Мы проехали 20000 километров за месяц из Ульяновска во Владивосток и обратно. Часть 1

Aug 12, 2023 17:20


С 4 июля по 6 августа 2023 года мы провели в дороге от Ульяновска до Владивостока, вернувшись тем же путём, проделав в общей сложности без малого 20000 километров по автодорогам за рулём своей машины Mitsubishi Pajero IV 3.0, бензин. 20000 километров - это ровно половина экватора. И это максимальное расстояние, на которое мне когда-либо приходилось ездить на машине.



Мы побывали почти во всех крупных городах за Уралом, пересекли множество рек, искупались в Байкале, в Японском море, основательно застряли в грязи в 10 метрах от государственной границы с Северной Кореей, видели Китай, обогнули морем полуостров Гамова, обошли пешком остров Петрова в Приморье, залезали на Красноярские столбы, проехали тайгу, забайкальские степи, болота, сопки, горы и видели тигров. Правда, только в Новосибирском зоопарке.


image Click to view





Самое главное впечатление от поездки: какая же огромная у нас страна! В одну сторону мы ехали 14 дней, в обратную 10, и это ещё не самый длинный маршрут, который можно проделать на обычном автомобиле по России. Второе: какими же героями были те люди, которые впервые проложили дороги на Дальний восток, пройдя это расстояние пешком, продираясь сквозь заросли и сплавляясь по рекам. И третье: сколько же у нас потрясающих по красоте мест! Остальные впечатления раскрою по ходу.



Откуда появилась идея поехать во Владивосток на машине?

Идея такого путешествия далеко не нова. Ежедневно сотни людей совершают подобное путешествие, перегоняя машину из Владивостока на запад. Сразу оговорюсь, поток таких машин идёт просто огромный. Но мы решили поехать против шерсти и здравого смысла - «со своим самоваром в Тулу». Владивосток с момента, когда я себя помню, был для нашей семьи не просто каким-то городом на карте, а почти родным - там живёт мамина родная сестра, моя тётя. Идея съездить к ней на машине появилась ровно тогда, когда я летел во Владивосток в командировку на самолёте в 2007 году. Разглядывая из иллюминатора сверкающие змейки сибирских рек и островки цивилизации посреди бескрайнего зелёного моря тайги, я думал о том, что возможно когда-нибудь я увижу всё это с высоты своего роста. Правда, тогда у меня не было ещё ни прав, ни машины.



В прошлом году я съездил в Монголию, проехав половину страны по кругу, зацепив часть пустыни Гоби на юге. Тогда поездка тоже заняла месяц, за который мы проделали путь в 14000 км. Вот тогда мысль о том, что где 14, там и 20 окончательно засела у меня в голове, и я запланировал поездку во Владивосток на следующее лето, когда у детей будут каникулы. Так мы семьёй и отправились в путь.

Подготовка

Какой специальной подготовки машины для этой поездки я не делал. Наш Mitsubishi Pajero IV всегда готов к дальним путешествиям: в машине устроен спальник, под ним в ящиках лежит всё необходимое для автономок:

  • Газовые баллоны для горелок
  • Полноценная туристическая плитка и пара горелок
  • Расширенная аптечка со всеми необходимыми лекарстами
  • Тросы, которые я делал сам
  • Компрессор
  • Огнетушитель
  • Инструменты
  • Лопата, топор, резиновые сапоги
  • Запас автомобильных жидкостей (масло и т.п.)
  • Посуда, вода, сублиматы
  • Спальник, коврики, палатка
  • Некоторые запчасти, оставшиеся от поездки в Монголию

В этом году я добавил в машину защиту заднего бампера, закрыв тем самым днище полностью. Установил на колёса датчики давления в шинах, вывел показания на ГУ. Купил ещё одну газовую горелку Fire Maple и дополнительную кастрюлю для неё.



Мы решили, что в дороге не будем питаться в придорожных кафе, поэтому перед выездом закатали несколько банок домашней тушёнки из свинины. Купили крупы в пакетиках, дошики на крайний случай, макароны и готовая еда «Кронидов». И самым главным приобретением этого года стал компрессорный автохолодильник на 28 литров, с охлаждением до -20. В нём мы хранили молочные и мясные продукты, которые покупали по пути в городах, тушёнку и еду, приготовленную на день накануне. Получилась некоторая экономия времени, денег и здоровья :) В обед мы останавливались где-нибудь на стоянке у заправки или в красивом месте, быстро всё разогревали, ели и ехали дальше. Обратно в этом холодильнике поехала рыба и морепродукты из Владивостока и Иркутска. Холодильник оправдал себя на все 100% и очень пригодился!



