Тайные машины

Nov 29, 2012 18:33


2

Тайные машины

Под прикрытием легковых автомобилей на ГАЗе выпускали танки и самолёты

Десяток легковых моделей да столько же грузовых... Они меняли друг друга на конвейере Горьковского автозавода, в то время как одна эпоха в развитии страны сменяла другую: полуторка, ГАЗ-А, «Эмка», «Победа», «ЗиМ» и так - до «ГАЗелей» XXI века. Это они прославили завод. Но они и сформировали стереотипное представление о ГАЗе как о родине горстки знаменитых машин.

И мало кому известно, что с 1932 года здесь на самом деле было разработано более 450 моделей. В год 80-летнего юбилея Горьковского автозавода мы собрали факты, полностью переворачивающие взгляд на его историю.



Русские «тигры»

Нижегородский автозавод (НАЗ) изначально был задуман как объект оборонной промышленности под прикрытием промышленности автомобильной. Но широко говорилось только о выпуске гражданских машин.


Однако не успел ГАЗ выпустить первый советский грузовик НАЗ-АА, как одновременно взялся за выпуск безбашенной танкетки Т-27. Через год запустил производство танка Т-37. А ещё через год, уже являясь Горьковским автомобильным заводом имени Молотова, он создал первый танк собственной разработки
ПЛАВАЮЩИЙ ГАЗ-ТМ - «танк Молотова». Не сбавляя темпа, до конца Великой Отечественной завод выпустил 15 моделей танков.




Однако всё это время советские газеты трубили о трудовых и боевых подвигах полуторок - первых советских легковых автомобилей ГАЗ-А и «Эмка». Производство танков было засекречено.



После войны завод настроился на выпуск мастодонтов - огромных транспортёров фантастической проходимости. Гусеничные ГАЗ-47 стали первыми на планете вездеходами, покорившими сначала Северный, а затем и Южный полюс. На них в 1958 году горьковский испытатель Аркадий Николаев привёл советскую экспедицию к полюсу недоступности Антарктиды, куда, кажется, не мечтали пробраться даже пингвины.



Над наземными монстрами ГАЗ неустанно трудился вплоть до падения Советского Союза. Здесь было разработано и произведено 5 видов амфибий и 17 моделей колёсных и гусеничных транспортёров, многие из которых отлично плавали и были бронированными. Покидали они завод не через главную проходную. Для них были предназначены особые шлюзы.




Их разработкой занимался «Отдел испытаний и доводки серийных автомобилей», причём под «серийными автомобилями» подразумевались вовсе не лаковые легковушки. Но об этом знали только те, кому это было положено.



Просто улёт

Но уникальными наземными разработками на ГАЗе не ограничивались. Однажды в руки московского автомобильного историка Владимира Киреева попали сенсационные отчёты о том, что до войны ГАЗ запускал в небо самолёты на автомобильных двигателях! И - что самое удивительное - они летали!

Нестандартным и малоизвестным проектом завода руководил конструктор Евгений Агитов. На двигателях первых легковушек ГАЗ-А и «Эмка» он поднял в воздух шесть моделей самолётов.


Об этом нам говорят старые фотографии. По ним видно, как, взлетев с аэродрома в Стригино, КСМ-1 и Г-23 бис с авиационной версией нового мотора уверенно парят над серой блестящей лентой Оки, а вдали виднеются заводские корпуса.


В 1939 году самолёты с автомоторами даже показали на праздновании Дня авиации в Москве. Они выполняли фигуры высшего пилотажа - красиво, свободно и легко!


К сожалению, война оборвала воздушные опыты. Но стереотипы были сломаны. В то время как мировые лидеры ставили авиационные двигатели на гоночные автомобили, на Горьковском автозаводе делали наоборот. Даже по нынешним временам это просто невероятно.

Прыгающая «Эмка»

Но нижегородские конструкторы покорили не только воздух. Еще до войны на ГАЗе был разработан легковой автомобиль, способный подниматься и спускаться по лестницам.


Ясным майским утром 1940 года «Эмка» с открытым кузовом неторопливо, но легко въехала по крутым ступеням парадной лестницы речного вокзала в Химках. Партийные товарищи, присутствовавшие при этом событии, среди которых был Семён Будённый, были ошеломлены.

В тот же день на глазах Климента Ворошилова фаэтон уверенно перешёл вброд Москву-реку и, не поперхнувшись, взобрался на крутой берег. Маршал пришёл в восторг. Так выглядел экзамен первого советского полноприводного автомобиля ГАЗ 61-40. Русские получили билет на бездорожье.


Машина обладала феноменальной проходимостью, которая к тому времени была недостижима в мировой практике. Она легко переезжала через лежащие брёвна и преодолевала окопы. Спуски и подъёмы в 40 градусов для неё были несложной задачей. Она могла преодолеть брод глубиной почти метр и полуметровую густую грязь. В 30-х годах на Волжском откосе у Нижегородского кремля была деревянная лестница, которая вела от Верхневолжской набережной к Волге. По ней 24 августа 1939 года на вездеходной «Эмке» её создатель Виталий Грачёв лихо поднялся, преодолев 273 ступени. Случайные прохожие замерли, не зная, верить ли глазам.

До этого по лестнице не поднимался ни один автомобиль в мире. И сейчас не поднимается.

Наземная ракета

Так же, как в стране существовали литература «самиздата», альтернативные музыка и философия, так и у Горьковского автозавода был свой андеграунд. Заводская «подземка» таила в своих глубинах кротовые норы инженерной мысли и человеческого таланта. Именно там рождались опытные разработки космического масштаба, которые заглядывали в далёкое будущее.


Первый в мире автомобиль с турбореактивным двигателем был именно таким проектом.

