Продолжение рассказа о поездке в Марокко. Дорога из Варзазата в Мерзугу. Ущелья Дадес и Тодра. Предыдущие части рассказа здесь:
часть 1,
часть 2 и
часть 3.
Проснулись около 7 утра, на рассвете. Позавтракали, выселились из нашего отеля Ibis Moussafir и в путь. Заехали за нашими компаньонами и попутчиками, которые остановились в отличных апартаментах на окраине Варзазата, далее выдвинулись из Варзазата в сторону Мерзуги. Мало того, что путь предстоял неблизкий, так еще и по пути находились достопримы, которые нельзя было пропустить. Поэтому выехали уже в 8 утра в надежде доехать до Мерзуги хотя бы к закату. Дорога из Варзазата оказалась более комфортной и безопасной, нежели дорога предыдущего дня из Марракеша.
Она более равнинная, меньше ограничений и гор.
Почти сразу же после выезда из Варзазата мы натолкнулись на участок местности со странным рельефом. Достаточно плоская равнина с какими-то круглыми пупырями.
Подумалось, что на таком рельефе надо луноходы испытывать, уж больно иноземно выглядел пейзаж.
Первая контрольная точка - ущелье Дадес. Я наивно изучал окрестности через Google Earth и почему-то решил, что до этого ущелья можно доехать из центра населенного пункта Келаа Эм-Гуна. Но нет! Мы свернули в центре городка Келаа Эм-Гуна налево, но дорога быстро закончилась. Еще один поворот заканчивался тем, что упирался в реку, но места на другом берегу показались весьма красивыми. При наличии времени можно было бы перейти реку-ручей вброд и пофотографировать касбы.
Кстати, в начале мая в этом местечке проводится фестиваль роз. Путеводители пишут, что это происходит в первые выходные мая, но нет. Мы проезжали как раз в первые майские выходные, но весь городок лишь готовился к празднованию, которое было назначено на вторую декаду мая. Везде уже висели приветственные транспаранты, разворачивались выставочные палатки-павильоны, продавались бусы-сердечки из лепестков роз. Местные нам объяснили, что поворот в ущелье Дадес сильно дальше. Пришлось ехать до этой развилки - GPS N31.37465 W5.99248. Поворачиваем на ней налево, на север, чтобы заехать в ущелье Дадес.
Ущелье представляло из себя гористый участок с раскинувшимися внизу ручьями и реками, которые обеспечивали буйный рост зелени. Сочетание зеленого и терракотового смотрится неплохо. Дорога извилистая, но приличного качества. По ней даже турибасы огромные ездят. Но, честно признаться, не зацепило нас это место. На троечку! Рекомендовать поездку туда не буду, жаль потерянных часа-двух.
Из интересного заметили разве что геологические структуры гор, как будто обмыленные, округлой формы. Напоминают каталонские горы в районе Монсеррата, только фактурой помельче и более потрескавшиеся.
Вернулись обратно на трассу, указав в качестве следующей точки поворот на ущелье Тодра. Меня угораздило еще потерять время на элементарной операции - заправке машины. Итак, выбираю АЗС Shell - вполне приличный и достойный бренд. Перед заправкой уточняю, можно ли оплатить картой. Заправщик сообщает, что без проблем. Заливаю полный бак, а это почти 500 дирхам. Идем рассчитаться в комнатку с офисом, где стоит банковский терминал. Пробуем провести оплату с кредитной карты - нет связи. Пробуем вторую дебетовку без ПИНа - отказ. Берем третью с ПИНом - отказ. Отдавать наличку нет никакого желания, нам тогда даже на ужин в Мерзуге не хватит. А ведь день субботний, обменники и банки не работают еще 2 дня!
