«Сухие» в «боях»

Feb 17, 2012 14:39


«Сухие» в «боях»
За исключением эфиопо-эритрейской войны 1999-2000 гг.,

не участвовал в непосредственных боевых действиях, хотя и привлекался для воздушного патрулирования в 1-й Чеченской войне 1994-1995 гг. Помимо установления мировых рекордов и участия в авиасалонах, истребитель Су-27 «прославился» сопровождением Су-24МР в 2000 г. при выполнении учебной атаки американского авианосца «Китти Хок».
По поводу превосходства Су-27 над F-15 ни у кого не возникает сомнений. Об этом официально и неофициально заявляют сами американцы.

В 1995 г. командующий тактической авиацией ВВС США генерал Джозеф Рэлстон, отстаивая перед Конгрессом острую необходимость для США в программе новейшего (и очень дорогого!) истребителя F-22, прямо заявил: «Не нужно никакой разведки для того, чтобы констатировать превосходство Су-27 над F-15 в маневренности и тяговооруженности». И это совсем не поза при «выколачивании» у Конгресса США дополнительных ассигнований на отдельные военные программы, а уже устоявшийся факт.
В феврале 2004 г. преимущество Су-27 (Су-30МК) над F-15 было наглядно продемонстрировано в ходе американо-индийских маневров, а в ноябре 2005 г. во время аналогичных маневров Су-30МК также показал преимущество даже перед «младшим братом» самолета F-15, истребителем F-16.
Последние десятилетия американские военные много распинались о могуществе своей авиационной техники, однако при этом избегали демонстрационных воздушных боев с российскими летчиками и авиатехникой российского производства. Это касается в первую очередь различных авиакосмических салонов и выставок, на которых такая возможность предоставлялась. Причем, наша сторона выступала инициатором подобных состязаний, справедливо полагая, что именно они призваны в конечном итоге реально показать, кто на что способен. После дебюта Су-27 на авиакосмическом салоне в Ле Бурже в 1989 г. именно с такими предложениями выступал М.П. Симонов, Генеральный конструктор ОКБ Сухого.
Одно дело красочный рекламный буклет, другое - реальный поединок на глазах тысяч зрителей и независимых авиационных специалистов, которые объективно оценят увиденное.
Су-27/Су-30 не единичный пример хорошей российской авиационной техники. Летчики ВВС Германии до недавнего времени летали на самолетах МиГ-29, регулярно проводили учебные бои с коллегами по НАТО, летавшими на американских и западноевропейских машинах, и выигрывали практически все поединки. Именно поэтому они с такой неохотой пересаживались на неповоротливый «Еврофайтер».
Учебные воздушные бои с F-15 в Лэнгли
С момента своего появления в воздухе, Су-27 не представлялось случая показать летные возможности по отношению к современному боевому противнику класса истребителя. Ни в каких боевых действиях «двадцать седьмые» не участвовали. Конечно, Су-27 неоднократно демонстрировал высокие маневренные характеристики на многочисленных международных авиасалонах, но все-таки это были демонстрационные полеты в очень небольшом воздушном пространстве в густонаселенных районах со всеми присущими этому ограничениями.
В августе 1992 г. представилась возможность встретиться в учебном воздушном бою с тем самолетом, против которого и создавался Су-27 - с американским истребителем завоевания превосходства в воздухе F-15 «Игл».
Делегацию в составе летчиков полковника А. Харчевского (в настоящее время - генерал-майор) и майора Е. Карабасова, возглавлял генерал-майор Н. Чага, начальник липецкого Центра боевой подготовки и переучивания летного состава. «По технике» в состав команды входили два двухместных самолета Су-27УБ и военно-транспортный самолет Ил-76.
Во время посещения с дружеским визитом американской авиабазы Лэнгли российской стороной было предложено американцам провести учебный воздушный бой. Американцы вежливо отказались от боя у всех на виду, сославшись на интенсивное воздушное движение в этой зоне и высокую плотность населения, несмотря на то, что авиабаза, конечно, имеет свою «нарезанную» воздушную зону, закрытую для полетов или же временно закрываемую для полетов самолетов гражданских авиалиний и частных самолетов.
В конечном счете, американцы организовали, так называемое, «совместное маневрирование» в акватории Атлантического океана. Против наших работали пилоты 1-го авиакрыла тактических истребителей, считавшегося лучшей авиационной частью в ВВС США, летчики которого традиционно имеют высокую летную квалификацию, отличную тактическую подготовку и пилотируют самые современные истребители.
