May 01, 2013 00:44
На основе собственного понимания, здравого смысла и различных формальных определений мы можем дать наше определение понятию контекст:
это сеть/ идеоматический граф, в которым центральным узлом/ вершиной является некое слово, а связанными узлами являются другие слова или узлы слов. Таким образом контекст - это сеть понятий/ слов типа scale-free network. Контекст отличается от значения слова, так как указывает на принадлежность слова к целой предметной области, проблеме, разделу знаний, совокупности понятий. Когда человек знает контект - это означает знание основных связанных понятий, смыслов. По сути слово, обозначающее контекст являеться лишь маркером всей совокупности знания конетекста. Если два человека/ алгоритма знают контекст, это основа понимания его смысла. Это значит эти люди могут использовать для обмена информацией слова с богатым контекстным наполнением. При этом слов будет мало, коммуникация очень быстрой и глубокой, а реальный массив передаваемой информации будет нести себе контекстный парадокс - это значит - само количество передаваемой информации может быть очень маленьким, а изменения в понимании контекста могут быть глобальными. С другой стороны - если один человек не знает контекста, то он не просто не может понять глубоких категорий и смысла того, что ему хочет передать осведомленный человек, но подчас не может действовать и принимать правильные решения.
Таким образом, процесс обучения, принятия решения предваряется процессом вхождения в контекст - человек должен быстро понять проблему, быстро понять контекст, он должен усвоить не только несколько понятий, но и связи между ними, влияния и т.п. При этом процесс понимания-действия будет иметь четко выраженные фазы:
* фаза восприятия контекста/ фаза обучения и формирования контекста - фаза поиска - на этой фазе человек не может действовать, он не понимаем, не знает, он не имеет ответов на вопросы, он сомневается...
* фаза насыщения контекста, когда он понимает, что процесс расширения контекста начинает сходиться... здесь тоже происходит важный парадокс - с одной стороны контекст бесконечен, так как все понятия связаны друг с другом, но для практического действия человек четко отделает объем контекста, который соответственно позволяет или не позволяет ему действовать...Если человек чувствует, что он насыщается знанием, то он начинает действовать, если действие не клеиться, то он снова учиться, расширяет контекст пока снова фаза формирования контекста не сменяется фазой действия...
Практически все задачи, особенно нечеткие задачи требуют вхождения в контекст, а значит быстрого доступа к источникам информации или экспертам... С случае нечеткой задача, человек находящийся перед ее истоками не только не знает контекста, но подчас даже не знает правильной терминологии... В целях обучения он начинает хаотическим способом входить в контекст, искать сайты, читать, находить новые ключевые слова. Такой поиск/ обучеия имеет плюсы и минусы - с одной стороны он осознанный, а с другой стороны он не оптимальный и занимает много времени. При этом проблемы/ сложные и нечеткие задачи как правило уже кем-то освоены, поэтому значительное число контекстов уже устойчивы и сформированы, поэтому когда мы даем инструмент быстрого формирования и идентификации контекста, мы значительно ускоряем время обучения и поиска более релевантной информации.
С практической точки зрения у нового инструмента есть две основных инновации - алгоритм и интерфейс.