10 мая 1886 года в Базеле родился человек, который изменил богословский мир 20 века. Как образно было сказано о нем "взорвал бомбу в богословской песочнице".
Небольшая книжка в зеленой обложке открыла передо мной вход в мир удивительного богословия. Это книга Йозефа Громадки "Перелом в протестантской теологии". Читая ее, я впервые встретился с именем Карла Барта, и в его идеях увидел то, что было и остается созвучным моим взглядам и устремлениям. Коротко говоря, можно сказть, что читая сначала о Барте, а потом и самого Барта, я встретил родственную душу.
Первое, что поражает при встрече с этим богословом - это его христоцентричность. На любой вопрос, его ответ: Иисус Христос, воплощенное Слово Божье. Иногда кажется, что Барт в этом своем усилии - направить наш взор на Христа, выступает через чур настойчиво и даже неуместно. Но перечитывая Евангелия (особенно Иоанна) и ап. Павла, понимаешь, что и у них все ответы были во Христе.
В общем, потому Барта и прозвали неоортодксом, что, казалось, он просто повторяет ортодоксальные формулировки Павла, Августина, Кальвина, Лютера и других. И действительно он не чурался цитировать этих и других авторитетов прошлого во всей полноте. Но основываясь на них, он дал им новое прочтение. Не зря его называли богословом с Библией в одной руке и газетой в другой. Для Барта Слово Божье всегда актуально, отвечает не только на вопросы прошлого, не только на вопросы, которые можно назвать вечными, но и на вопросы современности. Потому что Иисус с нами всегда, Он всегда актуален и Слово Его действенно всегда.
Ну, и в честь юбилея, проповедь Карла Барта в Базельской тюрьме 14 августа 1955 г
Благодатью вы спасены
Дорогие братья и сестры мои!
Теперь я прочту слово из Послания апостола Павла к ефесянам (глава 2 стих 5): «Благодатью вы спасены». Я думаю, оно достаточно короткое, чтобы вы все могли запомнить его и, по воле Божьей, понять.
Смотрите, мы собрались в это воскресное утро, чтобы услышать: «Благодатью вы спасены». Все остальное, что мы тут делаем вместе, наши молитвы и песни, могут быть только ответом на это слово, которое нам говорит Бог. Чтобы свидетельствовать человечеству об этом: «Благодатью вы спасены» - пророки и апостолы написали эту странную книгу, которая называется Библией. И это написано только в этой книге, только в Библии: не у Канта и не у Шопенгауэра, и ни в какой-либо истории природы или мира, и тем более ни в одном романе, а только в Библии. Чтобы воспринять это слово, нужно то, что называется Церковью: общение христиан, то есть людей, которые вместе внимают Библии: им дано, и они хотят услышать в ней слово Божье. А это и есть слово Божье: «Благодатью вы спасены».
Однажды мне кто-то сказал: «Мне не нужно ходить в церковь и читать Библию, я уже знаю, что говорят в церкви и что написано в Библии: «Поступай правильно и никого не бойся!» Дайте мне ответить следующее: если бы дело было в том, чтобы проповедовать только об этом, то я точно не пришел бы сюда, так как не хотел бы попусту тратить время, и вы тоже не хотели бы! «Поступай правильно и никого не бойся!» Чтобы сказать такое, не нужны апостолы и пророки, не нужны ни Библия, ни Иисус Христос, даже Бог не нужен. Ведь это каждый может сказать себе сам. В этом нет ничего настолько нового, особенного или интересного, ничего, что могло бы помочь человеку. Я никогда не видел людей, произносивших это изречение со смехом - как правило, люди, говорящие так, смотрят довольно хмуро, и сразу видно, что это слово не помогает им по-настоящему, не утешает и не радует их.
Теперь послушаем, что написано в Библии и что мы, христиане, можем сейчас услышать вместе: «Благодатью вы спасены». Смотрите, это нельзя сказать самому себе. И один человек не может сказать так другому. Это может сказать нам всем только Бог. Иисус Христос нужен, чтобы это было правдой, нужен Иисус Христос, а чтобы передать множеству людей, нужны пророки и апостолы. И чтобы сообщать это сейчас друг другу, нужно, чтобы мы собрались здесь как христиане. Но зато это действительно что-то новое, каждый раз совсем новое и особенное: самое интересное на свете, не только самая великая помощь, но вообще единственная помощь для человека.