Кстати, при прибытии советских истребителей, на подлете к авиабазе американцы держали наши самолеты 1 ч. 10 мин. в зоне ожидания над океаном до тех пор, пока количество топлива на самолетах не стало близко к аварийному остатку, чтобы не дать показать гостям сложный пилотаж над авиабазой, на глазах американской публики. Сами же американцы продемонстрировали в воздушном пространстве базы показательный воздушный бой.
Для совместного маневрирования была выделена воздушная зона в 200 км от Атлантического побережья США в эшелоне высот 2500-8500 м. В зону пилотирования были направлены двухместный Су-27УБ (в передней кабине российский летчик, в задней - американский, командир этой авиабазы), F-15D (американский летчик в передней кабине и российский военно-воздушный атташе, тоже летчик, выполнявший роль переводчика - в задней) и двухместный F-15D в качестве самолета сопровождения и наблюдения, в задней кабине которого находился фотограф. Условия были типовыми для ближнего воздушного боя: атака со стороны задней полусферы (ЗПС) и попытка удержаться «на хвосте» противника, который, в свою очередь, пытается сорвать атаку и сам зайти в ЗПС атакующего.
В первом «раунде» роль цели выполнял F-15D, который подвергался атаке Су-27УБ. В дальнейшем предполагалось поменяться местами. Для американского «орла» задача «стряхнуть» с хвоста российский истребитель оказалась невыполнимой. Зато «двадцать седьмой» держал противника в прицеле без особых усилий.
Перемена мест еще больше увеличила разрыв в результатах. Атакуемый американцем Су-27УБ с помощью энергичного разворота с набором высоты на полном форсаже оторвался от противника, и после полутора полных разворотов вышел в хвост «пятнадцатому», произведя захват цели. Правда, после того, как Су-27УБ «завалил» F-15, выяснилось, что тем самым он «убрал» свидетеля, которым оказался ни в чем не повинный самолет сопровождения F-15D.
После этого российский летчик занялся своим конкретным противником - двухместным F-15D. А тот полностью потерял из виду Су-27УБ и вынужден был запросить самолет сопровождения о местоположении противника. В это время «двадцать седьмой» зашел в хвост F-15D и, оставаясь для того необнаруженным, прочно удерживал его в прицеле, о чем и доложили с самолета сопровождения. Американец повторно пытался оторваться от преследовавшего «двадцать седьмого», но все его попытки оказались бесполезными.
Смена летчиков в кабинах «бойцовых» самолетов не внесла неожиданностей в результаты. И второй российский летчик «побил» нового американского пилота, занявшего кабину F-15D. Хваленый американский «орел» был посрамлен российским истребителем с маркой «Су», за которым на этот раз осталось превосходство в воздухе на ближних подступах к территории США. Разумеется, результаты этой дружеской встречи американскими СМИ не освещались.
Американо-индийские учения «Коуп Индия - 2004»
Учения по авиационной боевой подготовке (DACT) «Коуп Индия - 2004» в Индии проходили с 1 6 по 26 февраля 2004 г. на авиабазе Гвалиор (шт. Мадхья Прадеш). Ранее планировалось начать учения 14 февраля, но приглашенный американский персонал, численностью 1 30 чел., в этот день только прибыл на авиабазу. С индийской стороны в учениях были задействованы истребители МиГ-21 «Бизон» (в качестве истребителей сопровождения), МиГ-27МЛ (в качестве ударных самолетов), МиГ-29 (вспомогательного назначения), «Мираж 2000С», «Ягуар» (ударный самолет), Су-30МК, а также транспортно-заправочный самолет Ил-78 и Ан-32 (в качестве самолета дальнего радиолокационного обнаружения, оповещения и связи - AWACS). Ранее планировалось участие в учениях самолета Су-30МКИ, однако индийцы отказались выставить этот вариант, а ограничились только Су-30МК, не оборудованным системой отклонения вектора тяги в полете.
Американские ВВС были представлены шестью одноместными тактическими истребителями F-15C (всего 13 экипажей) и транспортно-заправочным самолетом КС-135. К участию в учениях, в частности, были привлечены экипажи самолетов F-15C (№№ 84-0023 и 84-0028) из состава 19-й эскадрильи 3-го авиакрыла ВВС США, развернутого на авиабазе Элмендорф (шт. Аляска). Каждый самолет был оборудован линией передачи данных для быстрого обмена информацией о положении цели. На самолетах были подвешены ракеты ближнего боя AIM-9X, а экипажи имели нашлемные системы целеуказания. Самолеты должны были принимать участие в других учениях в Сингапуре, и поэтому было решено не связываться с дополнительным материально-техническим обеспечением, необходимым в случае установки на самолеты РЛС с активной антенной решеткой с электронным сканированием луча.
