С подачи
spbblog случилось мне недавно поближе познакомиться с реконструкцией брига "Триумф". Я думаю, что многие слышали об этом паруснике, да и видели тоже - но очень стоит познакомиться поближе.
В 1986 году Борис Сидоровский и ещё десять человек, буквально помешанных на парусном деле, взялись за нечто фантастическое - переделку списанного малого рыболовного траулера (построенного ещё в 50-е годы XX века) в настоящий парусный корабль. И да - они совершили это превращение. С тех пор "Триумф" стал школой морского дела и вообще местом паломничества и "прибежищем" для желающих ощутить реальность парусного флота, притом именно в корабельном, а не яхтенном виде.
"Триумф" стал постоянным участником городских праздников, именно в таком качестве он знаком широкой публике.-)
Click to view
Это 2014 год, абордаж "Триумфа" студией "Силуэт" и сочувствующими.-)
Но праздники и парадные прохождения - это относительная редкость, а изо дня в день на "Триумфе" самые разные люди учились основам работы матросов на парусном корабле, что означает выходы в море - и множество работы. Любой читавший про парусный флот (хоть про Хорнблауэра, хоть про Джека Обри, хоть даже и про капитана Блада) в курсе, что каждому выходу предшествует огромный объем подготовки, да и каждому действию корабля в море сопутствуют бесчисленные необходимые действия экипажа. И именно из всех этих практически рутинных моментов вдруг собирается та вневременная красота, которая всегда идёт вместе с парусом.
Однако век парусника - не век календарный. Корабли эпохи расцвета парусного флота лет через 20 обычно требовали тимберовки ("переборки" дерева, из которого сделан корабль), что было настолько трудоемко и дорого, что не всегда и окупалось вовсе. "Триумф" продержался с середины 80-х по наши дни - но и его "парусная часть" (весь рангоут и такелаж, сами паруса) теперь требует большого ремонта, даже реконструкции. Корпуса кораблей в 20 веке стали куда долговечнее прошлых эпох, но больше половины столетия и для железа срок изрядный.
Планы по восстановлению "Триумфа", на мой взгляд, даже превосходят по масштабности его создание - на нём будет обновлена вся обшивка, после чего поставлены новые мачты и вообще весь рангоут "с нуля", ну и весь такелаж (а это не просто верёвки, дальше покажу подробнее) тоже новый будет. Так что у нынешнего капитана Михаила Сидоровского (сына первого капитана "Триумфа" Бориса Сидоровского) сейчас забот хватает. Ситуация настолько сложная и плотная, что даже заявлен призыв о помощи...
Click to view
Помочь возрождению "Триумфа" можно и деньгами, и личным участием в работах - подробнее можно узнать
на сайте корабля. Я незавуалированно и прямо к этому призываю.
А теперь - что я сам увидел в рангоутной мастерской, где сейчас делаются мачты, стеньги, гафели и другие не менее колоритные названия для "Триумфа".-) Эта мастерская находится на
верфи исторического судостроения. Да, именно там, где строится "Полтава". Про строительство сего линейного корабля я раньше писал уже, вероятно, напишу и снова - но не сейчас.
Мачты и другой "толстый рангоут" сейчас делаются не так, как в старину - не из одного сплошного бревна. Вот такая наборная конструкция говорит сама за себя:
Это одновременно и легче, и гораздо прочнее цельного бревна того же "калибра" (и позволяет не гоняться за штучным "мачтовым" лесом). Собранные (склеенные) блоки потом обстругиваются и шлифуются до круглого состояния, как и подобает мачте или ещё какому рею.-)
Еще любопытный нюанс: любое место, где был заметный сучок, создает риск начала гниения древесины с этого самого места. Поэтому следы таких сучков обязательно высверливаются и туда вклеиваются пробки. Такая вот "стоматология по дереву".
Михаил Сидоровский объясняет тонкости работы с деревом для разных необходимых на корабле изделий (в данном случае это юферс, деревянный блок, с помощью которого крепится стоячий такелаж, например, ванты, держащие мачту).
Вот так эти штуки используются на паруснике
И нужно их вот очень много. И ещё больше, поскольку надо иметь запас на ремонты.
На этой картинке также видна особенность корабельного такелажа - "несущие" канаты обмотаны более тонким материалом. Он называется шкимушгар, а под ним на собственно тросе намотана ещё и парусина. Снабжение такелажа этой защитой называется клетневание - и это чертовски долгая и трудоёмкая работа.
А вот это не имеет прямого отношения к "Триумфу" - это строящаяся гичка (быстрая длинная парусно-весельная лодка для курьерских нужд). Но не показать такую красоту не могу.-)
Ещё немного древесной красоты.-)
И работы со всеми этими деревянными штуками в мастерской идут непрерывно. А параллельно в других местах идёт клетневание тросов, обработка парусов. На самом же "Триумфе" ведут работы по подготовке к доковому ремонту - той самой замене обшивки, о которой я уже говорил. И знаете, что? Они справятся. А если им помочь - справятся ещё лучше. Такие дела.