Перед поездкой машина была обслужена, поменяно масло, проведено плановое ТО. В следующий раз планировали поменять масло уже во Владивостоке, через 9000 км.

Мы планировали несколько дней провести на Байкале и прогуляться по части Большой Байкальской тропы в районе посёлка Большие Коты. В посёлок мы добрались на катере из Листвянки, заранее оплатив трансфер в оба конца на общую сумму 4200 рублей (700 р с человека в одну сторону). Заказывали катер у турагентства «Даурия». Есть альтернативный вариант попасть в Большие Коты прямо из Иркутска на судне на подводных крыльях.

И заранее решили вопрос с жильём.

Жильё

Несмотря на то, что мы вполне могли жить автономно, в палатке, мы решили, что эта длительная поездка должна быть максимально комфортной. При суточных пробегах по 900-1100 км нужно очень полноценно высыпаться и жить в домашних условиях. Поэтому я пригласил для участия в нашем проекте моих старых добрых друзей из компании Суточно.ру :) Таким образом, на всём маршруте у нас были забронированы заранее красивые, уютные квартиры в самом центре городов, где мы планировали останавливаться.



Апартаменты в Листвянке, Baikai Hill apart 7

Не удалось на Суточно.ру найти жильё в курортном посёлке Приморского края Витязь, поэтому мы самостоятельно созвонились с хозяйкой и забронировали у неё комнату в домике на 4 дня в 100 метрах от Японского моря. И ещё одно место для ночёвки мы искали тоже самостоятельно в день заезда на трассе между Читой и Хабаровском. Это самый длинный участок пути между городами в 2000 км, где нет крупных населённых пунктов. Остановиться там можно было только в придорожном отеле. По пути туда ночевали в мотеле 777 по цене 4000 р за трёхместный номер у посёлка Магдагачи. А обратно нашли жильё в посёлке Ерофей Павлович по цене 3500 за 6-местный номер, где жили втроём.

На Байкале мы планировали ночёвку в палатке, но в день выезда в Большие Коты у самого младшего путешественника начался насморк, поэтому мы решили переночевать в доме, созвонившись с хозяйкой отеля «Чеширский Кот». Стоил номер 6000 р. за ночь. Рекомендую это место!



На полуострове Гамова мы жили 4 дня в посёлке Витязь, где сняли комнату в домике за 17600 р за весь срок (4400 сутки).



В среднем жильё на всём протяжении маршрута нам обходилось в 4300 рублей в сутки на всех. И потратили на проживание 152000 рублей.

Рынок аренды посуточного жилья сильно изменился за последние 10 лет, когда мы начали пользоваться сервисом бронирования Суточно.ру. Сейчас почти у всех арендодателей есть бесконтактное заселение, когда не нужно встречаться лично с хозяином и забирать ключи. Это очень удобно, потому что никогда не знаешь точно, во сколько приедешь в город. А в нашем случае это были почти всегда очень поздние заезды в 22-23 часа. После оплаты брони, в день заезда хозяин через чат сервиса или в мессенджере отправляет инструкцию, как попасть в квартиру. Чаще всего это код от маленького сейфа на стене у двери, иногда код от электронного звонка, которые генерируется на время проживания автоматически после регистрации на сайте. По началу это может показаться сложным, но потом мы с удовольствием проходили эти увлекательные квесты "Найди ключ", сменив за месяц 2 десятка квартир. Что называется, почувствуй себя человеком без определённого места жительства :)



Сканди квартира "Тихие зори" в Красноярске

Все квартиры, в которых мы жили, была необходимая бытовая техника, поэтому уют был максимально приближен к домашнему. Единственным неудобством оказался наш неприподъёмный холодильник, доверху набитый рыбой, который каждый вечер приходилось заносить в квартиру и подключать к сети. Проживание в квартирах позволило нам максимально комфортно преодолеть расстояние в 20000 км, сохранив при этом рассудок :) В некоторых городах мы делали перерыв и день просто гуляли по городу без машины, открывая для себя что-то новое.