По просьбе Индии американцы согласились на имитацию боя с превосходством не более 3:1 и без использования ракет средней дальности пуска AIM-120 (AMRAAM). Французские «Миражи 2000» несли ракеты Mica, a Су-30 - имитировали применение ракет Р-73 и РВВ-АЕ. МиГ-21 и МиГ-27 продемонстрировали взаимную защиту. С использованием линии связи с Су-30 получалась очень хорошая радиолокационная картина того, что творилось в небе, что позволяло принимать правильные решения о вводе и выводе самолетов из боя. Специалисты отмечали, что МиГ-21 получал информацию от РЛС других самолетов, находящихся в небе, что обеспечивало хорошую осведомленность его экипажей.
Общие контуры проведения совместного учения были определены в сентябре 2003 г. в ходе визита в США начальника штаба ВВС Индии Сринивасапурами Кришнасвами. Американцы хотели на практике изучить летные возможности нового тяжелого, но сверхманевренного, истребителя Су-30МКИ. Как показали результаты учений, американцам хватило за глаза и возможностей Су-30МК.
Подобный обмен опытом начался раньше. В октябре 2002 г. Индия и США провели совместное мероприятие с привлечением военно-транспортной авиации. В том же году началась реализовываться программа обменов по обучению летчиков двух стран. По словам представителя ВВС Индии, перед учениями «Коуп Индия - 2004» трое индийских летчиков посетили США для ознакомления с американской системой обеспечения полетов и совершили несколько полетов на двухместных самолетах F-15D с их американскими коллегами. В июле 2004 г. индийская сторона планировала принять участие в многонациональных учениях «Кооперейтив коуп тандер», которое должно было проводиться на Аляске. В беспосадочном полете на Аляску впервые в истории индийских ВВС должны были быть задействованы воздушные танкеры Ил-78, недавно приобретенные в России.
Традиционно считалось, что российские истребители имеют некоторое преимущество перед американцами в ближнем бою, т.к. отличаются лучшей маневренностью. «Американцев», обладающих более совершенным радиоэлектронным оборудованием, считали более эффективными на дальних дистанциях боя. Эти стереотипы и пытались проверить на практике летчики обеих стран.
До сих пор считалось, что превосходные летные характеристики истребителей семейства Су-27 с лихвой компенсируется очень хорошим радиоэлектронным оборудованием,которым оснащены американские самолеты. Системы обнаружения, установленные на истребителях F-15C (РЛС AN/APG-63, система предупреждения о радиолокационном облучении AN/ALR-56C и многорежимная система РЭБ AN/ALQ-1 28), теоретически позволяют обнаружить противника раньше, чем тот обнаружит американский самолет. Это должно было давать важное преимущество в воздушном бою - выигрыш во времени, необходимый для принятия решения, прицеливания и пуска ракет.
Однако индийские летчики опровергли американские представления о боевых возможностях их самолета. Замначальника штаба ВВС Индии Махмуд Макмахон по этому поводу сказал: «Американцы ожидали от нас, что мы будем действовать в рамках западной доктрины применения истребительной авиации, но мы выбрали советскую модель, и в результате взяли верх над оппонентами». В конечном итоге абсолютный перевес остался на стороне истребителей ОКБ Сухого. Они выиграли каждые два из трех поединков, в которых участвовали.
Индийские летчики перевернули американские представления о тактике истребительной авиации. Они использовали в учебных боях оптико-электронные системы самолета, не включая РЛС, что позволяло им незаметно подбираться к американцам на «расстояние прицельного выстрела из бортовой пушки». В ближнем бою у менее маневренного F-15C шансов уцелеть было немного. По сообщениям индийского командования, таким образом, американцы были «сбиты» не менее 20 раз. В ходе боев оказалось, что российские РЛС превосходят американские. Они обнаруживали F-15C даже на фоне гор на дальности до 60 км. РЛС «противника» в таких условиях «слепли», не различая цели на фоне многократных отражений от горных уступов.
По данным учений американцами был составлен обстоятельный доклад, который до сих пор засекречен. Но кое-что просочилось сквозь соответствующие режимные запреты, что, почти наверняка связано с предстоящими утверждениями нового военного бюджета, и особенно с ассигнованиями на разработку и доводку перспективного истребителя F/A-22, предназначенного для замены в строевых частях самолета F-15.
