Вопросы быта*)
(С чего начать)
Вопросы быта, вызвавшие целый ряд дискуссионных статей на страницах нашей печати, всколыхнули наши организации сверху донизу. Но надо откровенно сказать что большая часть статей, если не все, почти ничего не дали в смысле прояснения пути, направления, в котором надо вести работу за создание нового быта. Эти статьи явились, скорей, отдушиной, через которую бурным потоком вылилось недовольство настоящим, недоумение и тревога за будущее. И только статьи т. Троцкого дают нам четкий матерьял для понимания окружающего и ключ к достижениям будущего, лучшего коммунистического быта.
Когда поднимается вопрос о быте, все внимание фиксируется на вопросах семейного быта. Это, конечно, естественно, потому что рабочему, имеющему "восемь свободных" приходится их использовать почти целиком в семье. И если запросы одного из членов семьи не находят отклика в семье, получаются трения. Это мешает общественной работе, и так как явление это почти обычное, то говорят о нем к первую очередь.
Наш быт не исчерпывается только семьей; семья отражает культуру класса и отражает правильно. Борьба за пролетарскую культуру, завоевание maximum духовных и материальных ценностей рабочим классом, изменят и быт семьи. И вот, когда мы подходим вплотную к вопросу, как же нам взяться за работу, что делать в целях достижения нового быта, мы должны ясно иметь перед собой два параллельных пути, но которым идут наши достижения: условия психические или субъективные и условия материальные или объективные.
Революция резко изменила психику рабочего, крестьянина и даже заурядного обывателя. Сознание человеческого достоинства пробудилось, проявилось и окрепло. Политическое сознание развилось с быстротой и силон, равной десяткам и сотням лет прежних времен. Героизм, самопожертвование - не единичные явления. Устремление к знанию, к науке - массовое проявление запросов не только рабочей молодежи, но и почти стариков. Потребность в газете, в книге стоит на первом плане. Таков сдвиг в сознании, в психике рабочего класса за годы революции. Этот сдвиг произошел за очень короткие несколько лет: не будучи подготовляем постепенно рядом поколений, он тем резче, тем бурнее произвел ломку старого. Ломается отношение к религии, к церкви: ломается старый семейный уклад в отношениях старых к молодым, мужа и жены, ломаются привычки, словом, весь уклад прежней, каза-
*) Статья дискуссионная.
дось неоложной жизни. Но, если мы, разрушив старое капиталистическое хозяйство, в сравнительно короткий срок уже строим новое социалистическое хозяйство и строим его с успехом, мы не можем сказать, что так скоро, и с таким успехом мы строим новый уклад жизни, новый быт. Наряду с самым достойнейшим проявлением человеческой личности, защитой и отстаиванием своих прав, наш товарищ профсоюзник, партиец прикрикнет на жену, прибьет ребенка, выругается четырехэтажно и т. д. В обеденный перерыв с жадностью прочтет газету, готов хоть сию минуту в бой и в Германию и хоть к черту на рога, а вечером совсем неожиданно для самого себя заключается в самогоне до потере человеческого образа. Старое еще сильно, старое тянет назад, оно теребит, жалит, жужжит как комар, надоедает, отрывает от того нового, сильного, бодрого, к чему уже приобщился, что утоляет жажду духовную.
Вот тут и есть путь работы парт-организаций, культ-просветов, полит-просветов и т. д. Путь длительный, работа упорная, медленная, но верная. Политическое просвещение от школ и кружков политграмоты до комвузов, профессиональное образование от фабзавучей и курсов взрослых через рабфаки до вузов всяких вообще, клубная и библиотечная работа от избы читальни до высших марксистских кружков; от простейших инсценировок до художественного воспроизводства революционных моментов; приближение к рабочим массам научного и художественного кинематографа, драматического и оперного театра... Идя по этому пути, новый быт завоюешь несомненно, но идя медленно, систематически, упорно. И чем больше у нас будет материальных возможностей, чем больше мы сможем бросить средств на культурную работу, тем быстрей мы получим ценнейшие результаты в достижении нового быта...