Бензин

Mitsubishi Pajero IV очень комфортный для длительных путешествий автомобиль, который позволяет свернуть с накатанной дороги и увидеть чуть больше, чем все остальные. Платой за это является высокий расход топлива - 14,3 литров на 100 км 92-го бензина в среднем за всю поездку. В общей сложности мы сожгли около 3000 литров бензина по средней цене 50 рублей за литр. В самом начале поездки бензин стоил 47-48 рублей, постепенно стоимость увеличивалась до 50-51, максимум был на трассе Чита-Хабаровск, где мы залиливали 92-й по 58-59 рублей. Недешёвый бензин и в Приморском крае, ниже 56 вне города мы не видели. Итого мы потратили на бензин 143000 рублей.



В целом, качество бензина было допустимым. Проблемы возникли только после заправки у въезда в курортный посёлок Андреевка в Приморском крае, когда ехали в Витязь. Андреевка - аналог черноморского Лазоревского или Геленджика по количеству людей на квадратный сантиметр пляжа. Большинство не доезжает до Витязя по ухабистой грунтовой дороге и остаётся поближе к асфальту в Андреевке. Видимо, недобросовестный владелец заправки бессовестно разбавляет бензин ослиной мочой, рассчитывая, что хорошо отдохнувшие приморцы этого не заметят. После этой заправке наш Pajero после зажигания долго троил и работал на крайне низких оборотах. Пришлось полностью сжечь бак этой бурды и молиться, чтобы машина не заглохла где-нибудь вдали от цивилизации. По ссылке можно прочитать отзывы таких же, как мы. Заправка пользуется дурной славой. Но лучше узнать об этом заранее.

Никакую канистру мы не брали, несмотря на то, что в некоторых местах был риск обсохнуть. Но главное всегда придерживаться правила: остаётся полбака и видишь хорошую заправку - залейся доверху. Нервировало расстояние между АЗС на участке Чита-Хабаровск, но в итоге всегда доезжали до них с хорошим запасом. В целом можно сказать, что проблем с топливом в пути не было, если не считать тот случай в Андреевке.

Дороги

Есть мнение, что дорог за Уралом нет. Особенно, в промежутке между Хабаровском и Читой, приводя в пример фотографии 20-летней давности, когда там действительно не было асфальта, а весной была колея величиной с легковушку. В действительности те времена давно минули, и восток с западом огромной страны связан хорошим асфальтом Транссиба. Особенно хороша трасса на том самом участке в 2000 км, потому что мало машин и много участков для обгона. Большую часть трасс между городами мы проходили на круиз-контроле, на чиле, на расслабоне, закинув ноги на панель :) Нет, конечно были участки с нервотрёпкой в виде бесконечной вереницы фур, очереди на переезд, который никогда не открывается, участки ремонта и вечно забитая М-5 через Урал. Но весь этот негатив теряется на фоне общего отличного состояния дорог на Восток. Ни одного прокола, ни одной грыжи, ни одного помятого диска.



Карта маршрута

Во Владивосток из Ульяновска мы добрались за 14 дней, проведя несколько дней на Байкале и устраивая дневки в больших городах.



А всего на нашем пути их было 14:

  1. Челябинск
  2. Омск
  3. Новосибирск
  4. Кемерово
  5. Красноярск
  6. Иркутск
  7. Улан-Удэ
  8. Чита
  9. Хабаровск
  10. Биробиджан
  11. Владивосток
  12. Уссурийск
  13. Благовещенск
  14. Екатеринбург

Часть их них мы посмотрели по пути туда, часть на обратном. Путь домой грозил стать самым скучным, потому что другой дороги нет, чтобы закольцевать маршрут. Поэтому мы постарались максимально разнообразить его заездами в те места, где ещё не были. Например, на обратном пути заскочили посмотреть Уссурийск, переночевали в Благовещенске,



проехали через центр Красноярска, после Омска свернули в Екатеринбург.



А по Бурятии прокатились по разным дорогам, свернув после Улан-Удэ на грунтовку, ни разу не пожалев об этом (верхняя дорога).



Скучно не было ни разу!

Вот карта нашего маршрута.

Отдельным пунктом программы было посещение заповедников Приморья. Ещё с детства бредил уссурийской тайгой, осенним лесом Сихотэ-Алиня и резной линией полуострова Гамова, начитавшись советских научно-популярных книг. Поэтому долго в прекрасном Владивостоке мы сидеть не стали и скатались в парочку радиалок.



Одна из них была на север, в Лазовский заповедник, на остров Петрова. Вторая вылазка случилась на полуостров Гамова, где мы провели 4 дня, объездив весь заповедник по каменистым дорожкам. В один из дождливых дней съездили в посёлок Хасан, где пересекаются границы трёх государств - России, Китая и Северной Кореи. Очень крутое место! Там у нас и случилось самое эпичное за всю поездку приключение.

