Крепость-дворец Куня-Арк в Хиве (Koʻhna Ark, Xiva)

Apr 06, 2014 09:27

1. Вид на Куня-Арк от площади перед Ата-Дарваза (западными воротами Хивы)



Старая крепость - или Куня-Арк - встроена в стены Ичан-Калы и хорошо видна по двум причинам - ее стены раза в полтора выше основных - это раз, и над ними возвышается сооружение из двух, поставленных друг на друга, террас-айванов - "бастион" Ак-Шейха-Бобо.


2. В Куня-Арк можно попасть свернув налево почти сразу после входа в пределы Ичан-Калы, через эти ворота



3. Как и в других памятниках Узбекистана, в Куня-Арке прекрасные резные двери - при перестройке сооружений (а она происходила здесь очень часто) двери не меняли - поэтому именно дверь часто является здесь самой древней частью интерьера



Строительство Куня-Арк было начато в 1680-ых годах Аранг-ханом, однако его сооружения были разрушены в середине 18 века. Дошедший до наших дней Куня-Арк начат строительством в 1800-ых годах при Эльтузар-хане и декорирован в 1830-ых при Аллакули-хане - построившем в Хиве и второй дворец, Таш-Хаули.
Куня-Арк подвергся разрушениям и в 1920-ые годы, поэтому сохранными (после значимых реставраций) здесь являются два объекта - Курынишхона (зал приемов) и "бастион" Ак-Шейх-Бобо.

4. "Крылья" - теневые навесы, примыкающие к "сцене" курынишхоны - как и другие айваны удерживаются резными колоннами



5. Главным помещением курынишхоны является опять же айван - своего рода сцена, которую во время аудиенций занимали высшие чиновники и хан - для них же были предусмотрены помещения за айваном - туда ведут три двери. Айван облицован майоликой и перекрыт росписным деревянным потолком, опирающимся на две колонны. Колонны - как и двери - повсеместно наследовались от более старых зданий, при необходимости наращивались. Их нижний конец заострялся и удерживался резной каменной базой.



6. Майоликовые панели напоминают нам об облицовке кафелем ну, скажем, подземных переходов



7. Но во-первых майолика здесь очень красивая, а во-вторых прохладная, не надо забывать, что здесь архитекторы боролись не с холодом, а с жарой



8. Наборный расписной потолок



9. Снова майоликовая стена - с решетчатыми окнами, по одному из объяснений - за ними могли находиться женщины - жены хана - наблюдая за происходящим на "сцене" - это своего рода "кулисы"



10. Ниже "скворечника" Ак-Шейха-Бобо можно увидеть айваны гарема - но пройти туда не получится, гарем в Куня-Арке еще реставрируется



11. Собственно бастион Ак-Шейха-Бобо - один айван поставленный на другой. Википедия пишет, что Ак-Шейх-Бобо (Дедушка Белый - звучит как-то по-китайски, да) был наставником шейха Мухтара Вали - то есть это реальная личность. В сущности ничего невероятного в том, что суфийский отшельник жил в этом сооружении нет (вспомним христианских столпников, условия обитания которых были много хуже)



12. Колонна бастиона - с деревянной базой. После (а может быть и при жизни самого Ак-Шейха) бастион использовался в качестве наблюдательной вышки и места хранения пороха



13. Резные колонны, равно как и двери - самое неизменное в этом глиняном городе. Нам сказали, что колонны делали, прежде всего, из чинары - то есть из хорошо известного нам по Средиземноморью платана



14. С этого бастиона народ делает именно такой снимок - "извивающиеся змеей" зубцы стены Ичан-Калы



15. Территории "посада" около стен Ичан-калы активно расчищаются - сносят старые махалли, оставляя только действующие объекты - гостиницы и мечети - вдали можно рассмотреть городской парк с колесом обозрения



16. Вид в сторону площади (с которой мы снимали Куня-Арк на кадре 1), пруда Ота-Хауз, нашей гостиницы Малика-Хива и комплекса мечети с минаретом Бика-Йон-Бика



17. А в эту сторону видна курынишхона, минарет-градирня Кальта-Минор и, за ним, медресе Мохаммед-Амин-хана, превращенное в гостиницу



18. Айван курынишхоны - вид сверху



19. Фоном для нашего визита в Куня-Арк была подготовка местного населения к празднику Навруз - так как реально цветущих абрикосов в Хиве пока не было - дети принесли подддельные



20. На сцене шла репетиция



21. Которой руководила колоритная тетя



22. Вот еще раз она



23. А (видимо) родители тренирующихся детей стояли в сторонке



24. Ну а поддельные абрикосы ждали своего часа у стены крепости



Опубликовано в DW - https://alexjourba.dreamwidth.org/261153.html

узбекистан, хива, 2014

Previous post Next post
Up