Ансамбль Пои Калян (Poi Kalon аnsambli) - не входя вовнутрь

May 13, 2017 00:49

1. Купола мечети Калян (Masjidi Kalon) и, вдали, медресе Мири Араб (Madrasa Mir-i Arab) в перспективе улицы Ходжа Нуробобод



Рассматривая Бухару невозможно миновать ее центр, площадь между тремя (а вернее сказать - четырьмя) памятниками - мечетью Калян, минаретом Калян - за ним, чуть в глубине - медресе Сейид Алим-хана и, наконец, медресе Мири Араб - в совокупности составляющие ансамбль Пои Калян.
Название "Пои Калян" часто переводят как "Подножие Великого", полагая, что "Калян" - это, фактически, имя собственное минарета, стоящего здесь с 12 века.


Мы проходили мимо площади не один раз. Но - была разная погода, 17 марта 2014 года было яркое жесткое солнце, а 18 марта на небо набежали облака и оно стало сероватым. Отчасти из-за погоды у меня не получилось снять целостную серию видов "снаружи" - поэтому сейчас вынужденно собираю в пост фотографии двух разных дней.

2. Мечеть Калян и минарет Калян - из этого ракурса (с торговой улицы Ходжа Нуробобод) кажется, что купол мечети выше минарета (а это не так)



3. Еще один ракурс на мечеть (от туалета на базаре прямо за ее стенами). Надо понимать, что все вот это здание, сложенное из местных, желтых кирпичей - только часть того, что есть здешняя мечеть - "корпус над михрабом", если так можно выразится.
И - купол двойной, есть интересная статья с картинками на немецком по этому поводу. Впрочем, у Сан Марко с куполами то же самое)



4. Попасть в мечеть с площади можно через эффектный, майоликовый, портал (недавно прочел, что правильнее называть здешние порталы пештак).
На этом портале (как пишут) указано, что строительство мечети завершено в 1514 году, а перевода других надписей я, к сожалению, не нашел.



5. Минарет Калян стоит в южной части площади, к нему ведет лестничный переход со стены мечети.



О мечети я расскажу в следующем посте, а о минарете - здесь.
Минарет Калян был построен в период правления Арслан-хан Мухаммада из династии Караханидов.
Караханиды продержались в Средней Азии примерно с середины 10 по начало 13 века, при этом с 1089 года они были вассалами Сельджукидов, а с 1141 года - Каракитаев.
Период правления Арслан-хана пришелся, вообщем-то на закат управляемого им государства, но вот, он "известен своей градостроительной деятельностью". Построенный при его правлении минарет был частью большой мечети, основание которой наследует мечеть Калян. Мечеть была закончена в 1121 году, минарет - в 1127.
Почти через 100 лет, в марте 1220 года, Бухара падет перед войском Чингис-хана, почти весь город будет разрушен, разрушат, видимо, и мечеть - но минарет уцелеет. Уцелеет он и через 800 лет после постройки, в августе 1920 после советской бомбардировки - хотя и будет сильно поврежден.

6. Минарет Калян - за ним - позднее медресе Сейид Алим-хана



Минарет построен целиком из обожженого кирпича. Высота его 46,5 м (~16-ти этажный дом), его фундамент заложен на глубину до 10 м, диаметр у цоколя - до 9 м.
Мощный конический утончающийся кверху массивный столб завершается цилиндрическим фонарём-ротондой на сталактитовом венце. Фонарь имеет 16 сквозных арочных проёмов, над которыми выведен венчающий сталактитовый карниз. На карнизе имеется надпись о его сооружении в 1127 году и упомянуто имя зодчего - Усто Бако. В ротонду ведет узкая и крутая кирпичная винтовая лестница в 105 ступенек.

Подняться по лестнице, кстати, не разрешили - говорят "иностранная туристка упала, сломала ногу, подала иск - чтобы такого больше не было - просто запретили". Я полагаю, что можно было местных за деньги все-таки уговорить, но как-то не стали.

