Перечитал еще раз нашумевшую "
Черную книгу менеджера"
Славы Панкратова. Теперь хочу сказать пару слов об этой книге и поделиться своим опытом.
Книга написана от лица владельца IT-компании, который в довольно цветистых выражениях рассказывает менеджеру о наболевшем. Как бывший владелец нескольких IT-компаний, под многими из фраз я готов подписаться. И, хотя недо-пере-матерный язык этой книги мне кажется немного ненатуральным, Слава прав в том, что именно так эти мысли лучше всего доходят до менеджеров.
Я читал отзывы других людей, особенно интересны были те, которые в стиле "наш ответ владельцу". Но нужно признать, они гораздо слабее и менее жизненны, чем сама книга, а некоторые "ответы" и вовсе наивны.
За свою карьеру в IT, я успел побывать в разных ролях: программист, менеджер, продажник, наемный директор, владелец, причем в разном порядке и в интересных комбинациях, когда приходилось совмещать несколько ролей.
В каждой роли есть свои потребности, свои "больные вопросы" и трудности. Я наблюдал очень много ситуаций "как делать не надо", и, к сожалению, довольно мало примеров, как "надо делать". Могу сказать, что нет принципиально неразрешимых проблем в IT-бизнесе и IT-компаниях, но есть типичные, очень болезненные противоречия.
Одна из вещей, которая само по себе неочевидна и не укладывается в большинство светлых голов работников IT-индустрии, это то, что проекты появляются только после того, как какой-то продажник что-то кому-то продал, и какой-то бизнесмен работу-то организовал. Таким образом, роль тех, кто непосредственно выполняет работу - тоже ключевая, но по важности стоит на втором или третьем месте.
Хороший продажник всегда найдет себе технаря. А вот не каждый технарь найдет того, кто будет приносить проекты.
Я помню время, когда все вокруг открывали свои веб-студии, студенты, школьники старших классов - все подряд. Типичный сценарий жизни такой веб-студии: получили первый проект по знакомству, съехались или сняли помещение, с горем пополам выполнили работу, сделали себе шикарный сайт и сели писать свою Цэ-эМ-эС! Через пару месяцев деньги закончились, заказы почему-то не поступают (странно!), все разругались и разъехались. Недоделанная Цэ-эМ-эС оказалась даже даром никому не нужна, и тихо себе умерла где-то на дисках.
Дело в том, что большинство технарей даже не будет пытаться не то что заниматься бизнесом, а хотя бы толком понять, как там, в бизнесе, все работает. Они и так все знают, и имеют свое правильное мнение по всем поводам. Многие из тех, кто пробуют создать свое дело в IT-сфере, как правило - неудачно, все равно не делают правильных выводов об особенностях и сложностях ведения бизнеса, а продолжают считать, что им "банально не повезло", "партнеры виноваты" и т.п. И ведь умные же люди! Именно поэтому им ничего не докажешь - как правило, не понимают и не верят.
Мне кажется, что именно эту мысль с разных сторон Слава и доносил в своей книге.
В целом, книга позволила мне еще раз критическим взглядом посмотреть на ту работу, которую я выполняю, и дала заряд здоровой спортивной злости. Очень рекомендую!