Строительство ГАЗ-ТР с двигателем от истребителя МиГ-17 началось под руководством конструктора Алексея Смолина в 1951 году. Он должен был стать самым быстрым автомобилем планеты и перекрыть действующий тогда мировой рекорд скорости англичанина Джона Кобба - 634,37 км/ч.


В 1954 году наземная ракета была построена. 14 ноября она приготовилась к первому и, как оказалось, последнему старту на бетонной взлётно-посадочной полосе авиационного завода «Сокол». Машина глядела носом на свободную полосу и далёкую линию горизонта. Команда людей, которые трудились над машиной, сфотографировалась на её фоне. Гонщик-испытатель Михаил Метелёв лично заправил автомобиль керосином и сжатым воздухом и занял место пилота. Ему дали указание не разгоняться свыше 300 км/ч и закрыли стеклянным колпаком кабины. При торможении за автомобилем должен был раскрыться гигантский парашют.

ГАЗ-ТР набрал скорость, оставляя за собой шлейф раскалённых газов. Фотография несущейся на самолётных колёсах ракеты стала её последним уцелевшим изображением. Что случилось дальше - до сих пор тайна.


Автомобиль случайно задел посторонний предмет и потерпел аварию, а гонщик отделался только сломанным пальцем ноги - так гласит официальная версия. Фрагмент разбитого автомобиля поместили в музей истории ГАЗа, а разработки по этой теме прекратили.

- Длина взлётно-посадочной полосы авиационного завода тогда не превышала 1700 метров. Даже с учётом скорости 300 км/ч это было очень мало, - считает шеф-пилот завода «Сокол», Герой Советского Союза Владимир. - Длины полосы не хватило бы, чтобы затормозить.

Подумать только - у Советского Союза был первый в мире автомобиль с турбореактивным двигателем! А вот где на нём разогнаться - места не нашлось.

Коленки Горбачёвой

Львиная доля истории ГАЗа осталась за пределами обложки заводской хрестоматии по разным причинам.

Танки и машины спецслужб не смели быть там по причине секретности. Такой же пеленой тайны был покрыт и выпуск центрифуг для обогащения урана, который завод наладил после войны.



Сложный автомобиль на воздушной подушке ГАЗ-16 не попал в историю, потому что в 60-х годах не нашёл заказчиков и был уничтожен.


На выпуск автомобиля для инвалидов ГАЗ-18, который страна очень ждала, решили не тратиться. Но главное - на ГАЗ-18 в трансмиссии стоял гидротрансформатор.



А наследница «Чайки» ГАЗ-14 - представительская «Волга» ГАЗ-3105, даже не успела прославиться. Её огромные заниженные боковые стёкла смутили Раису Горбачёву. Сев на кожаное сидение, жена президента спросила: «Мои колени видно снаружи?». Потом линию стёкол повысили, но и цена оказалась не низкой. ГАЗ-3105 выпустили в количестве всего 55 экземпляров.



Остальное малоизвестное наследие ГАЗа сгинуло по вине древности и редкости, и, в лучшем случае, от него остались чёрно-белые фотографии.


Впрочем, иногда тайное наследие ГАЗа напоминало о себе самым неожиданным образом. Однажды металлоискатель обнаружил на дне реки Днепр крупный объект. Люди, которые вели поиск, подняли на берег артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец», выпущенный на ГАЗе до войны в количестве 40 экземпляров. Он затонул в Днепре в 1943 году во время форсирования реки советскими войсками. Окутанный илом вездеход приобрёл коллекционер Евгений Шаманский и привёз на крупнейшую в Восточной Европе выставку технического антиквариата - Олдтаймер-галерею Ильи Сорокина.



Другую погибшую реликвию ГАЗа - первую советскую гоночную машину ГЛ-1 1940 года - заново воссоздали из ниоткуда, по фотографиям. Четыре долгих года в московской «Кузовной мануфактуре Александра Бушуева» над ней работали 38 человек. Возглавив юбилейную колонну, в мае прошлого года она торжественно въехала в главные ворота Горьковского автозавода.


На этих воротах из красного мрамора официальная история завода задекларирована в виде барельефов. Но там нет ни танков, ни гоночных автомобилей, ни урановых центрифуг. На левой колонне алькова отечественной автомобильной истории перечислены 14 легковых моделей. А на правой - 13 грузовых. И всё.

На самом же деле по ту сторону красных ворот была другая жизнь. В подлинном списке его моделей есть всё что угодно - начиная с танков и закачивая велосипедами. Завод, про который думали и думают, что он штампует только обычные автомобили, в реальности на протяжении 80 лет не выпускал разве что ракеты. И уникальность этих разработок сложно переоценить.

ЗНАЕШЬ?

Газовые газовские

Завод исповедовал независимость своих машин от экономической ситуации и, значит, от бензина. На базе «полуторок» он выпускал модели, способные работать на природном топливе: на дровах, на антраците, на метане и на пропане-бутане.

Маленькая «Волга»

В 1955 году на ГАЗе построили кузов автомобиля «Москвич-402». Он напоминал уменьшенную копию ГАЗ-21, работа над которой велась параллельно. За это сходство малолитражку называли «маленькая «Волга».

«Школьники» для школьников


Велосипедный цех особо ценили на автозаводе. До 1982 года у многих советских детей велосипед «Прогресс» или «Школьник» был первым средством передвижения марки «ГАЗ».

ИСТОЧНИК
Автор: Елена ВЕСЕЛОВА. Фото fotki.yandex.ru

смотреть, аналитика, это интересно, патриотизм, инновации, социализм, промышленность, армия, дети, авто, история, технологии, ссср, думать

Previous post Next post
Up