Возможно, последняя афганская уличная фотокамера камра-э-фаори

May 21, 2024 08:35


Думаю, никто на меня не обидится, если я назову Хаджи Мирзамана (Haji Meerzaman) старейшим фотографом Кабула. Он начал заниматься фотографией более 65 лет назад в студии своего двоюродного брата в центре Кабула, освоив съёмку на самодельную камеру из деревянного ящика.



Этой камере перевалило уже за 100 лет и, возможно, это последняя рабочая коробочная камера в Афганистане.





В то время, с начала 50-х, уличные ателье были весьма популярны в Афганистане. Не имея возможности приобрести заводские камеры, местные умельцы изготавливали деревянные коробки, дополняя их линзами иностранных производителей. Такие камеры стали сугубо афганским явлением и получили название камра-э-фаори - что означает «мгновенная камера».



Её также иногда называют камра-э-фаори-э-чоби (деревянная камера мгновенного действия) или камра-э-чоби (деревянная камера). На Пушту камеру могут называть da lastunri kamra (рукавная камера) из-за рукава на боковой стороне камеры.



Клиенты уличных фотоателье позировали фотографам, сидя на стуле на фоне тёмного или серого платка. Объективы, которые используются в камра-э-фаори, самые простые и не оснащены затвором. Работать с ними можно только при дневном свете. Чтобы сделать снимок фотограф располагает фотобумагу на держателе, который расположен на фокусной пластине внутри камеры, снимает крышку объектива одной рукой, затем возвращает крышку обратно и вставляет руку в боковой рукав, попадая к внутренней части камеры, которая служит «темной комнатой».



Внутри камеры он проявляет бумажный негатив только что сделанного изображения. Затем негатив ещё раз переснимают, получая позитив. Однако, сейчас Хаджи Мирзаман немного упрощает процесс, чтобы сэкономить на фотобумаге, которую в Афганистане сегодня уже не достать. Он отдаёт проявленный негативный снимок в фотокиоск, где его снимают на телефон, делают инверсию в фотошопе и печатают на фотопринтере.



Сейчас это стало уже туристическим развлечением, но в прошлом услугами таких фотоателье пользовались многие. Пик востребованности пришёлся на конец 1970-х годов, когда молодые афганцы вступали в армию во время Советско-афганской войны и делали фотографии для военных удостоверений личности.



Судьбу чёрно-белых камра-э-фаори решил указ о том, что фотографии на документы должны быть цветными. Большинство камер оказались на чердаках и в пыльных сараях. Во время правления Талибана (движение запрещёно в РФ) фотокамеры и вовсе оказались под запретом. Фотографы прятали свои камеры, а у кого их обнаруживали уничтожали. И лишь единичным камерам удалось выжить. Таким, как камера Хаджи Мирзамана, который продолжает делать на неё снимки туристов и зарабатывать себе на жизнь. Кроме камра-э-фаори, у него дома есть неплохая коллекция старых плёночных камер Nikon и Canon, которую он бережёт как зеницу ока и редко кому-то показывает.



Зрение у Хаджи Мирзамана уже не то, что было раньше, поэтому с фокусировкой и наведением фотографу помогает молодой человек - возможно, сын. А это значит, что ремесло в этой семье и дальше будет передаваться по наследству.



Мы нашли общий язык с этим легендарным человеком, и были приглашены в дом.



Хаджи поделился проблемой: фотобумага у него заканчивается, а в Афганистане такую не купить. Лучше всего у него получалось работать с советской фотобумагой.



Мы собрали небольшую посылку с пачкой новой фотобумаги, которая подойдёт для старой деревянной камеры Хаджи Мирзамана. Скоро она с одним из туристов из России отправится в далёкий Кабул. Этой пачки должно хватить надолго, учитывая, что для снимка требуется небольшой клочок 10 на 5 сантиметров.

***

Автор: Алексей Мараховец

Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал Поехали с Лёшей! - несколько интересных историй уже ждут своей очереди! И заглядывайте ко мне в Telegram :)

Кабул, Афганистан

Previous post Next post
Up