На интересном сайте Dr.Bernhard Peter из Кобленца довольно много (правда - на немецком) материалов по архитектуре Бухары, например - наглядная схема Пои Каляна, показывающая отношение между отдельными зданиями в этом ансамбле




Кроме того, у Dr.Bernhard Peter примером Пои Каляна, проиллюстрирован кош-принцип - идея строить мечети и/или медресе парами, друг напротив друга, выстраивая специальное соотношение между их фасадами. В Бухаре есть и другие примеры такого строительства - я уже показывал Кош медресе , равно как и комплекс медресе Улугбека и Абдулазиз-хана.

7. Следуя кош-принципу, напротив сложного пештака мечети Калян, завершенного в 1514 (см. фото 4) почти сразу начинают строить медресе Мири Араб (начало 16 века, перестройка в 1530-ые) - найти перевод надписи на портале не удалось



Мири Араб (Mir-i Arab)переводят как "имущество араба" или "принадлежащее арабу". Этим арабом - вернее, йеменцем - был шейх Сайид Абдулла аль-Йамани, происходивший из династии правителей Йемена. Он еще в ранней молодости настолько глубоко проникся учением Бахауддина Накшбанди, что отрекся от светской политической жизни и в возрасте 22 лет отправился в Мавераннахр, на родину своего духовного учителя в Бухару для того, чтобы присоединиться к тарикату Накшбандия. В это время, во второй половине 15 века, на излете существования империи Тимуридов духовным лидером Накшбандии был Ходжа Ахрар (он же Наср-эд-дин Убайдуллах ибн Махмуд Шаши).
Абдулла аль-Йамани получил покровительство Ходжи Ахрара, а затем, стал духовным наставником пятого хана из рода Шейбанидов - Убайдуллы-хана.

8. Оригинальный фасад с двумя куполами над помещениями мечети (правый купол от входа) и мавзолея-гурханы (левый купол от входа). В мавзолее - мраморные надгробия шейха Абдуллы аль-Йамани, мударриса Мухаммада Касыма, деревянная сагана (прямоугольный намогильник в один, два или три уступа) Убайдуллы-хана и ещё несколько неидентифицированных каменных намогильников. Вход на территорию медресе Мири Араб для туристов закрыт.



Как пишут, строительство Мири Араб могло быть связано и с победой Убайдуллы-хана в Гиджуванской битве - важной исторической вехе 1512 года, в результате которой одна из сторон - иранские сефвевиды-шииты "оставили в покое" шейбанидов-суннитов, а тимурид Бабур отправился через Афганистан в сторону Индии, где вскоре основал Империю Великих Моголов.
В этой битве Убайдулла-хан захватил в плен, а потом продал в рабство 3000 иранцев, что принесло ему немалый доход, использованный для финансирования строительства Мири Араба.

9. Медресе действует - является самым престижным духовным учебным заведением Средней Азии. Из наиболее известных учеников назову Шигабутдина Марджани, Ахмада Дониша, Ахмада Кадырова + множество ныне живущих муфтиев и имамов.



В этом прекрасном по форме и содержанию архитектурном комплексе сочетается удобство организации учебы и проживания. Волшебная акустика во всех частях огромного комплекса свидетельствует о мудрости зодчих, в любой худжре-келье, в коридорах и на балконах (верхние комнаты) возвышенно звучит голос человека, и особенно он слышен на открытой площади во дворе ансамбля. С раннего утра до поздней ночи ученики медресе с огромным вдохновением во весь голос читают прекрасные суры Корана. Надо особо подчеркнуть волшебную обстановку намоленности каждого квадратного метра этого очень большого здания. Осознание того, что именно здесь в течение 500 лет под воздействием духа священного города тысячи учеников до тебя с вдохновением и умилением, со слезами радости читали Коран, стали хафизами Корана, муллами, выучившими 6666 аятов двустиший наизусть и сдавших здесь же строгой комиссии улемов экзамен по этому достижению, приводит в восторг.

Информация и источники - здесь, тут, тут, здесь, здесь.

Опубликовано в DW - https://alexjourba.dreamwidth.org/312943.html

узбекистан, 2014, бухара

Previous post Next post
Up