Грозный царь

Oct 24, 2013 21:01


http://www.novdelo.ru/index.php?nav=nnews&viewart=63202

Грозный царь

Как из Ивана Грозного сделали убийцу своего сына

Скандальная ситуация складывается сегодня со знаменитой картиной Ильи Репина «Иван Грозный убивает своего сына», которую потребовали убрать из Третьяковской галереи некие православные патриоты. Конечно, можно много смеяться над такой инициативой, однако парадокс заключается в том, что эти люди... правы в своих претензиях!

Ведь Иван Грозный на самом деле никогда не убивал своего сына.

Это в 1963 году установили ещё советские археологи, которые вскрыли некоторые царские усыпальницы Кремля. Следов насилия на останках царевича обнаружено не было. Отсюда возникло предположение, что наследник престола умер в раннем возрасте от какой-то тяжёлой болезни. От какой - судить сейчас сложно. Да это, в общем-то, и не важно. Важно то, что его никто не убивал.

Лет двадцать назад большой любитель истории, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) провёл своё расследование этой истории. И вот что ему удалось выяснить. За несколько лет до преждевременной кончины царевич делал богатые пожертвования различным монастырям: в те времена так обычно поступали богатые люди, которые чувствовали близкую смерть. Это лишний раз говорило о том, что сын Грозного отошёл в мир иной без какого-либо насилия...

Смерть царевича

Возникает закономерный вопрос - откуда же тогда взялась легенда о злодейском умерщвлении царевича, так вдохновившая великого Репина? Кто так упорно пытался и пытается сделать виновным его отца? Наверное, ответом на этот вопрос может послужить сама эпоха Грозного царя...

Согласно точке зрения либерально настроенных историков, царь Иван, живший в XVI столетии, был ужасным деспотом, который за время своего царствования совершил, наверное, все мыслимые и немыслимые преступления. Мол, он загубил сотни тысяч невинных людей, среди которых были представители всех знатных родов страны, наиболее образованного и передового социального слоя России того времени.

Эти историки утверждают, что именно с царя Ивана в русском народе прижились раболепие, холуйство перед высоким начальством и прочие негативные национальные черты. А самым страшным орудием в руках царя были опричники, специализированная гвардия, боровшаяся с внутренними врагами государя - эдакое НКВД того времени. Они уничтожали боярскую знать, забирали всё имущество убиенных в царскую казну. Пользуясь абсолютной личной неприкосновенностью, они пьянствовали, развратничали, своими грабежами разоряли экономику государства…

Иван Грозный в кровавой вакханалии дошёл до того, что в личной ссоре собственноручно убил своего сына, ударив его железным посохом по голове.

Сей жуткий облик царя рисовался не только в научных исторических трудах, но и в художественной литературе, в драматургии, вдохновлял знаменитых живописцев на создание облика вселенского злодея.

Царь-реформатор

Однако непредвзятые учёные рисуют совершенно иную картину.

На престол царь вступил в возрасте трёх лет отроду. Его детство прошло на фоне длительной боярской смуты, когда несколько знатных родов боролись за верховенство в Московском кремле. Эта борьба могла печально закончиться для русского государства. Минуло всего полвека, как из удельных княжеств была образована единая страна. Многие потомки бывших удельных князей с ностальгией вспоминали свою «незалёжность» и мечтали вновь обрести самостоятельность путём раздробления России. Они-то и интриговали вокруг великокняжеского престола.

Однако молодой государь решительно пресёк эти планы. В возрасте 17 лет он впервые венчался на престол не просто как великий князь, а как царь (то есть цезарь) всея Руси, провозгласив себя потомком римских императоров.

Далее пошли реформы, призванные окончательно укрепить внутреннее единство государства. Издан Судебник, ставший единой юридической нормой для всех частей России (до этого каждый боярин в своём имении судил людей по своему усмотрению). Было создано регулярное войско стрельцов, по своим боевым качествам превосходившее феодальные ополченческие отряды прежней русской армии. Царь заложил основы русской промышленности.