Так, стало известно, что в учениях с американской стороны принимали участие самолеты F-15C, оборудованные относительно старой РЛС AN/APG-63, а не новым ее вариантом AN/APG-63(V)2 с увеличенной дальностью действия и с активной антенной решеткой с электронным сканированием луча. Эта РЛС создана специально для обнаружения малоразмерных и малозаметных целей на тактической дальности применения. К концу 2002 г. этой РЛС были оборудованы 18 истребителей F-15C/D 3-го авиакрыла. С другой стороны, сообщается, что при установке РЛС с новой антенной масса самолета возрастает на 453 кг, из которых балласт массой 271 кг приходится размещать в хвостовой части машины для того чтобы компенсировать утяжеление носовой части.
Отмечено также, что самолет F-15C имеет значительную ЭПР, увеличивающую вероятность его поражения советскими ракетами класса «воздух-воздух». Один из специалистов по тактике истребителей к тому же заявил, что ИК-сигнатура самолета «в три раза больше, чем у многих истребителей». Поэтому индийские летчики на Су-30МК и предпочитали действовать в пассивном режиме (без включения РЛС) с помощью электронно-оптических систем.
С другой стороны отмечалось, что и индийские и американские летчики с помощью своих РЛС были способны обнаруживать друг друга «почти» в одно и то же время, однако индийцы часто первыми открывали стрельбу и выигрывали поединок.
Другим сюрпризом для американцев стал уровень подготовки индийских летчиков. Если американские летчики имеют налет около 250 часов каждый, то, по словам индийских летчиков, они имеют налет не менее 300 часов. Большинство авиационных тренировок по боевой подготовке ВВС США проводят с учетом оборудования противника с явно заниженными характеристиками и предполагаемого американцами уровня подготовки противника (так же заниженного). Индийские экипажи в своей подготовке наоборот практикуются с учетом полных характеристик лучших самолетов противника и его экипажей.
По словам майора Марка Сноувдена, отвечающего в 3-м авиакрыле за тактику ведения воздушного боя, американские летчики были поражены уровнем подготовки индийских летчиков. Было известно, что индийские летчики тренировались вместе с французами, но что американцы встретятся со столь хорошо подготовленным летным составом ВВС Индии, они никак не ожидали. Вместо тактики, применявшейся во времена «холодной» войны, основанной на непосредственном управлением перехватами с наземных пунктов, индийцы варьировали типами применявшихся самолетов, высотами полетов и боевыми построениями.
По основному сценарию боя четыре истребителя F-15 действовали против 1 2 индийских самолетов. Обычно американцы тренировались в таких же соотношениях, но, как правило, в истребительную группировку входили два самолета F-15, на борту у которых были установлены РЛС с активной антенной с электронным сканированием и они обладали возможностью стрельбы за пределами визуальной дальности. В условиях этих учений обе стороны были лишены такой возможности. Индийская сторона использовала возможности ракет РВВ-АЕ, имеющих активную радиолокационную головку, которая не зависит от самолета-носителя, в то время как более старые ракеты Р-73 не требовали подсвета цели атакующим самолетом-носителем. В случае с РВВ-АЕ самолеты «противника» не знали, что их атакуют. На самолетах «Мираж 2000» также применялись ракеты «Мика» с активной РЛ ГСН.
Американские летчики не применяли ракет с активной РЛ ГСН, и поэтому возможности ракет AIM-120 были ограничены дальностью 37 км в случае подсвечивания цели и дальностью 33 км при оборонительных боях, как и у всех других ракет. Обычной тактикой самолетов F-15 является построение четырех истребителей строем «фронт». Это хорошо срабатывало, когда применялись РЛС с активной антенной с электронным сканированием и ракеты средней дальности пуска (AIM-120).
Учения «Коуп Индия - 2004» также показали, что нельзя сбрасывать со счетов и самолеты устаревших типов, прошедших основательную модернизацию и оснащенные новым радиоэлектронным оборудованием и ракетами «воздух-воздух». Индийские истребители МиГ-21, модернизированные таким образом, являются грозным вызовом, который не всегда возможно легко парировать. Апофеозом стало поражение F-15 истребителем МиГ-21, которого в МО США уже давно списали в качестве достойного соперника.
Продолжение следует...

аналитика, это интересно, евросоюз, промышленность, безопасность, запад, правда, минобороны, технологии, разработки, флот, демократия, капитализм, россия, сша, глобализм, армия, ученые, техника, ссср, либерализм, оружие, думать, рупор пропаганды, нато

Previous post Next post
Up