Музеи при автомобильных компаниях можно назвать брендированными или корпоративными, ведь они выполняют сразу несколько функций: это и реклама, и поддержка бренда или брендов автоконцернов. Но прежде всего, это хранилища лучших образцов автомобилестроения и истории компаний. Каждая выставленная в них модель, начиная с самых первых образцов и заканчивая новейшими разработками - определенная веха, шаг вперед на пути к прогрессу. Многим коллекциям корпоративных автомузеев могут позавидовать солидные государственные автомобильные или политехнические музеи. Поэтому неудивительно, что они завоевали популярность у широкой публики.
Музей Mercedes-Benz (Штутгарт, Германия)
Зданию музея «Мерседес-Бенц» могут позавидовать многие его коллеги по всему миру: спроектированное UNStudio van Berkel & Bos, оно является шедевром современной архитектурной мысли, а площадь его выставочных площадей - 16 500 кв. метров! Музей состоит из девяти уровней, на которых размещаются 160 транспортных средств, выпущенных компанией за 126 лет своего существования, а также 1500 экспонатов, проливающих свет на историю «Мерседес-Бенца». Открытие музея в 2006 году произвело настоящий фурор: на сегодняшний день количество людей, посетивших его, превышает 4,4 млн. Названия залов говорят сами за себя: «Пионеры: изобретение автомобиля», «Мерседес: рождение бренда», «Послевоенное чудо: форма и разнообразие» и т.д.
Плата за вход: взрослые - €8, посетители 15-17 лет, студенты, безработные и пожилые - €4, для групп от 10 человек - €7 с персоны, дети до 15 лет - бесплатно. С 16.30 до 18.00 стоимость входного билета вдвое ниже
Музей Volvo (Гетеборг, Швеция)
85 лет назад, 14 апреля 1927 года, с конвейера на заводе в Гетеборге сошел первый серийный автомобиль «Вольво» - ÖV 4. Он и многие другие машины, выпускавшиеся в первое время, занимают почетные места в экспозиции музея «Вольво», который открыл свои двери для широкой публики в 1995 году. Общая площадь его выставочных площадей - 6000 кв. м. Помимо автомобилей, в нем представлена почти вся продукция, производившаяся компанией, включая двигатели для самолетов и кораблей, а также конвейерное оборудование, благодаря чему, посетители имеют возможность узнать, как менялась технология сборки машин. Регулярно на базе музея проводятся выставки, посвященные тому или иному аспекту деятельности компании, например, парусной регате «Океанская гонка «Вольво».
Плата за вход: взрослые - 60 крон, дети от 6 до 12 лет - 25 крон, семья - 120 крон, дети до 6 лет - бесплатно
Музей Ferrari (Маранелло, Италия)
В 18 км к юго-западу от Модены в небольшом городке Маранелло расположился музей «Феррари», открытый в 1990 году - через два года после смерти основателя компании Энцо Феррари. Площадь экспозиции по сравнению с аналогичными объектами крупных автомобильных компаний небольшая - 2500 кв. метров. Зато посетители, которых ежегодно бывает порядка 240 000 человек, могут увидеть гоночные машины и кары, ставшие легендами и коллекционными редкостями, в том числе и прототипы, которые нигде более не выставляются - например, Ferrari 166 MM Spider Scaglietti. Поклонникам «Формулы 1» наверняка понравится одноименный зал, а также зал побед, в котором выставлены награды и трофеи, завоеванные болидами «Феррари».
Плата за вход: взрослые - €13, студенты илюди старше 65 лет - €11, дети 6-10 лет и сиделки инвалидов - €9, семейный билет - €9 с человека, инвалиды и дети до 5 лет - бесплатно
Автомобильный музей Toyota (Нагакуте, префектура Айти, Япония)
Главная задача музея в Нагакуне - рассказать об истории не только машин марки «Тойота», но и автомобиля как явления в Японии. Основной корпус площадью 11 000 кв. м был открыт в 1989 году, Новый корпус площадью 8250 кв. м - 10 лет спустя, так что с размещением экспонатов у японцев проблем не возникло. А их очень и очень много. Так, целый этаж Основного корпуса занят европейскими и американскими автомобилями, теми, что ездили когда-то по дорогам Страны восходящего солнца, включая и «Виллисы» американской оккупационной армии. Но наиболее интересной является экспозиция Нового корпуса, в которой детально рассказывается об истории японского автопрома, его первых шагах, войне, разрухе, восстановлении, признании и экспансии.
Плата за вход: 1000 иен, лицам от 65 лет - 500 иен, для школьников старших классов - 600 иен, для школьников младших классов - 400 иен
Музей Уолтера П. Крайслера (Оберн-Хиллс, штат Мичиган, США)
Улотер П. Крайслер наверняка гордился бы музеем, который создан продолжателями его дела в 1999 году. В нем на площади более 5100 кв. м демонстрируется все наследие автоконцерна - 65 знаменитых автомобилей, произведенных в разное время как самой корпорацией «Крайслер», так и компаниями, слившимися с ней на протяжении ее почти 90-летней истории. А это, среди прочего, продукция таких фирм как «Виллис-Оверленд Моторс», «Хадсон Мотор» и «Нэш Моторс». Самому старому экспонату - модели Rambler Runabout Roadster - в этом году исполнилось ровно 110 лет! В 2008 году Музей отделился от корпорации, став некоммерческой организацией. В наши дни он управляется Фондом музея Уолтера П. Крайслера и существует за счет платы за вход и пожертвований.