Понятно, что боярам не нравилось столь стремительное укрепление царской власти. И стали возникать заговоры. Их наличие сегодня не смеет отрицать никто, даже яростные критики эпохи Грозного. Правда, историки-либералы всячески оправдывают заговорщиков: мол, они только боролись с «царской деспотией». При этом умалчивают о том, что эта борьба была окрашена позорной краской государственной измены.

Так, князья Андрей Курбский и Дмитрий Вишневецкий бежали к полякам. Бежали во время боевых действий, бросив вверенные им войска. Мало того, Курбский затем даже возглавил польско-литовский отряд, истребивший немало наших воинов. А кульминацией тотальной боярской измены стал заговор боярина Фёдорова, который хотел пленить царя и выдать его польскому королю…

Терпению Ивана пришёл конец, и им был учреждён специальный репрессивный орган - опричнина. А исполнителем царской воли стали опричники, своего рода монашеский орден, куда принимали людей, доказавших личную преданность царю.

Масштабы репрессий, осуществлявшихся опричниками, сильно преувеличены. По подсчётам знатока эпохи Грозного историка Руслана Скрынникова, за всё время царствования Ивана (почти 50 лет) было казнено не более двух-трёх тысяч человек, включая и уголовные наказания. Это ничтожно мало, если сравнить деяния современницы Грозного английской королевы Елизаветы, отправившей на тот свет только по политическим мотивам десятки тысяч людей. Но англичане не проклинают королеву, а считают её великой...

Опричнина выполнила свою историческую роль - сломала боярскую оппозицию, и к концу царствования Ивана Россия укрепилась настолько, что страну даже не сломала эпоха Великой Смуты начала XVII столетия.

Провокация Карамзина

Первым о невинных «жертвах» царя Ивана написал князь Курбский. Ему надо было как-то оправдать свою измену, вот он и придумывал «ужастики» про русского царя, изложив их в своих письмах и записках.

Не отставали от него и другие «свидетели», прежде всего иностранные. Это монах-иезуит Антоний Поссевин, безуспешно пытавшийся обратить царя Ивана в католичество. Когда это ему не удалось, он сочинил злобный памфлет против царя и против всего русского народа (это Поссевин описал «зверское убийство» Грозным своего сына). Не отстал от него немецкий авантюрист и австрийский шпион Генрих Штаден, живописавший небылицы о «страшных казнях», творимых опричниками. Сей «свидетель» заканчивает свои воспоминания «о дикой Московии» тем, что просит у австрийского императора уничтожить всех «русских варваров» поголовно…

В общем, цена таким «источникам» понятно какая. Но почему на них до сих пор ссылаются наши историки?

Да потому, что на их основе сочинял свою «Историю государства Российского» Николай Карамзин, фактический основатель нашей исторической науки и главный клеветник на эпоху Грозного. Его имя до сих пор остаётся священным для официальной науки. Хотя ещё академик Степан Веселовский отмечал в своих трудах, что карамзинская «История» есть в большей степени художественное произведение, чем научная работа.

Мало того, можно серьёзно полагать, что клеветал на Грозного Карамзин вовсе не случайно.

Известно, что этот историк, живший на рубеже XVIII - начала XIX веков, слыл отчаянным либералом, ненавидящим монархическую власть. Во время Великой Французской революции он жил в Париже, где посещал всевозможные революционные кружки, слушал речи Марата, Робеспьера, Дантона и прочих радикалов. До конца жизни он восхищался Наполеоном Бонапартом, считая, что «только безумец может восстать против его благодетельной власти». И сказано это было не когда-нибудь, а в канун наполеоновского нашествия 1812 года!

Поэтому неудивительно, что Карамзиным восхищались декабристы, готовившие кровавый революционный переворот 1825 года, когда они собирались истребить царскую семью и расчленить Россию.

Так что «История» Карамзина больше смахивает на одно из скрытых антимонархических воззваний этого воинствующего либерала, чем на научный труд. Но, к сожалению, многие наши современники до сих пор находятся в плену карамзинских образов, включая и образ зверского убийства сына Ивана Грозного.

Автор: Вадим АНДРЮХИН.

истерики либералов, загадки истории, либеральная идеология, История, ложь, лже-патриотизм, Всё вокруг враньё!

Previous post Next post
Up