В Крым на авто: Часть 7. Секретный объект № 825

Aug 23, 2012 10:57

Как и обещал, в этой части расскажу про необычную достопримечательность Балаклавы - секретную ремонтную базу подводных лодок и хранилище ядерных боеголовок.

Вообще, популярные Крымские места паломничества традиционно ассоциируются либо с античными развалинами, либо с природными заповедниками. Но все же Крым - это огромная слойка Истории, в которой перемешались артефакты всех эпох. Молчаливые свидетели XX века стоят бок о бок с развалинами XIV века.

Взять ту же Балаклаву. Город с богатой и героической историей. И неспроста - крайне стратегически выгодное расположение сделало его лакомым кусочком для сильных мира сего. Про генуэзскую крепость можете прочитать в предыдущей главе, а сейчас речь пойдет о советском наследии "холодной войны" - некогда сверхсекретном "Объекте №825".




В период после Второй Мировой войны, обе сверхдержавы - СССР и США наращивали свой ядерный потенциал, угрожая друг другу превентивными ударами и ударами возмездия. Именно тогда Сталин отдал Берии (курировавшему в то время «ядерный проект») секретную директиву: найти такое место, где могли бы базироваться подводные лодки для нанесения ответного ядерного удара. После нескольких лет поисков выбор пал на тихую Балаклаву: город сразу же засекретили и поменяли статус - город Балаклава превратился в закрытый район города Севастополь.

Балаклава была выбрана для строительства подземного комплекса не случайно. Узкий извилистый пролив шириной всего 200-400 м укрывает гавань не только от штормов, но и от посторонних глаз - со стороны открытого моря она не просматривается ни под каким углом.



Подземный комплекс строился 8 лет  - с 1953 по 1961. При строительстве было вывезено около 120 тыс. тонн породы. Для обеспечения секретности вывоз производился ночью на баржах в открытое море. Строили объект сначала военные, а потом метростроевцы, что было обусловлено сложностью бурения породы.



Объект представляет собой сооружение противоатомной защиты первой категории (защита от прямого попадания атомной бомбы мощностью 100 кт), включающее в себя комбинированный подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта, склады ГСМ, минно-торпедную часть. Располагается в горе Таврос, по обеим сторонам которой находятся два выхода. Со стороны бухты - вход в канал (штольню). В случае необходимости он перекрывался батопортом, вес которого достигал 150 тонн. Для выхода в открытое море был оборудован выход на северной стороне горы, который также перекрывался батопортом. Оба отверстия в скале были искусно закрыты маскировочными приспособлениями и сетями.

На фото жёлтой стрелкой указан вход в объект, красной - выход:



Объект 825 был закрыт в 1993 г. После раздела СССР он отошел Украине, которая объявила себя безъядерной державой. Завод стал просто не нужен. С тех пор большая часть комплекса не охранялась. В 2000 г. объект был передан Военно-Морским Силам Вооруженных Сил Украины и в период с 1993 по 2003 г. бывшая база фактически разграблена, демонтированы все конструкции, содержащие цветные металлы..

В 2002 году объект был включен в состав Центрального музея Вооруженных сил Украины и с этого момента у него началась новая жизнь. К открытию музея реставрационные работы на объекте не  проводились. Железобетонные конструкции обладают высокой долговечностью, но металлических конструкции комплекса находились в аварийном состоянии. К настоящему времени отреставрировано лишь 40% территории объекта. К осмотру открыты зоны вокруг искусственного канала, который проходит гору насквозь, несколько цехов завода и арсенал, где хранились торпеды и ядерные боеголовки.

Объект 825 - уникальное место, позволяющее простым смертным туристам оценить мощь советской инженерной мысли и бюджеты, которые затрачивались в ту пору на оборону. Подобные объекты есть и в базах подводных лодок на Кольском полуострове ( Гаджиево, Видяево), и в базах Тихоокеанского флота. На военном жаргоне такие объекты называются НОРАМИ.

Итак, добро пожаловать в НОРУ...



Объект 825 ГТС, был предназначен для укрытия, ремонта и обслуживания подводных лодок 613-го и 633-го проектов, а также для хранения боеприпасов, предназначенных для этих субмарин. В канале (длина 602 метра) объекта могло разместиться 7 подлодок указанных проектов. Погрузка снаряжения в мирное время осуществлялась на пристани, учитывая передвижение спутников-шпионов вероятного противника. При ядерной угрозе погрузка должна была осуществляться внутри базы через специальную штольню. В комплекс входила также ремонтно-техническая база (объект 820), предназначенная для хранения и обслуживания ядерного оружия. Температура внутри базы держится около 15 градусов.
Вход в объект был сконструирован таким образом, чтобы враг никоим образом не мог догадатся о его существовании. Над входом была сооружена бетонная площадка, на которой построли жилые дома. Вход в нору перекрывал понтонный мост, замаскированный под стационарный:



Когда подводной лодке нужно было зайти внутрь, понтоны накачивались воздухом, мост подвсплывал и отводился в сторону.