Мы видим на каждом шагу, что запросы переросли окружающую обстановку. Наш товарищ партиец, профсоюзник, если он активный, бежит из душной семейной атмосферы, пропитанной лампадным маслом, прелыми пеленками, жалобами жены на вечную усталость и т. д. Веселая радостная комсомолка с бурного собрания нарывается на домашнюю ругань за потерянное время, когда надо было переделать пропасть домашней работы. Душно, грязно, негде присесть, почитать, позаняться, возня детей, ворчанье стариков - лучше сбежать от такой обстановки. И бегут; бегут мужья, бегут жены, бегут подростки дети. Обстановка, условия семейного быта тяжелы, невыносимы.
Конечно, здесь прежде всего настойчиво выявляется потребность в изменении материальных условий. Но может-ли государство сейчас создать общественные столовые, где кормили-бы вкусно, сытно и дешево? Можем-ли мы иметь общественные прачешные, где белье стирали-бы быстро, не рвали и не воровали его? Может-ли государство взять на себя кормление и воспитание детей от грудного возраста? - Конечно, сейчас нет. Т. Троцкий в одной своей
статье говорит: „Обобществление семейного хозяйства и воспитания детей немыслимо без известного обогащения всего нашего хозяйства в целом. Нам нужно социалистическое накопление. Только при этом условии мы сможем освободить семью от таких функций и забот, которые ныне угнетают и разрушают ее".
Но, "пока сонце зийде, роса очи выисть", нельзя ждать и ничего не делать в этом направлении. Я здесь мы тоже должны учиться. Строить материальную базу нового быта не так просто, не так легко. Есть-ли у нас опыт в этом отношении? Есть печальной памяти - только отрицательный. Обеды наших общественных столовых многими из нас перевариваются и до сих пор в наших катарах желудка и кишек. Дома коммуны с разбитыми окнами, забитыми уборными, сломаными лестницами всем нам памятны. И если мы в 19-20 году не могли иметь лучшего питания, то уж жилье мы портили и гадили от своего собственного озорства. А мы от него совсем отрезвели, от этого озорства? - Нет. Мы за эти последние два года научи-лись-ли пользоваться общежитием, не таскать для себя того, что принадлежит в общежитии всем? Научились-ли мы жить вместе, и в то же время жить так, чтоб дать каждому члену коммуны возможность остаться самим с собой? У нас еще нет опыта, практики коммунальной жизни, а этому надо учиться.
На чем же, где? Где есть такая лаборатория, в которой можно произвести опыты коммунальной жизни? Здесь в первую голову нужно обратить внимание на общежития нашей молодежи. Уже не первый, а шестой год наша рабочая молодежь живет в общежитиях, а улучшений почти нет, т. е. улучшений внутреннего быта, а не внешних материальных условий. За время своего пребывания в общежитии в течение года-двух, наш товарищ совершенно не выносит навыков коммунального быта, А как живет наша комсомольская молодежь? Что делают в свободное время, в каких условиях живут наши „беглые" комсомольцы? Богемная жизнь в конец подрывает их силы и прежде, чем окрепнуть, они уже чувствуют себя стариками.
Где и как живут наши работницы-одиночки, по каким углам они ютятся, как приходится им ломать себя, приспособляться, часто угождать чужим людям, чтобы только где-нибудь приткнуться?
Вот на каком матерьяле мы должны учиться, вот с чего нам надо начать. Наладить коммунальный быт нашего рабфаковца, совпартшкольца, пролетария-студента, чтобы жизнь на коммунальных началах сделалась бы его второй натурой, чтобы вместе с полученными знаниями он передавал бы в окружающую среду навыки коммунистического быта.
Помочь молодежи зажить по коммунистически, без озорства, без порчи уборных, без грязи, при нормальном питании и нормальном образе жизни. Мы спасем не одну сотню молодых жизней и выучим их, как надо жить не только на военном, но и на культурном фронте.
Работницы, занятые на производстве скорей всего поймут, как надо организовать коммуну, потому что в этом есть у них острая потребность, без этого слишком тяжело жить.
При том состоянии матерьяльных возможностей, которые имеются у нас сейчас, незачем строить искусственные коммуны, насильно притягивая туда товарищей "для примера". Нужно строить там, где в этом есть нужда, где поэтому и результаты будут полней и реальней. Строить коммунистический быт молодежи и работниц! С этого надо начать!
В. Н.
Источник: Пролетарий: орган Пермского Губкома РКП(б). № 10(18). Октябрь 1923. С. 10-12
[
PDF]