5000 по Монголии. День 7 и 8. Добрались до динозавров в Баянзаге!

Mar 04, 2024 09:17

После перерыва ровно в год я решил продолжить рассказывать про наше путешествие по Монголии, видя, что интерес к нему не ослабевает :)

В предыдущей части мы доехали до Даланзадгада, второго по величине города Монголии, где и остановились на ночь в большом отеле, из окон которого открывался прекрасный вид на город.

Утром мы запланировали посетить новый музей палеонтологии, который открылся в мае 2022 года. Даланзадгад - столица монгольских динозавров. В его окрестностях было найдено наибольшее количество останков и яиц, изменивших представление о древних ящерах.

Но перед музеем решили прогуляться по городу и поискать какое-нибудь кафе для завтрака.

Денёк выдался тёплым и солнечным. Город производил впечатление тихого и спокойного, живущего неторопливой жизнью.

Дошли до площади у здания правительства аймака.

Через дорогу от площади есть небольшой сквер, ворота которого украшены фигурками динозавров.

Динозавры тут на каждом шагу.

Нашли даже одного живого котозавра, который обитал в зарослях сухой травы.

Тихий провинциальный городок.

Обратили внимание на местную фишку - пружинку, которая придерживает уголок бампера. Эти пружинки в Монголии у каждого третьего автомобиля. Видимо, родные ушки крепления сорваны, а полностью ремонтировать дорого. Поэтому на любой заправке или в автомагазине можно купить такую приспособу, которая уже стала элементом автомоды, вроде петель на капоте.

Утро в Даланзадгаде не спешило наступать - открытая кафешка или столовая никак не находилась. Глаза выискивали заветные два слова «ЗООГИЙН ГАЗАР» (ресторан). Но находилось только КАРАОКЕ - самая популярная вывеска в Монголии :)

Наконец, удача нам улыбнулась, и на одной из центральных улочек нашли-таки приличную кофейню.

С капучино, чизкейками и овсяной кашей.

Плотно позавтракав, отправились, наконец, в музей.

Музей природы и истории пустыни Гоби небольшой, но современный и интересный. В нём выставлены настоящие скелеты динозавров, чучела доисторических животных этого региона, коллекция морских ракушек и окаменелостей периода, когда Южная Гоби была дном моря.

Экспонатов не очень много, поэтому осмотр не утомляет.

Можно подробно рассмотреть каждый из них и не потратить слишком много времени.

В музее представлены все эпохи Южной Гоби, начиная с динозавров и заканчивая современной культурой.

То, сколько «месторождений» костей в этих краях, позволяет оценить карта с отметками.

Есть парочка полных скелетов.

И даже яйца динозавров, которые вывозили из Монголии в огромных количествах. Сейчас это запрещено делать, но коллекционеры всё равно находят способы заиметь себе парочку каменных яиц. Стоят такие яйца у торговцев сувенирами по 60-100 долларов. Говорят, что японцы готовы отваливать за них все $30 тыщ. Но если поймают на границе, то будет статья за контрабанду.

Места эти были населены ещё с каменного века.

В окрестностях есть много пещер, где находили каменные орудия труда.

И бронзовые тоже.

Музей открыт в течение недели с 09:00 до 18:00. Вход стоит 10 000 тугриков для местных жителей или иностранцев, а детей пускают бесплатно.

Ну а мы отправляемся в настоящую «сокровищницу» динозавров, где и было сделано значительное количество палеонтологических открытий. Место это называется Баянзаг. Есть у него и другое название - «Пылающие скалы». Откуда оно появилось, узнаете чуть позже. Нужно только дождаться заката.

Теперь наш путь будет лежать на север, до самого Улан-Батора.

Потихоньку выбираемся из пустошей Гоби. Сделать это можно намного быстрее, если воспользоваться монгольским телепортом, терминалы которого иногда можно увидеть посреди абсолютно пустынной местности. Говорят, что на определённых тарифных планах можно перемещаться даже в Антарктиду.

Через пару часов мы добрались до Баянзага. Рядом с урочищем есть большой юртинг с душем и приличным туалетом и ресторан. Место очень популярно у западных туристов, поэтому под их запрос развивается и инфраструктура.