Из-за небольшой глубины фарватера (6-7 метров) лодка могла заходить в нору только в надводном положении:



А вот в Гаджиево есть нора, которая во много раз превосходит балаклавскую по своим масштабам и была приспособлена для захода лодок в подводном положении.

Экскурсии в нору довольно популярны, но не так раскручены как Ласточкино гнездо или Воронцовский дворец.
Это наш экскурсовод:



В норе довольно прохладно - там поддерживается температура +15. А когда объект действовал, то поддерживался и постоянный уровень влажности, что было необходимо для хранения ядерных боеголовок. Об этом еще скажу.

Как я уже говорил, для осмотра доступно лишь 40% объекта. Остальная часть находится в аварийном состоянии (металлоконструкции и коммуникации). Экскурсия предусматривает сквозной проход под горой Таврос по коридорам и  вдоль канала.

Первое помещение - развилка транспортных коридоров завода (потерн):



Основная потерна длиной 300 м выводит на территорию производственных площадей. Вторая потерна, находящаяся напротив входа в штольню, длиной 65 м, связывает топливное хранилище с ремонтной частью. По коридорам были проложены рельсы для перемещения вручную транспортных тележек с торпедами.



В центре развилки находился поворотный круг, позволяющий менять направление движения тележек:





Двустворчатые арочные защитные ворота предназначены для перекрытия проема 4 на 5,6 метра. Ворота представляют собой сварные створки, заполненные бетоном марки "М 500", подвешенные на петлях к закладной раме. В движение створки приводились гидравлическим механизмом.

Общий вес одной створки с бетонным наполнением составляет 10 тонн.



Арочная (выпуклая) форма створок может выдерживать огромное давление ядерного взрыва - до 60 кгс на квадратный сантиметр (600 бар или ~600 атмосфер).

Наш путь лежит через заводскую потерну - большой транспортный коридор, ведущий к производственным площадям сооружения.



Он использовался для транспортировки торпед из минно-торпедной части и доставки материалов, а также как убежище для личного состава в случае ядерной войны. Протяженность коридора составляет почти 300 м, ширина 4 м, высота - 4,5 м.



Потерна имеет закругление определенного радиуса, предусмотренное для гашения ударной волны ядерного взрыва:





Мина:



Люк, закрывающий вход в цокольный этаж, где проложены коммуникации:



Видимо, какая-то часть торпеды или реактивного двигателя:



Коридор на погрузочную площадку минно-торпедной части (высота ниже человеческого роста):



Наш путь пересекает канал для прохождения подводных лодок внутри завода:





Завод мог обслуживать только небольшие дизельные подводные лодки, вроде той, что теперь стоит в Питере:



Поэтому когда появились большие атомные субмарины, завод стал неактуальным и рембазы создавались уже в более недоступных местах Кольского полуострова.

На старых фото можно увидеть сухой док, в котором выполнялся ремонт подводных лодок:



На схеме наглядно видно структуру объекта и его масштабы. Мы прошли по малому радиусу (белая линия с красным и зеленым прямоугольником). Остальная территория не восстанавливалась.



И все это прорублено в сплошном массиве горы.

Одно из самых больших помещений завода, через которое проходит канал:





Вдоль стен лежат корпуса торпед:



И старый аппарат с газировкой, который в советское время стоял на каждом углу крупных городов:



На заводах, естественно, за лимонадик денег не брали :) По крайней мере, на ульяновском авиазаводе так было.

Масштабы, мягко говоря, впечатляют...



Такие интерьеры многие из нас видели только в культовых играх типа Half Life и S.T.A.L.K.E.R :)





Думаю, в 90х тут было немного жутковато...





Мы подходим к самой охраняемому помещению  - арсеналу, где хранились ядерные боеголовки.

Шлюзовая камера арсенала:



Камера предназначалась для защиты рабочих помещений  от поражающих факторов атомного взрыва. Камера состоит из противоатомных защитных ворот с внешней стороны и защитно-герметичной двери с внутренней стороны. Внутри шлюзовой камеры установлены электроприводы для движения каждой створки ворот. Толщина створки - 60 см.

Идем в арсенал. В середине - аккумуляторная батарея подводной лодки. Таких в ней было больше сотни:



И вновь сюжетная линия фильма "72 метра" пересекается с моей судьбой. Я уже рассказывал, что стоял возле дома в Гаджиево, который попал в кадр этого замечательного фильма, был и в Полярном - одном из мест съемок.
А теперь вот совершенно случайно узнал, что именно эта радиоуправляемая модель подводной лодки "Варшавянка", выставленная в коридорах балаклавского объекта, и была той лодкой в фильме (в подводных сценах)!





