После завтрака мы решили направиться в парк Чапультепек с его знаменитым антропологическим музеем. Решили воспользоваться метро. Для этого прошли от отеля один квартал на запад и погрузились в подземку Мехико, станция
Juarez располагалась неподалеку от отеля. Метро столицы Мексики особо ничем не отличается от метро других городов, все понятно, разобраться совсем несложно.
Цена на билет смешная - всего 3 песо, их лучше брать сразу про запас, имеются очереди за билетами. Билетик в виде картонной небольшой марочки с магнитной полосой. Схемы линий есть на каждой станции, каждая линия дифференцирована по цвету. Направление движения определяется по конечной станции, поэтому сразу по схеме определяйте, в сторону какой конечной станции вам надо ехать.
Поскольку в строительстве мексиканского метро участвовали французы, то вагончики сделаны, как и в парижском метро, на резиновом ходу. Очень позитивно - в вагонах можно спокойно переговариваться, а не орать, как в нашем метро.
В Мексике доля неграмотного населения присутствует, поэтому основным обозначением станции является не ее название, а логотип или аватарчик, понятный любому, даже неграмотному. К примеру, станция Чапультепек (Chapultepec на языке индейцев означал «парк кузнечиков»), куда мы направлялись, имела на своей аватарке кузнечика, а станция Salto del Aqua - фонтанчик. Станции пересадок с одной линии метро на другую имели двухцветный аватар, раскрашенный по диагонали цветами стыкующихся линий.
Интересно, что станции метро по радио не объявляются на многих ветках, поэтому надо либо отсчитывать нужное количество станций, либо посматривать на проходящие остановки, сверяясь со схемой ветки, которая есть в каждом вагоне. Замеченный минус - внутри вагонов нет общей схемы метро. Несколько вагонов в головной части поезда чисто женские, мужчин туда не пускают. Остальные же вагоны без половой принадлежности, можно ехать и мужчинам, и женщинам. Как нам объяснили, сделано было это для защиты мексиканских женщин от навязчивых прижиманий настоящих мачо во время часа пик. На самом деле нам показалось это предрассудками, мужчины-мексиканцы вели себя в метро весьма галантно, постоянно пытались уступить сидячие места нашим дамам, что у нас встретишь не так уж и часто. По выходным половая дискриминация отсутствует.
По вагонам метро часто снуют коробейники и попрошайки, особенно на ветках, где ходят проходные вагоны, соединенные переходами. Особенно впечатляли индейцы-попрошайки, они носили с собой мешковину с бутылочными стеклами, на которую ложились прямо на полу вагона голой спиной, как йоги. Даже не ложились, а падали со всего маху после кувырка через голову.
Кроме йогов по вагонам также часто шастали продавалы разнообразной мелочевки. Основная их фраза - "Синко песос" (5 песо), которую они постоянно повторяли нараспев. Также встречались слепые с музыкальными ящиками, в каждый из которых была встроена шипящая гамнитола и большой динамик. В репертуаре - жалобные мелодии, располагающие к подаче милостыни. Так что метро мексиканской столицы нам понравилось - скучно в нем точно не будет. В вагонах и на станциях чисто.
Сделав пересадку на розовую ветку на станции Balderas (пушка на аватаре), мы доехали до станции Chapultepec. Воспользовались выходом Bosque, ведущим в парк. Схему парка можно увидеть на выходе из метро.
До антропомузея идти неблизко, по тропинкам парка получалось около километра. Альтернативным вариантом было добраться до станции метро Auditorio оранжевой ветки, но там лишняя пересадка, так что экономия 200-300 метров весьма эфемерная. Тем более, предстояло прогуляться по парку, который и сам по себе был интересен. Пересекли по пешеходному мосту проспект и направились в сторону
памятника.
На возвышении за памятником располагался
замок Чапультепек, к которому можно было подняться по круговой тропинке. Мы до него не добрались, но подозреваю, что оттуда должен открываться отличный вид на Мехико. От памятника прогулялись по тропинкам до озер в центре парка. Обнаружили изобилие белок, которые были не прочь покормиться с рук орешками, продающимися прямо тут же на передвижных лотках.
Несколько смутили места для сбора мусора, выполненные в виде "загончиков" из пластиковых бутылок.
На озере, мимо которого предстояло пройти по пути к музею, активно предлагались прогулки на лодочках по небольшому прайсу. Цены со значочком $ - это не доллары, а песо.
Вокруг озера изобилие едален, где можно было перекусить за столиками под зонтиками. Цены весьма гуманные - комбо-обед или бизнес-ланч из напитка и двух-трех блюд стоил всего 35 песо, ищите надписи comida corrida. Еда, конечно, простенькая, но для перекуса вполне хватает.
Вышли от озера к проспекту
Paseo de la Reforma, разрезающему парк на части, и пересекли его, выйдя ко входу в антропологический музей. Музей работает с 9 утра, мы появились там в начале десятого, народу почти не было. У входа в музей огромный каменный колосс бога дождя Тлалока, совмещенный с фонтаном.
Уж не знаю, какими "веществами" злоупотребляли древние индейцы, но фантазия у них была отличная! Если у других народов мира боги, как правило, выглядели почти как люди или звери, изредка дополняясь лишними конечностями (богиня Кали) или комбинируясь друг с другом (Кентавр), то у древних индейцев боги представляли из себя нечто невообразимое. Взять того же Тлалока... Похож ли он на человека или зверя? Холодильник, еба! Немного напомнил монстров из фильма "Пятый элемент".