Однако, издалека трудно понять, где же само урочище, в котором впервые в истории нашли окаменелые яйца динозавров и останки велоцираптора. Оказалось, что пустынное плато через несколько сотен метров плавно снижается в Нэмэгтийнскую впадину. Внизу ветра обнажили оранжевые песчаники и спресованные сухие глины, в которых и были сделаны находки. По сути, это большое кладбище доисторических животных, на котором впоследствии появилось множество стоянок первобытных людей. Возможно, тут когда-то было озеро или остатки древнего моря, возле которого они и жили.

Заехать в урочище можно не везде - большая его часть окружена вкопанными невысокими столбиками.

Сделано это для того, чтобы пресечь бесплатное посещение Баянзага. Что ж, едем официальным путём, через кассу.

Билет стоит всё те же стандартные для всех музеев и заповедников 10 000 тугриков. У входа есть сувенирные лавки с поделками и камнями. Яиц там не нашли.

Пейзаж Баянзага больше похож на марсианский, нежели на земной. Оранжевые, выжженные стенки каньона навевают мысли о марсоходе Curiosity и Мэтте Деймоне.

А вот и он сам, без скафандра.

Первыми эту глину и песок начали копать учёные палеонтологической экспедиции в 1918 году, которую организовал Американский музей естественной истории. Группа профессора Р.Ч. Эндрюса обнаружила здесь гнездо с окаменелыми яйцами динозавра Теропода овираптора.

За столетие урочище было изрыто вдоль и поперёк, а найденные кости, как всегда, разлетелись по всему миру и осели в европейских, российских и американских музеях.

Утверждается, что тут более ничего уже не найти. Хотя...

Вылетевший у меня из-под ноги окаменелый позвонок какой-то индейки времён мамонтов и зуб плейстоценовой лошади, заставили задуматься об этом...

Прям уж таки и всё нашли?

Выветривание и дожди создают причудливые формы в урочище Баянзаг.

Бродить тут можно часами.

После первой американской экспедиции в Монголии нашли около 80 полных скелетов динозавров - это немалая доля вообще всех находок на Земле. ЮНЕСКО в 2014 году включило Баянзаг вместе с другими местами находок окаменелых останков динозавров мелового периода в пустыне Гоби в предварительный список всемирного наследия.

Буквально Баянзаг переводится как «богатый саксаулом». Саксаул - разновидность кустарника, который растёт в пустынях на песчаных почвах.

Главное представление в Баянзаге начинается на закате или рассвете. Вот, как написал о нём геолог и писатель Иван Ефремов, который работал тут в конце 40-х годов ХХ века в составе возглавляемой им советской палеонтологической экспедиции.

«И все же ни с чем не сравнимую, совершенно фантастическую картину представляла котловина вечером, минут за десять до захода солнца. Круглые обрывы изъеденных ветром древних песчанистых отложений полыхали ярко-красным пламенем. Казалось, вся котловина превратилась в море огня. Этот неожиданный эффект объяснялся просто: лучи заходящего солнца освещали древние красноцветные песчаники стен котловины и останцы, создавая совершенно реальное представление «пылающих скал».

За час до заката мы нашли способ, как оказаться внизу урочища, под самыми скалами.

За полчаса до заката стены окрасились в насыщенный оранжевый цвет.

А через 20 минут началось настоящие световое представление!

Песчаные скалы запылали так, словно их кто-то облил напалмом и поджёг. Совершенно неестественный цвет!

Местность полностью оправдала своё название Flaming Cliffs («пылающие скалы»). Кусок красной планеты на нашей Земле.

С последними лучами солнца огонь украсил самые кончики скал, словно это были свечи, и угас. Мы отправились наверх, в юртовый кемпинг, где ещё днём забронировали пару юрт. Ночёвка на кладбище динозавров - что может быть романтичнее? :)

Общий пробег дня: 110 км.

← День 6. Ищем лёд в Пади ягнятников

День 9 и 10. Меняем планы - едем в Их Газрын Чулуу →

***

Автор: Алексей Мараховец

Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал Trips & UrbEx - несколько интересных историй уже ждут своей очереди! И заглядывайте ко мне в Telegram :)