Плата за вход: взрослые - $8, дети 6-12 лет - $4, пожилые (от 62 лет) - $7, для групп от 15 человек - $4 с персоны, дети до 6 лет - бесплатно
Музей BMW (Мюнхен, Германия)
Музей БМВ был открыт в 1973 году и стал одним из первых подобных объектов не только в Германии (в то время еще разделенной), но и в мире. В 2004 году он был закрыт на реконструкцию, и спустя четыре года стал вновь доступен для широкой публики, став более соответствующим духу времени: здание получилось ультрасовременным, а экспозиционное пространство расширилось с 1000 до 5000 кв. метров. Оно делится на 25 выставочных зон, главными экспонатами которых, разумеется, являются автомобили, мотоциклы и двигатели разных поколений - всего 125 наименований. Особый интерес вызывают ретро-образцы и современные гоночные машины. В наши дни музей, который стал гордостью не только для компании, но и для всего Мюнхена, посещают ежегодно более 250 000 человек.
Плата за вход: взрослые - €9, студенты, пожилые люди, школьники и инвалиды - €6, семейный билет - €18 за 5 человек, группы от 5 человек - €8 с персоны
Музей Skoda (Млада-Болеслав, Чехия)
Первые проекты музея «Шкоды» появились еще в конце 1960-ых, но в итоге он открылся он лишь в 1995 году. В 2009 году была запущена программа по его расширению и модернизации: музей станет полностью доступен для общественности в конце 2012 года. Сейчас его основное здание еще находится на реконструкции, по окончании которой площадь экспозиции составит 1800 кв. метров. В обновленном здании, в разработке дизайна которого принимали участие специалисты из Германии (с 1990 года компания Skoda Auto входит в концерн Volksvagen AG), разместятся 45 автомобилей, мотоциклов и велосипедов. Посетители смогут узнать во всех деталях об интересной, а порой весьма драматичной истории компании, основанной еще в 1895 году. Особенно радует тот факт, что музей организовывает экскурсии на фабрику «Шкоды».
Плата за вход: взрослые - 25 крон, дети до 15 лет, студенты и пожилые люди (от 60 лет) - 12,50 крон, семейный - 60 крон, дети до 6 лет и инвалиды - бесплатно
Музей Peugeot (Сошо, Франция)
В 1982 году Пьер Пежо создал L’Association l’Aventure Peugeot, чьей задачей было собирать и систематизировать наследие семьи и компании. Результатом деятельности ассоциации и стал музей, открывший свои двери в 1988 году. Постоянная экспозиция площадью 10 000 кв. метров насчитывает около 100 машин, а также 50 мотоциклов и велосипедов, а всего собрание музея состоит из 450 машин и 300 велосипедов и мотоциклов, а также 3000 предметов, так или иначе связанных с брендом компании. Значительная часть машин нуждается в «реанимации», поэтому при музее была организована реставрационная мастерская, благодаря работе которой число экспонатов, доступной общественности, растет год от года - как и число посетителей.
Плата за вход: взрослые - €8, дети 7-18 лет, студенты, безработные и инвалиды - €4, группы от 20 человек - €6 с персоны, дети до 6 лет - бесплатно
Музей Volkswagen (Вольфсбург, Германия)
Вольфсбургский музей «Фольксвагена», работающий с 1985 года, имеет экспозиционную площадь 5000 кв. м, на которой представлено 140 автомобилей компании. Рядом со знаменитыми «Жуками» и микроавтобусами «Самба-басами», ставшими символами 1960-ых и движения хиппи, соседствуют коллекционные и экспериментальные машины. Но у посетителей пользуется неизменным успехом самый обычный бежевый «Фольксваген Жук» с гоночным номером «53» на капоте и дверях - точная копия знаменитого Херби, героя фильмов про автомобиль с очень человеческими чертами. Регулярно на базе музея проходят тематические выставки и мероприятия, которые наверняка заинтересуют не только поклонников «Фольксвагена», но и людей, далеких от автомобильной тематики.
Плата за вход: взрослые - €6, студенты, школьники, безработные и пенсионеры - €3, семья - €15, группы от 10 человек - €3 с персоны
Центр наследия General Motors (Стерлиг Хайтс, штат Мичиган, США)
Относительную закрытость Центра наследия «Дженерал Моторс» можно объяснить заботой об экспонатах. На экспозиционной площади более 5500 кв. м выставлено 200 машин, а всего в коллекции центра их более 600! Так что тем посетителям, которым посчастливиться его посетить, будет доступна для просмотра лишь «вершина айсберга». Зато какая! Это легендарнейшие модели, многие из которых вошли в золотой фонд американского автопрома, а также в том или ином виде - в поп-культуру. Например, Cadillac Fleetwood Series 60 1955 года - точно такой же Элвис Пресли подарил своей маме. Или скажем, модель 1915 года с двигателем V8. Отдельного упоминания заслуживают архивы центра, в которых хранятся документы, начиная с 1913 года: общая длина стеллажей в них превышает 4,6 км.
Плата за вход: посещение исключительно в составе экскурсионных групп по предварительной записи (минимум 30 человек), $10 с персоны
Источник Forbes.ru