Самих божеств у индейцев тоже было превеликое множество, не меньше, чем покемонов. Если интересно, то есть их достаточно подробный листинг
http://mesoamerica.narod.ru/mifaztpant.htmlВход в антропологический музей стоит 51 песо на взрослого. Детям бесплатно, правда, не совсем понял до какого возраста, но даже наших высокорослых детей 13-14 лет пропустили без проблем. Попытался оплатить разрешение на фотосъемку (фотопасс), который, судя по информации на стенде, стоил 41 песо, но денег с меня тоже не взяли, сообщив free. Мелочь, а приятно, т.к. поснимать там есть много чего.
Аудиогиды присутствуют, но русского языка нет. Нам вместо них предложили книжечку-путеводитель по музею на русском языке, которая была в одной цене с аудиогидом - 75 песо. Перед входом в музей предлагают сдать громоздкие рюкзаки в гардероб бесплатно. На выходе из музея есть магазин сувениров, цены космические.
Про сам антропологический музей писать много смысла нет - это надо видеть! Сообщу лишь, что это один из крупнейших музеев мира. Нас более всего впечатлили экспозиции первого этажа музея - древняя история Мезоамерики, разделенная по временам и цивилизациям. Экспозиции включают в себя огромное количество предметов, некоторые из них просто колоссальны и знакомы нам всем по учебникам древней истории.
В центральной части экспозиции расположен знаменитый календарь майя - огромный круглый камень, точнее даже не один, а два огромных камня, изготовленных в настенном и настольном исполнении, обозначенных как Piedro del Sol (Камень Солнца). Внимательно их рассмотрели, но грядущего пиздеца в 2012 году так и не обнаружили.
Впрочем, с ним все не так уж и просто, подробнее про календарь майя можно посмотреть
здесь.
Мне усиленно навеливали прихватить из России с собой зубило, чтобы надолбить в майянском календаре еще десяток-другой лет, но вот не учли, что камень-то круглый, и конца у него нет. Конец каждого цикла - это лишь начало новой эры, так что ждем зимнего солнцестояния в конце декабря 2012 года.
Теотиуакану посвящен целый зал, тоже есть чего посмотреть.
Во дворе музея под открытым небом воспроизведены фрагменты пирамид и древних сооружений индейцев.
Второй этаж музея поближе к современности, но он не менее интересен, чем первый.
Закладывайте на посещение музея не менее 4 часов, они пролетят незаметно. После выхода из музея прямо перед входом попали на выступление летающих людей -
воладорез. Шест высотой с многоэтажный дом. На вершину шеста вскарабкиваются несколько красочно разодетых акробатов, которые привязаны к вершине шеста веревками за ноги. Постепенно они начинают спускаться на веревках вниз головой, шест раскручивается, и они образуют этакую карусель, постепенно снижаясь в своем полете до земли. Зрелище бесплатное, но несколько монет для акробатов оставить не жалко. Во время этого аттракциона звучит интересная
музычка.
Тут же стоят несколько палаток с дымящимися мангалами, завлекают проголодавшихся хот-догами, такос и прочими вкусностями по смешным ценам. Можно взять стаканчик свежевыжатого сока или кусочки охлажденных фруктов.
После посещения парка Чапультепек мы направились на метро до центра города, избрав начальной точкой выход из метро Bellas Artes (на аватарчике станции как раз тот самый
дворец изящных искусств).
От дворца Bellas Artes, неспешно двигаясь по улочкам, изобилующим кафе и магазинчиками, дошли до главной площади Мехико - Zocalo. Для начала обошли вокруг
Catedral Metropolitana - величественный собор, стоящий на площади.
Заглянули и внутрь его. Немаленький такой…
В центральном зале огромный орган.
Тут же на площади Zocalo расположен и дворец с центральным балкончиком (
National Palace), на который в день независимости выходит президент. Над балконом реет огромный мексиканский флаг.
Прогулявшись по площади, направились домой в отель, навигатор показывал до него 1300 метров. Прошлись вновь по улочкам центра, многие из которых являются пешеходными. Ходить по ним абсолютно безопасно, как нам показалось, т.к. вокруг изобилие полицейских, патрулирующих пешими, конными и автомобильными.
Не пройдешь и десяток метров, чтобы не столкнуться с ними.
Ведут себя очень вежливо и корректно, многие знают английский и готовы подсказать дорогу, остановки автобусов, цены. Но все равно показались нам какими-то напыщенными, важными, упивающимися собственной значимостью.
Полезные ссылки:
http://www.df.gob.mx - официальный сайт города Мехико
http://www.metro.df.gob.mx/ - официальный сайт метрополитена
http://en.wikipedia.org/wiki/Mexico_City - википедия о городе
http://www.chapultepec.org.mx - сайт парка Чапультепек
http://www.gobiernodigital.inah.gob.mx - сайт Антропологического Музея
http://photo.shadrinsk.info/eduard/gallery/index/ - фотогалерея моего друга Эдуарда Кутыгина, из которой я заимствовал некоторые фотографии для своего рассказа