1. Церковь Петра и Павла (Sf. Apostoli Petru și Pavel, 1669-1672) - вид с юго-запада
Монастырь Четэцуя - то-есть "Монастырь-Крепость" мы смотрели 1 сентября 2013 года. Он оказался очень красивым и впечатляющим комплексом, в котором кроме церкви, сохранилось еще несколько интересных зданий - а ухоженность территории была прямо-таки идеальной. Хотя современный вид Четецуи (как и других монастырей Ясс) - это, вообщем, не результат их непрерывного существования и монастырского хозяйствования, а скорее успех реставрационных мероприятий 20 века.
К сожалению, я, увлекшись красивыми видами, практически не фотографировал отдельные монастырские постройки (кроме церкви) - надеюсь, что кто-нибудь из моих со-путешественников восполнит этот пробел.
Монастырь был основан
Георгием Дукой на землях, которые он начал скупать в 1666 году и которые ранее использовались под виноградарство. По своему происхождению Георгий был грек из
рода Дук, со своего детства живший, как пишет румынская википедия, в доме молдавского господаря "защитника веры"
Василия Лупу. Как и Лупу, Дука стал господарём Молдавии по воле Османской Порты после смерти своего предшественника,
Евстафия Дабижи (на дочери жены которого он был женат) в сентябре 1665 года.
Однако буквально через год он был "отставлен" от правления и вновь сел на трон в Яссах только в 1668 году, "купив" себе правление.
Чтобы компенсировать эту покупку, Дука поднял налоги, столкнулся с недовольством народа и знати что привело его к следующей "отставке" в 1672 году. С 1674 по 1678 год Дука "поработал" господарем Валахии, а в 1678 году вернулся на правление в Яссы в третий раз. Третье правление завершилось заговором бояр, арестовавших его в 1683 году и выдавших полякам. В Польше Дука и умер через два года после своего падения - однако был похоронен здесь, в построенной им церкви.
2. Колокольня (1670)
3. Мозаика "Богородица Оранта" и герб Молдовы над входом в монастырь
4. Колокола
Правление Георгия Дуки пришлось на период войн - в 1672 году османы (и союзные с ними казаки гетмана Дорошенко) взяли Каменец-Подольский (эта история была беллетризована Сенкевичем и потом экранизирована под названием "
Пан Володыевский"), с 1676 по 1681 длилась
русско-турецкая война - в результате которой был уничтожен Чигирин, а Россия подтвердила права на левобережье Днепра и Киев.
В 1683 году османы не смогли взять Вену - после чего Австро-Венгрия "поднялась с колен" (по ходу дела начав поглощать Речь Посполитую) а звезда Османской империи начала закатываться.
Понятно, что в таких обстоятельствах, Георгию Дуке имело смысл строить свою цитадель - однако строить обычный замок было вызовом как туркам, так и местным боярам - а вот строить что-то совмещенное оказалось реальным, традиционным (и много раз опробованным).
В качестве одного из руководителей постройкой монастыря называют инженера и архитектора Григория Корнеску (Gregory Cornescu) принимавшего участие в восстановлении крепости Каменца-Подольского при турках и в реставрации церкви в Куртя-ди-Арджше.
5. Вид с яруса звона на церковь Петра и Павла
6. Монастырский двор с северо-восточной точки
7. Монастырский двор - впереди господарский дворец, правее - кухня (или турецкая баня)
Укрепленные стены монастыря, высотой семь метров и толщиной более метра и колокольня были построены к 1670 году, церковь была освящена в 1672 году. Монастырь с момента своего освящения был подчинен "экстерриториальному" Иерусалимскому патриархату.
Кроме этого в монастыре был выстроен дворец господаря, отдельное здание кухни с полусферическим куполом, на котором возвышается башня с восемью окошками (по другой версии, турецкой баней), "готический зал" с подвальным помещением, от которого, по легенде, к королевскому дворцу был проложен подземный ход.
В 1672 году (проездом в сторону Каменца-Подольского) монастырь посетил султан
Мехмед IV, удивившийся дешевизне молдавского строительства (30 мешков с золотом) и сказавший, что турки не стали бы строить такое меньше, чем за 100 мешков и (вероятно, от зависти) предсказавший, что монастырская церковь не простоит и 30 лет из-за того, что построена на непригодных грунтах.
В 1682 году в монастыре был установлен печатный пресс и издавались книги.
Монастырь действительно несколько раз послужил убежищем господарям - но не из рода Дука, а из рода Кантемиров. В 1717 году монастырь штурмовали, пытаясь захватить укрывшегося там господаря
Михая Раковицу.
8. Церковь Петра и Павла с северо-восточной точки
9. Церковь Петра и Павла - северный фасад
10. Портал церкви
11. Окно церкви
После событий начала 18 века монастырь потерял свое оборонное значение, рухнула одна из стен а здания стали использоваться как склад провианта и, позже, как госпиталь российской армии (1788-1792 и 1806-1812).
Пожары, землетрясения и "равнодушие греческие настоятелей" постепенно приводила к разрушению монастырских построек.
Церковь была отремонтирована в течение 1827 по 1837 , в этом случае время обновляется росписи интерьера .
В декабре 1863 года
Александру Иоан Куза принял закон о секуляризация монастырских имений согласно которому монастырь был выведен из подчинения Иерусалимскому патриархату, церковь Вознесения стала приходской (как и церковь монастыря Галата), священник служил в ней один раз в месяц а двор был занят под питомник виноградной лозы и плодовых деревьев, а конце 19 века рухнула часть церковной кровли.
В 1910-1911 году по инициативе Комиссии по историческим памятникам в монастыре были начаты реставрационные работы, 30 сентября 1911 года в присутствии королевской семьи монастырь был переосвящен и вновь открыт.
Следующая реставрация проводилась в 1964-1971, в ее результате колокольне, кухне, стены и валы приобрели форму, близкую к первоначальной.
Современный вид монастырь приобрел при архимандрите был Митрофане Былтуце, настоятеле монастыря в течение 25 лет (1971-1995).
12. Вход в одно из монастырских зданий
13. Переоборудованная башня (вид снаружи)
14. Пейзаж с виноградниками - снят из окна колокольни
Опубликовано в DW -
http://alexjourba.dreamwidth.org/250468.html