Электричкой из Москвы

Feb 14, 2015 01:46



Формально возмущаться действиями РЖД в связи с недавней отменой электричек в ряде областей вроде бы не из-за чего.
Возмущаться надо было несколько раньше, в 2004 году, когда министерство путей сообщения стало открытым акционерным обществом "Российские железные дороги". Видимо благодаря доктрине либеральных экономистов, гласящей о том, что государственный собственник неэффективен (да простят их "неэффективные" Росатом и Ростех). А у любого топ-менеджера акционерного общества есть по умолчанию только одна обязанность- определенная в статье 50 ГК РФ "извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности". Что подразумевает закрытие убыточных и низкорентабельных подразделений.

Пригородное сообщение убыточным считалось всегда, просто ранее железнодорожники решали эту проблему перекрестным финансированием - за счет грузоперевозок, благо прибыль позволяла. Про грузооборот на советских железных дорогах знаю от отца, работавшего машинистом - интенсивность движения поездов не том же Транссибе ненамного отличалась от московского метрополитена. При этом на автомобильных магистралях при этом не было тех самых дальнобойных фур, что успешно создают пробки и за многие сотни километров от Москвы - их груз ехал в вагонах. На мой взгляд, не нужно в части финансирования изобретать давно изобретенный велосипед, нужно просто вернуться к старой работающей схеме. Электрички за счет грузовых перевозок, повышенный налог на дальние межрегиональные перевозки автомобильным транспортом. Освободить асфальтовые дороги для легкового транспорта, загрузить железные дороги грузами, для перевозки которых она подходит идеально.

Правда для возврата к этой, или создания другой эффективной схемы требуется несколько иное мышление, нежели то, к которому привык экономический блок - стратегическое транспортное планирование на уровне целой страны, а не "руление" финансовыми потоками. Пока такое мышление среди чиновного класса не возобладает, у нас все так и останется: Путин будет лично отправлять поезда, а кто-то тем временем наживаться на кризисе, поднимая цену на "Аэроэкспресс" с 400 до 450 руб. Хотя ничто из того, из чего складывается эта цена, не подорожало - ни рельсы, ни моторвагонный подвижной состав, ни электроэнергия, ни зарплаты.
Previous post Next post
Up