Воспитание. Ребёнок. А сколько он "ребёнок"? Когда они взрослеют вообще?

Apr 26, 2010 11:27


Ребёнок. А сколько он "ребёнок"? Когда они взрослеют вообще? Не знаю точно, ибо встречал вполне половозрелых и даже старых детей. Но уверен: пока в человеке жив ребёнок -- его можно изменить, причём в прогнозируемую -- заданную! -- сторону.

Воспитание. Тут самое противоречие. Само по себе понятие "воспитание" [я думаю] давно утратило как значимость, так и существенность. Большая часть того, чем являются бывшие "воспитуемые" -- скорее результат цепи событий, которым "воспитатели" даже толково почву не удобрили. Так, поковыряли чуток по долгу службы. Даже очень хорошие "воспитатели", чьи труды дали хоть какой-нибудь результат -- не продукт своего педагогического образования, а скорее исключение из правил. Разве нет?

...и всё-таки с воспитанием не совсем как это...
Читаем словари. Плюс-минус километр большинство из них сводятся к процессу целенаправленного, систематического формирования личности. Лаконичнее всех высказался Ушаков: "Систематическое воздействие на развитие ребенка". И вот воздействуем, целенаправленно причём, а уж как систематически! Ребёнок ни дыхнуть, ни -- извините -- пёрнуть не может без поучения и морали! Остаётся правда вопрос: чью именно личность пытается родитель сформировать в ребёнке? Ответ очевиден: свою.

Так ребёнок получает самый важный и тяжёлый груз всей своей жизни: груз предыдущих поколений. К чему удивляться отсутствием гениев, к чему удивляться бесконечным повторениям «ошибок прошлого»? Каждый родитель вместо удивления должен выйти на площадь и выкрикнуть: это сделали МЫ!

И мы услышим хрустальный звон оков на крыльях детей своих…

Баста (рэпер) в одной из своих песен сказал: «Мать-скульптор лепит нас из глины фобий и комплексов, мечтая на старость иметь про запас крутого героя из комиксов». Да, а что? Рэпер не может сказать что-то умное, а?

…а не хотите рэпера -- прислушайтесь к Стругацким. В своём идеализированном мире всеобщего счастья, познания и благоденствия они указали поворотный момент такого развития, того, что явилось постулатом ВТВ: «Необходимо разорвать цепь времён». Необходимо позволить будущим людям вырабатывать собственные ценности.

Поэтому понятие «воспитание» [которое несёт также и представление «воспитателя» о том, «как должно быть»] не просто не совсем то - оно совсем не то. Медленно, но верно мир всё же меняется, иначе мы бы до сих пор ходили в шкурах и боялись молний. И пускай по-прежнему горят костры общественной инквизиции нетаковости. Сотни и тысячи сгорают на них, но единицам всё же удаётся упершись в стенки этой колеи из окаменевших правил, двинуть всех нас вперёд. Куда? А так ли оно важно, это куда? Важнее откуда: из тупика и застоя.

Человечество эволюционирует, человечество развивается. Но чёрт, как медленно! Система накопила столько ошибок, что уже впору не о развитии говорить, а о сохранении. Ибо развившиеся до степени самоуничтожения -- нонсенс.

Итого: не воспитывать надо, а создавать условия для более продуктивной -- а главное естественной! -- эволюции.

*                     *                    *                    *                    *

А что в планах? В планах -- пожалуй самая важная работа всей моей жизни. То к чему в результате пришёл, блуждая чужими мирами. А пришёл к осознанию: мир меняют только дети. Не деньги, не духовные ценности, не красота и доброта. Только дети.

Что это будет? Этот еретический апокриф просто необходимо назвать. Был соблазн позаимствовать у Стругацких название (а чего? Идеи-то многие ой как продвинули!) ВТВ [Высокая Теория Воспитания]. Однако передумал. Во-первых -- я буду много и часто говорить простые и очевидные вещи. Так какая же "высокая"? Во-вторых -- несмотря на то, что в теории ЭТО опирается на целые тонны собственных и заимствованных теорий и парадигм -- это исключительно инструментальная вещь. Делать надо, а не изучать и думать, понимаете? Так какая же это "теория"? Воспитание -- единственное, что решил оставить, да и то ради красного словца, аббревиатура с более отвечающим "формированием" не складывалось. Итак, собственно нарекаю тебя...

МАВРом! Методики Альтернативного Воспитания Ребёнка.

Методики тут без вариантов: без практических методик одни разговоры. Можно понимать всё-всё, но на выхлопе иметь твёрдый и решительный ноль.

Альтернатива... в любом случае МАВР останется именно альтернативой, даже если вопреки моим [грустным] ожиданиям распространится и заместит собой то воспитание, которое имеем. Даже тогда. В чём альтернатива будет в таком случае -- сейчас не суть важно.                          

(с) Утащила и перепостила из ЖЖ-шечки ЛМ-а homo_vulgaris-а:
homo-vulgaris.livejournal.com/21556.html

дети, воспитание, психо, МАВР

Previous post Next post
Up