Из Галиата в Задалеск: одна из самых красивых дорог Кавказа

Jan 26, 2024 23:12

Я очень люблю Кавказ и проехал на машине все регионы и страны по обе стороны хребта. Больше всего мне нравится открывать неприметные дорожки в горах, по которым можно добраться из одного ущелья в другое. Пару лет назад я проехал всю Северную Осетию, практически не выезжая на асфальт. Из Чми в Кани по Суаргомскому перевалу, из Кани в Верхний Фиагдон через Фазикау и Какадурский перевал, затем из Куртатинского ущелья в Алагирское по Архонскому перевалу, оттуда по Згидскому перевалу и новой дороге до Галиата, а там уже рукой подать и до затерянного мира Дигорского ущелья. Вот о последнем участке - дороге из высокогорного села Галиат с удивительным средневековым архитектурным комплексом до Задалеска в Дигории я и хочу рассказать.

Этим маршрутом я хотел проехать ещё в 2019 году, когда впервые приехал в Северную Осетию и попал в Дигорское ущелье. Тогда мы на Mitsubishi Outlander 1 доехали по нижней грунтовке до Камунты и Галиата, влюбившись в эти места. С открытым ртом я смотрел на другую сторону реки Даргонком и понимал, что прохождение пути по высокому склону займёт как минимум полдня, которых у нас тогда не было...

Вновь в тех местах я оказался уже в 2022 году, под конец путешествия по Северной и Южной Осетии. Как всегда, самые красивые места Дигорья я оставил на десерт.

Карта маршрута

Ссылка на маршрут в Яндекс.Картах

Как ехали

Мы в переночевали в Галиате и утром отправились в путь, намереваясь к обеду оказаться в Задалеске. Накануне прошли дожди, и дорога была если не раскисшей, то сыроватой. Что, в принципе, не очень пугало, потому что в этот раз у меня был уже не низкий Outlander, а Pajero со всеми понижайками и блокировками. Которые в итоге и не пригодились нигде, потому что дорога оказалась весьма простой. Единственное, что отнимало время, это постоянные остановки для любования красотой гор вокруг. Виды с дороги просто фантастические!

Покидаем Галиат и начинаем набирать высоту. Само село находится на отметке 1700 метров. Наша дорога на пике проходит метрах на 2000, едем практически траверсом.

Останавливаемся, чтобы оглядеть село сверху. Отсюда видны остатки строений, фамильные склепы на склоне и осетинское святилище (почти в центре кадра).

Плюс этой дороги в том, что она не раскисает в дождь благодаря мелким камням.

Поднялись на 100-150 метров. Отсюда видно серпантин от Галиата и радиомачту, которая находится над селом Камунта. За день до этого мы приехали оттуда, со стороны Алагирского ущелья.

Едем дальше. Дорога петляет, спускаясь и поднимаясь, огибая изрезанный профиль склона Урсхоха.

Здесь самые настоящие альпийские луга с яркими цветами и разнотравьем. Местами проступает глинозём, по которому в дождь наверняка будет очень не комфортно спускаться или подниматься.

Но за ночь грунт подсох, и мы аккуратно спускаемся к ферме, преодолевая неглубокие промоины.

После фермы начинается спуск вниз. С обзорной точки открывается вид на следующие несколько километров нашего пути. Высокий склон на заднем плане - это стена Дигорского ущелья. Населённые пункты внизу слева - Вакац и Камата. Мы проехали примерно четверть пути до Задалеска.

Продолжаем спуск. Дорога уже не такая гладкая, как до этого. Пассажиры в машине начинают нервничать.

В 2019 году меня пугали именно этим лесочком. Мол, на самом дне распадка есть лужа, где застревают даже «Нивы».

Место оказалось не таким страшным, что-то вроде ступеньки. Наверное, на пузотёрке здесь было бы не так просто проехать, но для кроссовера вполне выполнимо.

А потом встретили ещё один ручей с кучей палок, которые использовали для вытаскивания застрявшей машины. Но объехать можно.

А потом начался не самый приятный участок для людей с боязнью высоты. Дорога идёт по узкой полке, откуда есть все шансы кувыркнуться в дождь. Забираем ближе к склону и без труда проезжаем. Без пассажиров, которые дружно вышли и пошли пешком :)

И ещё один мокрый участок, где плоскость дороги под наклоном, но ничего особенного.

Добрались до развилки.

Если поехать вниз, то приедешь в полузаброшенное село Калнахта и оттуда по мостику можно выбраться на большую дорогу. Но мы едем дальше по склону.

Вдоль дороги всё чаще попадаются живописные развалины башен и жилых домов.

Когда-то здесь жило столько людей, что яблоку негде было упасть.

Поравнялись с селом Вакац. Выше него с вершин заснеженного трёхтысячника Хошхин-хох стекает речка Галауз.

