факторы успеха в индустриях с высокой неопределенностью

Mar 09, 2014 13:04

Я наблюдаю ситуацию в двух индустриях - стартапах и в кино, поскольку они имеют больше всего сходных черт. И мои наблюдения показывают, что больше всего провалов возникает не потому, что люди делают какие-то ошибки, а потому, что люди просто прекращают проекты в связи с утратой веры в себя. Здесь есть две совершенно разных технологии или фреймворка, как сейчас модно говорить:

Первый, представленный концепцией Lean Startup в трудах Бланка, Рифса и прочих. Очень хороший подход, который устанавливает главное, что стартап - это в первую очередь поиск бизнес модели и модели роста. Поиск модели прибыли означает поиск некой ценности и системы ее дистрибуции, при которой потенциальный пользователь готов и хочет платить. Поиск модель роста означает разработку такой логистики и системы вовлечения клиентов, при которой маржа все время будет больше нуля в условиях роста, особенно взрывообразного. Этот поиск, вообще говоря, вызов, потому, что хотя известных моделей прибыли и роста предостаточно, основным камнем преткновения является разработка такого продукта, который не просто точно попадает в потребность клиента, но и вынуждает его платить. И концепция Lean Startup стартапа совершенно справедливо говорит о том, что поскольку здесь есть максимальная неопределенность, то потребуется много попыток, pivots, и все равно результат непредсказуем. Таким образом , процесс стартапа - это исследование с высоким уровнем неопределенности и высоким риском не достигнуть результата, когдав все гипотезы о рынке окажутся несостоятельными. С другой стороны поиск может постепенно привести к результату, потому что проверка одной гипотезы, пусть и ложной, открывает какие-то новые перспективы, дает новые идеи и соответственно - новые гипотезы. И так происходит цикл проверки до тех пор, пока на будет найдена работающая модель прибыли и роста. А поскольку длительность периода времени циклов исследований не определена, то в общем случае не определено и количество ресурсов, которые нужно затратить на достижение цели. Соответственно, только ничтожная часть инвесторов или крупных компаний может позволить себе в ПЛАНОВОМ порядке сжигать деньги, ОСОЗНАВАЯ, что риски провала велики и тем немнее продолжать двигаться вперед. Большая часть венчурных инвесторов, представляющая из себя обычных барыг, наживающихся на быстро растущих проектах, предпочитает не париться и не нести риски, а просто ожидать, когда к ним придет проект, УЖЕ удовлетворяющих соответствующим критерям. Это вынуждает стартаперов столкнуться с двумя серьезными проблемами или обстоятельствами, которые являются ШТАТНЫМИ:

а) процесс развития стартапа МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ ДОЛГИМ, чтобы не говорили акселераторы, так как конечно акселераторы могут подгонять основателей и экономить время каким-то советами, но они НИЧЕГО НЕ МОГУТ сказать про САМЫЙ ВАЖНЫЙ вопрос - ЧТО НУЖНО РЫНКУ, а именно этот вопрос требует НЕОПРЕДЕЛЕННОГО ВРЕМЕНИ.
б) как правило нет денег на проверки гипотез и создание прототипов продуктов, либо если деньги есть, то КАК ПРАВИЛО их хватает на 2-3 цикла, а потом они закнчиваются, потому, что см. предыдущий пункт - “… САМЫЙ ВАЖНЫЙ вопрос - ЧТО НУЖНО РЫНКУ, а именно этот вопрос требует НЕОПРЕДЕЛЕННОГО ВРЕМЕНИ…”.

Здесь мы подходим к второму важному фреймворку, которому в мире стартапов в реальности - почти не уделяется внимания - КАК ДОЖИТЬ ДО УСПЕХА и НЕ УМЕРЕТЬ от ГОЛОДА и РАЗОЧАРОВАНИЯ… Почему ЭТО часто важнее, или по крайней мере НЕ МЕНЕЕ ВАЖНО?

Потому, что достигать ЛЮБЫХ целей в условиях преодоления препятствий трудно, но:

когда нас сопровождает НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ
когда мы НЕ ЗНАЕМ ТОЧНО - достижима ли цель в принципе, реалистично ли то, что мы задумали
когда мы понимаем, что ВРЕМЕНИ нужно много, а ДОСТУПНЫХ ресурсов мало и нет идей как их получить
когда мы знаем всех препятствий
когда кроме движения к цели надо также следить за здоровьем, поддерживать отношения с близкими и друзьями, учиться новому и т.д.

Задача становиться из серии MISSION IMPOSSIBLE для примерно 99% людей на планете. Это приводит к тому, что 99% ВСЕХ попыток не то что реализовать стартапа, а просто хотя бы изменить жизнь часто оканчиваются провалом, депрессией и фрустрацией и полной утратой веры в себя, а самое главное… накапливающейся усталостью…

Это важная точка понимания. Мы все пытаемся учиться ПРАВИЛЬНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ, СПОСОБАМ НАДЕЖНО ДОСТИГНУТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ… И все это неплохо работает в стабильных, хорошо известных индустриях, с подробно разработанными кейсами, но это НЕ РАБОТАЕТ в индустриях с ВЫСОКОЙ СТЕПЕНЬЮ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬЮ. Там где есть ГЛАВНЫЙ ВОПРОС - ЧЕГО ЖЕ, НА ХРЕН, НАДО ЭТИМ ГРЕБЕННЫМ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ, ЗРИТЕЛЯМ, ЧИТАТЕЛЯМ, ГЕЙМЕРАМ. Истинно, как говорит Библия “… не насытиться око виденным, а ухо слышанным …”, но ответ на вопрос - ЧТО ДАТЬ РЫНКУ это ответ на 100 млн. долларов, а может и на миллиард.

Что означает - НЕПРАВИЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ  и ПРАВИЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ в УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ? Как смещаются акценты? Как изменяются приоритетные компетенции? Что нам скажут выпускника MBA, системные консультанты, которые КАТЕГОРИЧЕСКИ ОТКАЗЫВАЮТСЯ иметь дело с ХАОСОМ? Что выходит на первый план, а что на второй, что добавляется, а что исчезает? Почему ТАК МНОГО провалов? Что для этого надо исследовать? Почему фреймворка уважаемого Стива Бланка НЕДОСТАТОЧНО?

Чтобы ответить на этот вопрос, можно и нужно обратиться к индустриям с ВЫСОКОЙ СТЕПЕНЬЮ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ, но которые имеют НАКОПЛЕННЫЙ БОЛЕЕ чем столетний опыт успешности. Это кино индустрия, литература, включая создание графических романов. Об этом чуть позже напишу.
Previous post Next post
Up