Заправщик предлагает доехать до банкомата в 2х км от АЗС. По дурости соглашаюсь, еду. Потом прикидываю, что обнал с кредитной карты потянет за собой лишнюю комиссию. Решили рассчитаться имеющимися немногочисленными евриками. Вернулись, отдаем 40 ойро. Заправщик кочевряжится, сообщая, что надо бы добавить, предлагая очень невыгодный курс конвертации. Мы тут же парируем ему реальным курсом с xe.com, благо, что на АЗС Шелл есть бесплатный wi-fi. Он отнекивается, что никак не может нам сконвертировать по курсу 11:1, а только по 10:1. Появилась вполне справедливая мысль послать его подальше и уехать. В конце концов - это не моя проблема, что у него там не работает терминал. Но выход нашелся - заправщик предложил оплатить бензин по карте на следующей дружественной им АЗС Total, которая была нам по пути, и на которой имелся карточный терминал. Так и поступили. А эта самая АЗС Тоталь была расположена аккурат возле поворота на ущелье Тодра - GPS N31.52597 W5.52996.
Разочарованные предыдущим ущельем Дадес, мы даем себе зарок, заехать лишь на 3-5 км вглубь, и если ничего не зацепит и не порадует глаз - вернуться. На наше счастье мы обнаруживаем буквально на въезде в ущелье живописнейшую долину и тут же русскоговорящего бербера, который аж целый год нелегально трудился в Москве в каком-то ресторанчике с марокканской кухней. Разговорились, он сообщил, что дальше будет еще красивее, и ехать надо лишь около 10 км.
Предложил пока мы ездим приготовить кус-кус в ресторанчике неподалеку, который принадлежит его родне. На это не согласились, сообщив, что если надо, то мы вернемся и можем подождать. Дорога в ущелье Тодру чуть хуже, чем в ущелье Дадес, но турибасы ездят и там. Она просто несколько уже в своей асфальтовой части и иногда для разъезда со встречными приходится съезжать на щебеночную обочину.
Но в итоге все эти неудобства того стоили. Мы приехали в очень узкое и высокое ущелье. Место очень интересное и красивое.
Если у вас из-за нехватки времени будет стоять проблема выбора между посещением ущелий Дадес и Тодра, то без сомнений выбирайте Тодру. Есть вся инфраструктура, лавки, отель. Горы как бы нависают над постройками.
Тут тоже множество автобусов, туристов. Парковаться лучше, проехав максимально сквозь ущелье и потом развернуться в поисках удобного места. Их к концу ущелья ощутимо больше. Ну и шансы, что вас облепят попрошайки-помогайки, предлагающие свои услуги по охране машины, значительно меньше. Будут липнуть - смело посылайте, сообщив, что оплатите позже, по возвращении. Ну а при возвращении можно спросить, сколько надо заплатить, а потом сказать что-нибудь типа "Давай, сука, квитанцию. Документо, пор фавор" или что-то в этом роде.
Прямо в ущелье, если пройти через мостик к отелю, находится приятный ресторанчик. Есть комбо-обед по 100 дирхам. Готовят прекрасный таджин с салатами, можно заказать шашлык. Пообедали мы тут же, дополнив обед своими дынями, которые прихватили с собой, официант помог с их разделкой. Тут же встретили русских, которые ехали из Мерзуги, они сообщили, что до нее еще часа 3 ехать. Время было уже вечернее, выдвинулись, чтобы успеть к закату. Путь надо держать на указатель Эрфуд (Erfoud), в Эррашидию заезжать не надо! Поворот направо с трассы N10 будет примерно в этом месте GPS N31.51440 W5.01249.
Дальше дорога отличная, чуть замедляли продвижение лишь несколько деревень и городков, расположенных по пути. Но через 3 часа мы уже созерцали в закатном свете красновато-золотистые горы из песка Сахары.
Максимальная высота подъема на горы на участке Варзазат - Мерзуга составила около 1660 метров. Дюны располагались посреди плоской равнины. Мы приближались к самому интересному месту нашего путешествия, из-за которого оно и было затеяно. Эрг-Шебби находился от нас в пределах прямой видимости.
Продолжение следует...