Чесслово, я был до глубины души потрясен этим фактом - такие совпадения...

Собрал её ныне покойный офицер-подводник капитан 1-го ранга в отставке В.П. Гуров., который своё пенсионное время посвятил моделированию.

Мы в арсенале:



В первый момент я не совсем понял, для чего вход туда охранял охранник. Краем мозга подумал: "неужто там что-то осталось?". Но потом всё прояснилось - в помещениях арсенала находятся музейные экспозиции, чувствительные к влажности и температуре. Поэтому в них поддерживается постоянный микроклимат (5-15С, влажность 50-60%), а охранник просто следит, чтобы вялые туристы быстрее шевелили своими булками и закрывает за ними двери :)

Локальная зона являлась секретной зоной  арсенала, доступ в которую имели только расчеты, состоящие исключительно из офицеров и мичманов. В помещениях зоны осуществлялось хранение головных боевых частей изделий и проводились регламентные работы по их обслуживанию.

В центре зоны находится поворотный круг для изменения направления движения транспортных тележек, на которых перевозились контейнеры с боеголовками.



Вес тележки 996 кг, а грузоподъёмность 7 тонн. В соответствии с требованиями мер безопасности тележки перемещали вручную. Сделаны они из металлов, не создающих искр при соударении (медь, алюминий).

ГМЗ - глубоководный минный защитник. Изобретен в 1914 г. русским морским офицером  П.П. Киткиным. Предназначен для защиты минных заграждений от вытравливания корабельными тралами.



Экспозиции музея:



Профиль корпуса подводной лодки:



Снаружи - легкий корпус, функция которого заключается в придании кораблю гидродинамически совершенных обводов. Внутри - водонепроницаемый прочный корпус, способный выдержать давление воды на больших глубинах погружения. Легкий корпус современных лодок еще обшивается специальными резиновыми листами, чтобы её было сложнее засечь гидроакустикой (резина поглощает волны).

Один из пультов управления системами подводной лодки:



Вот так выглядит помещение арсенала,  где хранились ядерные боеголовки торпед:



Модель подводной лодки в разрезе:



Жилой отсек:





Торпеда:



Экспозиция. Матросы не настоящие :)



Перископ:



Палубное вооружение:



Реактивная бомбометная установка РБУ-1200 "Ураган" для малых противолодочных кораблей (1955 г).



Корабельная противодесантная мина:



Глубинная бомба:



Торпеды хранятся в таких вот "упаковках":



На технической площадке находились пульты управления системами вентиляции и кондиционирования воздуха, понижающая подстанция, сушильный шкаф для просушивания селикогеля (привет из обувной коробки :)), служебные помещения, учебный класс , медпункт.



На нулевом этаже технической зоны размещались системы автономного жизнеобеспечения. Для поддержания температурно-влажностного режима все двери арсенала были закрыты. Для прохода обслуживающего персонала был предусмотрен небольшой коридор, позволяющий обойти закрытые противоатомные ворота. Коридор закрывали защитные электроконтактные двери. Одна из дверей всегда была заблокирована.



А вот так выглядит невосстановленная территория объекта:



Вот, собственно, и выход. Прекрасное фото с детской коляской у выхода из одного из самых секретных объектов СССР, рядом с которым складированы торпеды с ядерными боеголовками (когда-то)...



Или вот еще...



Кафе "У торпеды", напрашивается название...

Слюсарня:



Погрузочный кран:



Экскурсия по когда-то секретному объекту оставляет неизгладимое впечатление. То, о чем мы знали только из книг и рассказов, можно потрогать своими руками. Не знаю, есть ли в России такие бывшие ядерные объекты с открытым доступом? Сомневаюсь. Хотя вроде под Москвой есть какая-то АЭС, куда можно записаться на экскурсию... Но НОРА - совсем другое дело.

В 2001-2002 годах подземный завод в Балаклаве посетили послы КНР, Италии и Израиля. А ведущий телекомментатор американской компании СММ МакЛафлин после выхода из подземного города не удержался, вытащил свой перочинный нож и нацарапал на стене подходной потерны свое имя… Не устояла перед соблазном сделать то же самое и племянница знаменитого Уинстона Черчилля графиня Кларисса Идеи. Так они были поражены увиденным.

(использовались материалы Википедии)
Наш дальнейший путь лежит в Севастополь, к героическим местам обороны 1941 года. До сих пор мурашки пробегают по телу от увиденного там...

Следите!

Предыдущие части рассказа:

Часть 1: Дорога.
Часть 2: Ливадия.
Часть 3: Массандра.
Часть 4: Ялта и Семидворье.
Часть 5: Алушта.
Часть 6: Балаклава.

заброшка, Балаклава, объект № 825, фотографии, Крым, путешествие, ядерное хранилище, подводные лодки

Previous post Next post
Up