Из статьи Эрнста Лукаса "Книга Бытия. Прочтение в 21 веке".

Sep 23, 2012 11:51

Прекрасная простая статья о том, как понимать первые главы Бытия и при этом не считать все современное научное знание "заговором атеистов". Написана баптистским пастором и проффесором из Бристоля Эрнстом Лукасом в рамках "Фарадеевских докладов" о науке и религии

Помещаю короткий отрывок, а полностью список всех статей, часть из которых есть и в русском переводе, можно найти здесь.

Язык повествования
Одна из трудностей современного прочтения библейских текстов состоит в том, что мы неверно подходим к их языку, полагая, будто он ничем не отличается от привычного нам.
Как верно заметил Ван Тилл:
  • Западная культура двадцать первого века, по-видимому, неспособна воспринимать образный или символический язык, а тем более - говорить на нем. Мы так свыклись с однозначным, плоскостным, описательным повествованием, что убеждены: иначе и писать нельзя (...) научный язык явно и беззаконно возобладал над художественной словесностью.
Раннехристианские экзегеты подобных предубеждений не имели. Быт 1-11 они воспринимали как образное повествование, ключ к которому надо искать в нем самом.

«Возможно, надобно понимать, что Священное Писание, обращаясь к людям ограниченного разумения, говорит с ними на неизбежно ограниченном человеческом языке», - писал в начале V века бл. Августин. И далее, в связи с Книгой Бытия, он уточняет: «Ведомый Духом писатель говорит так, чтобы это было понятно и малым детям». Жан Кальвин развивает эту мысль - Бог, полагает он, «приспосабливает» свое слово к пониманию тех, к кому обращается». Так, в комментарии на Быт 1:6-8 Кальвин пишет:
  • Ибо, по моему мнению, речь здесь идет ни о чем ином, но только о видимых вещах мира. Кто желает узнать об астрономии и прочих многомудрых науках, пусть ищет в других местах. Здесь же Дух Святой наставляет всех, без исключения, людей, и потому (...) история сотворения (...) - это книга для неграмотных.
Кальвин понимал: Библия говорит на языке «непосредственного впечатления», поэтому слова «создал Бог два светила великие» (Быт 1:16) его не смущали. Он признавал, что если понимать их буквально, то с научной точки зрения они неверны, поскольку астрономия к тому времени уже знала - Сатурн больше Луны. С точки зрения современной науки они еще бессмысленней, так как означают, что Луна тоже обладает собственным свечением, тогда как она всего лишь отражает свет и, если стремиться к научной строгости, следовало бы сказать, что Бог создал огромное светило и его отражатель!

Заключение
Если читать Быт 1-11 как богословский текст, а не «выискивать» в нем естественнонаучные данные, то становится очевидно, что в начале XXI века заданные в нем «вечные» вопросы о смысле и цели человеческой жизни, звучат не менее взыскательно, чем звучали они для древних евреев и многих последующих поколений иудеев и христиан.

Источник: Эрнст Лукас. "Книга Бытия. Прочтение в 21 веке".

Быт, творение, наука и религия

Previous post Next post
Up