Где-то год назад, в тот момент, когда кризис уже протягивал свои руки к моему горлу, я задумался - а не вернуться ли мне на работу в МГУ?
Решил сходить на разведку на географический факультет и посетить кафедру (физической географии и ландшафтоведения) с которой я ушел заниматься прикладной (и не очень) экологией в 1994 году.
Тут же ко мне обратились с настоятельной просьбой - провести семинар для 4 курса и поведать о том, чем же (в реальном мире) занимаются люди, окончившие кафедру.
В этом году оказалось необходимо повторить мой рассказ еще раз - для следующего 4 курса. И вот эта группа попросила меня "набросать пять абзацев" для кафедральной стенгазеты на тему как я провел лето - что мне дало обучение на кафедре ФГиЛ.
На самом деле это довольно сложно, такое написать. Тем не менее...расскажу
Банальная фраза - высшее образование (а особенно - университетское образование) не дает человеку ничего, кроме умения постоянно учиться.
Постоянная учеба изменяет человека - но (на мой взгляд) по-настоящему обученный человек не может не применять свои знания, не изменять мир вокруг себя.
А как может изменить мир географ?
Ведь его задача - рассказать другим о том, "что, где, когда и как".
Другие, те, кто владеет деньгами и управляет экскаватором придут и изменят мир, описанный нами.
Традиционная роль географа - роль лоцмана, роль посредника и переводчика (не только с испанского на английский и с английского на русский, но и с языка природы на язык карт а с языка карт на язык культуры) устраивает многих из нас.
Более того - трудно и почетно быть настоящим посредником.
Но есть среди нас и те, кто недоволен этой ролью. Они выбирают не посредничество, а управление, роль не лоцмана, но капитана. И часто из географов выходят отличные капитаны....одна беда - они часто больше похожи на Джека Воробья чем на
Джеймса Кука .
Каково же географическое кредо, что же объединяет географов - гардемаринов, лоцманов и капитанов (а также капитанов-наставников)?
Карл Риттер сказал - "Каждое место на Земле есть поучение Господа людям".
И тем для кого сравнения, сопоставления, классификации и аналогии естественны - эту фразу можно расширить.
Не только место, но и каждый человек, каждое животное и каждое растение - это тоже поучение, надо только уметь это поучение услышать и понять.
Вот этому я и научился на кафедре физической географии и ландшафтоведения.
А еще я встретил на первой своей кафедральной практике лайку Дуньку и ее хозяина - шофера университетской автобазы Николая Сергеевича.
Вот здесь, на фотографии с нашей практике в Карпатах их можно увидеть вместе с частью моей группы (Ясиня, 1985 год) и Лидией Николаевной Щербаковой.
Но я познакомился с Дунькой не в Карпатах, а в Мещере, на практике 2 курса, которую вела Алида Августовна Видина и Павел Николаевич Рязанов.
Было сыро, почти весь срок практики шел дождь. Мы ходили в маршруты, а потом сушились у костра.
И каждый день Дунька шла с нами в маршрут - а потом периодически приходила то к одной маршрутной паре, то к другой - узнавая, как идут дела...и не собирается ли народ перекусить. Она замечательно знала полигон и имела свои собачьи дела в каждой лощинке, особенно ее радовала возможность вываляться в какой-нибудь вонючей дохлятине. Лайка никогда не плутала и порой встречала припозднившиеся пары, прибегая к ним на точки и показывая, что пора бы уже возвращаться.
Если шофер уезжал по экспедиционным делам в Касимов - то вечером Дунька ждала его на базе и бежала встречать по лесной дороге, едва услышав звук мотора Зила-130.
Когда хозяин и Дунька ссорились (а это было не таким редким явлением) лайка отказывалась от еды до тех пор, пока отношения между ним не были выяснены до конца. Иной раз неправ был Николай Сергеевич, а иной раз - Дунька и они прекрасно знали, кто из них должен извиниться. Ссоры тянулись по нескольку дней, но в конце-концов они как-то решали свой спор (обычно в стороне от наших глаз)...
Казалось бы - что в том, что я рассказал о Дуньке, удивительного?
А лайка Дунька была для меня тогда своего рода поучением. В этом нет ничего особенного, просто тот человек, чьим другом была лайка начинает по-другому видеть мир.
И неизвестно, понял бы я это или нет, если бы не пришел в 1985 году на кафедру ФГиЛ :)