«Благодатью вы спасены». Как странно, что это сказано нам, что нам дозволено услышать это! Ведь кто такие «мы»? Скажу открыто: большие грешники, все без исключения. Поймите меня правильно - я говорю это о себе так же, как и о вас. Я с готовностью признаю себя самим большим грешником среди вас всех, но и вам нельзя себя исключать! Грешники - это люди, которые по суждению Бога, а может быть и собственной совести, заметно сбились с пути и заблудились, которые не немножко, а кругом виноваты, должники и совсем пропащие, и не временно, а погибшие навеки. И такие грешники это мы. И мы в неволе. Поверьте, есть неволя похуже, чем в этом доме, где стены потолще и двери поплотнее, чем те, за которыми вы здесь заключены. Мы все - и те, кто снаружи, и вы здесь - пленники своего собственного упрямства, своих вожделений, своих всевозможных страхов, своего недоверия к людям и по самой глубокой сути дела - пленники своего неверия. И также все мы - люди страдающие. Больше всего, все мы страдаем от самих себя, от своей жизни, которую каждый отягощает самому себе и, как следствие, другим. Мы страдаем от бессмысленности жизни. Мы страдаем в тени смерти и вечного суда, навстречу которому идем. Это целый мир греха, неволи и страдания, в котором мы проживаем свою жизнь. А теперь послушайте: в сердцевину всего этого, свыше, приходит слово: «Благодатью вы спасены». «Спасены» означает не «немножко ободрены, утешены и успокоены», это означает: «выхвачены, как головня из огня» (Ам 4:11). Вы спасены! Это не означает: может быть, вы когда-то будете по крайней мере отчасти спасены - нет, вы спасены, всецело и окончательно. Вы? Да, мы! Не только какие-то другие люди, набожнее и добрее нас - нет, мы. Каждый и каждая из нас.
Это так, потому что Иисус Христос стал нашим Братом и через свое страдание и смерть - нашим Спасителем, потому что Он совершил наше Спасение. Он - Слово Божье к нам. И это слово гласит: «Благодатью вы спасены».
Вы все, наверное, знаете легенду о наезднике, который ночью, в тумане, сам не зная об этом, переехал через замерзшее Боденское озеро, а на другом берегу, услышав, куда приехал, он от испуга потерял сознание. Смотрите, это ситуация человека, в которой открывается небо и освещается земля, и мы слышим: «Благодатью вы спасены». В ней мы истинно похожи на этого страшно испуганного наездника. Ибо тогда мы невольно оборачиваемся назад и задаем себе вопрос: где же я был? Над бездной, в смертельной опасности! Что я сделал? Самый бессмысленный поступок из всех возможных! В каком положении я был? Я был на пороге верной гибели, и вот я спасен, я прошел непостижимым образом. Вы спросите: действительно ли мы в такой опасности? Да, именно так: мы действительно в смертельной опасности. Но мы были спасены. Посмотрите на нашего Спасителя и на наше спасение, а значит, на распятого Иисуса Христа, обвиненного, приговоренного, наказанного вместо нас. Вы знаете, ради кого Он висит на кресте? Ради нас, в нашей неволе, неся наше страдание. В таком положении, в котором Он там, были и мы. Так Бог мог и должен был поступить с нами. Но из этой тьмы Он нас спас. Тот, кто здесь не испугался смертельно, оглянувшись назад, тот, наверно, еще не расслышал слово Божье: «Благодатью вы спасены».
Но намного важнее другое, в чем заключается суть: это то, что мы слышим в конце: «Благодатью вы спасены». Значит, мы уже на берегу, озеро позади, мы можем вздохнуть, хоть и еще не оправились от ужаса - так и должно быть. Но это всего лишь ужас «задним числом». Силой Благой Вести действительно открывается небо, над темной землей действительно рассветает. Как чудесно, когда нам дано услышать, что я был там, в этой тьме, над этой бездной, в этой смертельной опасности, а теперь я уже не там. Это ужасное я делал, но это я теперь уже не могу, не хочу и не буду делать - никогда больше. В таком положении я был, но никогда, никогда больше не буду. Мой грех, моя неволя, все мое страдание были вчера, не сегодня, это мое прошлое, не мое настоящее и не мое будущее. Я спасен! Действительно ли это так, правда ли это? Взгляни еще раз на Иисуса Христа, умирающего на кресте! Посмотри и пойми, что Он там сделал и как страдал. Он это сделал для тебя, для меня, для всех нас. Он не напрасно нес наш грех, нашу неволю и наше страдание. Он все это унес от нас. Он действовал там как военачальник всех нас: прорвал ряды врагов и одержал победу, нашу победу. Стоит нам только пойти за Ним, чтобы вместе с Ним стать победителями. Через Него, в Нем мы спасены, так что наш грех уже не может повредить нам, наша тюрьма открыта, наши страдания позади. Это великие слова, но Слово Божье и есть великое слово! И чтобы отвергнуть это, надо было бы отвергнуть Его, отвергнуть Господа Иисуса Христа: Он освобождает нас, а если Он, Сын Божий, освобождает, то мы истинно свободны (ср. Ин 8:36).
