад в закрытый уже дворец, узнал, приветливо улыбнулся, но входные билеты все равно пришлось взять. Халявы на это раз не вышло.
Во дворце расположился Кокандский краеведческий музей со всеми положенными для подобных музеев отделами - историческим, этнографическим, природоведческим...
Традиционно попадаем в окружение юных посетительниц музея. С какой-то искренней, неподдельной радостью девчушки фотографируются с Валей на память.
Помимо дворца Худояра уцелела и богато украшенная майоликовыми изразцами мечеть Нарбута-бия, конец XVIII века.
Сохранилась и соборная мечеть Джами, возведенная в начале XIX века.
Крыша айвана (что-то вроде притвора мечети) поддерживалась украшенными искусной резьбой и позолотой колоннами в количестве 98 штук. Ввиду их почтенного возраста колонны частично приходится отправлять на реставрацию.
Потолок ханаки (молельного зала) - тоже произведение искусства.
Большой двор с минаретом по центру окаймлен галереями, в которых когда-то располагались учебные классы, где постигали премудрые науки ученики медресе, состоявшей при мечети.
В помещениях медресе сейчас расположилась выставка всевозможных изделий, изготовляемых местными мастерами. Ковры, ткани, чеканка, керамика, тюбетейки, резьба по дереву...
А учебные классы-худжры отданы мастерам-умельцам - резчикам, чеканщикам, ткачам, халвоварам (кто варит халву, возможно, есть какое-то другое слово, но я не знаю)...
У чеканщика.
У ткачей-швейников.
У изготовителей халвы (халвоваров).
Пробуем.
Выведываем секреты халвоварения.
Выйдя от мастеров на свежий воздух, познакомились еще с одной кокандской достопримечательностью - кокандским ветром, или Кокандцем, или Кукон шамоли. Сильный западный ветер, имеющий обыкновение дуть в Кокандских краях довольно часто.
(Чтобы почувствовать, как он дует, нажмите на ролик. Рекламы не пугаемся, пропускаем.)
Видео, конечно, не дает полностью прочувствовать, но всё же...
Тем временем нам пора выдвигаться в сторону Ташкента. Завтра домой...
Впереди 230 км дороги через знакомый уже Камчикский перевал.
На въезде в ущелье встречают огромные рекламные щиты, установленные на окрестных склонах.
Притормозили на смотровой площадке у начала спуска с перевала в надежде найти какую-нибудь харчевню, но, увы, тут только маленькая лавка с мороженым и напитками. Зато можно полюбоваться замечательными видами на окрестные пейзажи.
Сфотографировать охраняющих перевал горного орла с горным козлом, ну и заодно себя любимых.
Дорога вниз с ловушками для тех, у кого откажут тормоза...
Замечаем у обочины дороги скромное общепитовское заведение. Заведение непрезентабельное, но носит гордое имя «Довон», что означает «Перевал». Так как есть уже, в общем, хотелось не на шутку, решили утолить голод здесь. И надо сказать, вполне удачно это осуществили. Поскольку определить блюда по названиям было для нас непросто, хозяева заведения просто показали нам, что у них варится в кастрюлях, облегчив тем самым задачу выбора.
Червячка заморили. Очень неплохо. Вкусно и аппетитно.
Спускаемся в долину.
И, как водится, уже в полной темноте прибываем в Ташкент. Заселяемся в полюбившийся нам хостел-общагу Топчан и отправляемся поужинать в рядом расположенный ресторанчик с нехарактерным для местного колорита названием «Мясохмель».
И меню оказалось совершенно не характерным. Селедочка по-русски, мясо по-мексикански, паста болоньезе, сборная солянка и т.д.
Интерьер тоже совсем не соответствующий.
Но искать что-то другое уже не хотелось. Поужинали тем, что было. Тем более что пора было уже отвыкать от лагманов-шурпы-мантов и возвращаться к знакомой привычной кухне. К селедочке...
Утром сдаем авто и оставшиеся несколько часов до рейса шатаемся по Ташкенту. На центральную площадь города, когда-то называвшуюся площадью Ленина, а сейчас площадью Независимости (Мустакиллик) не пускают. Правительственный квартал! Но издалека можно полюбоваться на монумент Независимости Узбекистана, представляющий собой золотой шар с картой страны на нём. За что и прозван глобусом Узбекистана.
Раньше на этом гранитном постаменте возвышался памятник вождю мирового пролетариата. По праздникам у памятника устраивались трибуны, проводились парады-демонстрации.
(фото Pastvu)
Перед запретной зоной центральной площади погулять можно. Здесь устроены фонтанчики и установлена Арка добрых и благородных устремлений - Эзгулик с парящими над еще одним глобусом аистами (или птицами Хумо?).
Прямо напротив официозного квартала с расположенными в нем громадами правительственных зданий (одно из них видно на предыдущем фото) стоит скромный дворец Великого князя Николая Константиновича Романова, используемый ныне для дома приемов МИДа. Симпатичный такой дворец, но прохода к нему нет. Можно полюбоваться только из-за забора.
Нельзя удержаться от того, чтобы не сказать несколько слов о бывшем владельце дворца.
Великий князь Николай Константинович - весьма незаурядная личность. Его бурная, полная удивительных событий биография вполне могла бы стать сюжетом для увлекательного романа с детективной историей, приключениями, невероятными происшествиями.
Коллекционер, меценат, покровитель искусств, любитель женщин, участник покорения Туркестана, исследователь, ученый, многоженец, аферист.
В Википедии есть большая статья о нем:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 Внук Николая I, племянник Александра II, кузен Александра III. Первый из Романовых, получивший высшее образование. Прославился тем, что в юности украл для своей любовницы фамильные бриллианты своей матушки, за что был выслан из столиц и в итоге оказался в Ташкенте. Проделал огромную работу по изысканиям в области ирригации безводных районов Туркестана, изысканиям в деле строительства железной дороги в Средней Азии. Обладал богатейшей коллекцией живописи и других произведений искусства. По его завещанию вся коллекция была передана «любимому городу Ташкенту» и положила начало ташкентскому музею искусств. Умер своей смертью от воспаления легких в январе 1918 года, будучи уже не Великим князем Николаем, а «гражданином Романовым» (советская власть в Ташкенте была установлена 1 (14) ноября 1917 г., ровно через неделю после октябрьского переворота в Петрограде). Его коллекция и по сей день составляет основу Государственного музея искусств Узбекистана.
Копия знаменитой скульптуры Антонио Кановы, итальянского скульптора конца XVIII - начала XIX века, «Полина Боргезе в образе Венеры с яблоком», изображающая любовницу Великого князя Фанни Лир, изваянная по заказу Николая Константиновича и хранящаяся ныне в ташкентском музее.
На этом наша прогулка по узбекской столице завершилась. В ташкентском Irish пабе встретились напоследок с нашим знакомым Алексеем, приняли «на посошок» и отправились в аэропорт.
(Очень доходчивая инструкция в ташкентском аэропорту.)
И вот мы уже в Домодедово, в ожидании багажа.
Закончилось наше путешествие. Море впечатлений и эмоций. Познакомились с удивительной страной, с ее добрыми и радушными обитателями. Объехали почти всю страну, но всё же побывали далеко не везде и повидали далеко не всё.
Так что непременно придется как-нибудь вернуться...
С полным собранием репортажей о наших приключениях можно ознакомиться здесь:
https://alexm-1954.livejournal.com/