Нашли какую-то брошенную сельхозтехнику. В советское время землю на этих склонах возделывали. Сейчас только скот пасут.

То и дело останавливаемся и гуляем недалеко от машины, наслаждаясь полным одиночеством, свободой и свежим воздухом.

Ездят по этой дороге очень редко. В основном те, кто пасёт тут коров и овец. Основная дорога проходит по дну ущелья, рядом с рекой.

Наткнулись на ещё одну полуразрушенную родовую башню, которую я видел тогда с той дороги.

Судя по количеству фундаментов, здесь было большое село.

Чуть ниже него находится всё ещё живое маленькое село Фараскатта. Через него можно спуститься к мосту в Махческе.

До Задалеска остаётся примерно треть пути.

Исследуем заброшенное село.

У развилки на Нижний Нар стоит несколько осетинских памятников, цыртов. Они играют роль надгробной плиты и символизируют переход в иной мир. Судя по надписи «ПАМЯТНИКЪ», этот цырт был установлен ещё до революции.

Орнаменты и изображения, нанесенные на цырт, являются символическим посланием и в то же время связью между мирами - земным и загробным. Помимо надписей, содержащих имена, важные краткие сведения или послания, на надгробных памятниках зачастую присутствуют различные орнаменты, обладающие символизмом.

Эти цырты выглядят постарше предыдущего.

Проезжаем последние метры перед тем, как повернуть на слон Дигорского ущелья. Внизу уже виднеется трасса по дну ущелья и серпантин с перевала Уаза-Хох, по которому мы ещё прокатимся через пару дней.

Ещё цырты.

Всё, мы в Дигории! Из глубин ущелья вытекает река Урух.

Вид на выход из Дигорского ущелья. Видно серпантин, по которому мы поедем в Лезгор и Донифарс - заброшенные сёла Дигории и «города мёртвых».

Последний поворот по узкой полочке...

И мы на прямой дороге к селу Ханаз!

Там находится одна из самых больших крепостей Кавказа, памятник культуры федерального значения - башня «Фрегат». Получила средневековая башня такое название за сходство с древним кораблем, севшим на мель.

Замок датируют XIV-XVI веками. Существует предание, что некогда замок принадлежал феодалу Мансау, который похищал детей и продавал их в рабство на турецкие корабли.

Правда, по другой версии Мансау был храбрым пастухом, помогавшим людям.

По поводу этого строения до сих пор ведутся споры между двумя фамилиями Фатцаевых и Цаллаевых.

Рядом с башней можно отыскать несколько склепов со скелетированными останками тех, кто в них похоронен.

Место очень популярное у туристов, но, как ни странно, рядом на тот момент не было практически никакой туристической инфраструктуры. Единственный гостевой дом и кафе только ещё строились. Если кто-то был недавно, напишите, изменилось ли там что-то?

Спускаемся в Нижний Задалеск и завершаем наш маршрут из Галиата.

В селе есть прикольная скульптура напуганного снежного барсика.

И осетинки с кувшином.

История Задалеска связана с самой трагической страницей истории Алан. В конце 14 века, когда походы Тимура в Осетию завершились почти поголовным истреблением народа, сжигали целые поселения. Одна пожилая женщина, Нана, как принято, было называть женщин ее возраста, дабы не исчез с земли род аланский, пошла по селам собирать осиротевших детей, чтобы тайком увести их в горы. Собрала она детей из 16 осетинских родов и вывела их тайными ходами, дабы уберечь их и сохранить нацию. Она кормила их дикими фруктами, различными кореньями, всем, что ей удавалось добыть. Однажды Нана с детьми попала в Задалеск, в род Текиевых. Хозяева по возможности приютили детей. Кто-то предложил распределить их по семьям, но Нана не согласилась. Тогда жители селения выстроили для нее и ее детей дом и в дальнейшем помогали им, как могли. Время шло. Дети выросли. Девушки вышли замуж, юноши женились. Семья Нана разрослась, пустила корни, а сама она так полюбилась жителям селения, что когда ее не стало, они сделали из ее дома святилище и музей при нём.

В музее можно изучить старинный аланский быт. В нём собраны различные предметы обихода, домашняя утварь и одежда.

Из Задалеска без труда можно попасть на асфальтовую дорогу Дигорского ущелья.

А наш путь из Галиата сюда занял всего 4 часа со всеми остановками. Дорога очень красивая и интересная. Тут вам и природа, и история. Практически, заповедник, по которому можно проехать своим ходом.

Путь из Галиата в Задалеск доступен любому кроссоверу, не обязательно с полным приводом. Единственное условие: ехать нужно посуху. В дождь дорога очень опасна.

***

Автор: Алексей Мараховец

Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал Trips & UrbEx - несколько интересных историй уже ждут своей очереди! И заглядывайте ко мне в Telegram :)