А так как мы спасены через Иисуса Христа и не иначе, то поэтому благодатью. Это означает: мы не заслужили быть спасенными; если что и заслужили, то совсем другое. И мы не можем сами приобрести спасение. На днях в газетах писали, что скоро приобретем даже искусственную луну. Но быть спасенными - этого мы приобрести не можем. И никто из нас не может гордиться тем, что спасен, каждый может только сложить руки в великом смирении и быть благодарным, как ребенок. И спасение - никогда не будет вещью, которой мы владеем, но даром, который снова и снова получаем, за которым снова и снова будем протягивать пустые руки. «Благодатью вы спасены» означает: следует снова и снова отводить взгляд от себя и смотреть туда, где пребывает эта истина: на Бога и на Человека на кресте. В это снова и снова нужно веровать и быть исполненным верой. А веровать означает смотреть на Бога и на Иисуса Христа и полагаться на то, что вот там есть истина для нас, для нашей жизни, для жизни всех людей.
Не жаль ли, что у нас в сердце поселилось какое-то глубокое сопротивление именно против этого? Да, нам не нравится то, что сказано: быть спасенными благодатью и только благодатью. Нам не нравится, что Бог нам действительно ничего не должен, что мы можем жить исключительно Его благостью, что нам остается только великое смирение, только благодарность ребенка, получившего подарок. Ведь мы не любим отводить взгляд от себя, нам больше нравится удаляться (как улитка в свою раковину) и быть наедине с собой. Одним словом, нам просто не нравится верить. И это притом, что благодатью и верою, как я только что описал вкратце, началась бы жизнь, настоящая жизнь: беззаботность сердца, глубокая радость внутри, а также любовь к Богу и ближнему - и великая, уверенная надежда! Именно благодатью, именно верою все стало бы настолько легко в нашей жизни!
Дорогие братья и сестры, в каком положении мы находимся сейчас? Этого изменить нельзя - настал яркий день. Божье солнце светит в темной жизни всех нас, даже если мы прикрываем глаза ладонями. Голос Бога с неба раздается, даже если мы затыкаем уши пальцами. Хлеб Жизни есть, даже если мы снова и снова сжимаем руку в кулак вместо того чтобы открыть ее, взять хлеб и есть. Дверь нашей тюрьмы открыта, даже если мы - что странно - не выходим. Со стороны Бога все в порядке, даже если с нашей стороны снова и снова возникает беспорядок. «Благодатью вы спасены» - это правда, даже если мы в это не верим, не хотим для себя этой правды - и тогда, увы, ничего не обретаем. Но почему не обрести? Почему мы не верим? Почему не выходим через открытую дверь? Почему не разжимаем сжатые кулаки? Почему затыкаем уши? Почему прячем глаза? Почему же?
Об этом я сейчас скажу только одно: может быть, все это потому, что мы никогда по-настоящему не молились о том, чтобы у нас, на нашей стороне, все изменилось. Подумайте вот о чем: за то, что Бог есть Бог не только всемогущий но и милостивый, благой Бог, за то, что Он хочет и совершает для нас благо, что Иисус Христос умер за нас, чтобы мы были свободны, что мы спасены через Него благодатью, - за это молиться не нужно, все это так и без нашего участия, и без нашей молитвы. А чтобы мы поверили, приняли это, подчинились этому, чтобы мы начали жить этим, чтобы это было правдой и для нас, дабы мы верили в это не только умом и устами, но сердцем и всею жизнью, причем так, чтобы это замечали другие, и чтобы, наконец, все наше существо погрузилось в великую Божью истину «благодатью вы спасены» - да, об этом надо молиться. Ни один человек никогда не молился об этом зря. Ибо когда об этом молятся, то ответ уже есть и с этого уже начинается вера. Но именно потому, что никто зря об этом не молился, никто и не может - не должен - отказываться от этой детской молитвы, молитвы о том, чтобы ему было дано верить, что Божья Истина - да, эта страшная, вернее, эта чудесная истина - светится уже сегодня как маленький, но постоянно растущий свет: «благодатью вы спасены». Просите веру в это, и она будет вам дана! Ищите это, и найдете! Стучитесь в эту дверь, и вам отворят (ср. Мф 7:7).
Вот, дорогие мои друзья, что я сегодня смог, что мне дано было сказать вам из Благой вести, как слово Божье. Аминь.
*** Перевод: Руфь Штубеницкая, (с) Центр "Нарния", готовится к публикации.