Приключения

Слава богу, обошлось без плохих приключений, и вся поездка прошла на позитиве. Но хорошие приключения конечно же были! Часть их них была запланирована, часть случилась волею судьбы.

Из запланированных можно назвать:

  • морские прогулки вдоль береговой линии полуострова Гамова,
  • посещение острова Петрова в Лазовском заповеднике (не всем удаётся туда попасть по погодным условиям).
  • прогулки по заброшенным объектам и деревням Хабаровска
  • треккинг на Красноярских столбах
  • треккинг по Большой Байкальской тропе и поиски заброшенных золотых драг, прогулка по Байкалу на катере
  • треккинг по пляжу и прижимам к острову Томящегося сердца на полуострове Гамова




А вот незапланированное приключение приключилось с нами в Хасане, когда мы пытались под сильным дождём прорваться к Хасанскому пляжу. Там я планировал поснимать лодки северокорейских рыбаков, которые случайно попадали в наши территориальные воды и были радушно приняты российскими пограничниками. Горе-рыбаков депортировали на родину Великого Чучхе, а лодки бросали на пляже. С годами там выросло целое кладбище корейских лодок. Позже я узнал, что лодок давно нет, потому что старые размыло и растащили, а новые сейчас буксируют в какое-то специальное место. Так или иначе, самим у нас проверить это возможности не случилось, потому как застряли в болотах на подъездах к пляжу. Дорогу размыло и чернозём быстро забил протектор. Машина стала неуправляемой, и нас быстро стащило в глубокую колею, мы сели на мост крепко и надёжно.



Лебёдки у меня пока нет, поэтому пытался вылезти подкопами и подкладыванием травы под колёса. Но все попытки оказались тщетными. Пришлось через службу спасения узнавать номера телефонов местных трактористов, на что ушёл час. Осложнялось это тем, что застряли мы аккурат у самой границы с Северной Кореей, прямо в 5 метрах от колючки под напряжением. А телефон упорно ловил базовую станцию Китая, поэтому звонки по России мы совершали в роуминге :)



Но нужный телефон через 50 рукопожатий в итоге был найден, ещё час ждали прибытие трактора, и час ушёл на поговорить с жителем Хасана за жизнь. Не каждый день ведь встречаешь застрявших в хасанских болотах туристов из Ульяновска, проделавших путь в 9000 км. Вот так мы и провели тот хмурый июльский денёк

Основные достопримечательности

Меня спрашивают, а стоила ли игра свеч? Не проще ли было долететь до Владивостока на самолёте? Отвечаю: конечно проще. Тем более сейчас, когда субсидированный билет из Москвы стоит всего 12000 рублей в одну сторону. Кстати, именно поэтому Владивосток в этом году очень популярен, судя по многочисленным постам в соцсетях. Но мы не хотели просто во Владивосток. Мы хотели всю России, хотели побывать там, где, возможно, никогда больше не окажемся. Во всех этих городках из прогноза погоды на советском телевидении. Помните?

В Хабаровске преимущественно без осадков, +15 +17 градусов выше нуля. В Благовещенске дожди. А в Петропавловске-Камчатком полночь...

И всё это под музыку «Manchester et Liverpool». Это, конечно, шутка :) Но ведь правда, очень хотелось своими глазами посмотреть, как живёт Россия сегодня, что там, между Уралом и Тихим океаном. И это было самое интересное.



Мы впервые оказались в Челябинске и увидели его красивый центр и набережную реки Миасс. Столько раз я проезжал этот город по окружной...



Мы погуляли по Омску, покатались на теплоходе по Иртышу, поели тот самый сыр «Омичка», попробовали знаменитые беляши на Политехе, прокатились в омском метрополитене (кто знает, тот поймёт).



Поглазели на редких животных в Новосибирском зоопарке (хотя я не очень люблю зоопарки), поели настоящие сибирские пельмени, опять метро (уже по-настоящему), отметились в локациях культовой игры «Metro 2033».



В Красноярске весь день посвятили прогулки у Красноярских столбов и даже залезли на парочку. Помочили ноги в холодном Енисее, сфотографировались с 10-рублёвой купюрой у Красноярской ГЭС.





В Иркутске по приглашению посетили музей знаменитого предприятия «Байкалкварцсамоцветы» и узнали много нового про нефрит и чароит.



Увидели Ангару, погуляли по старинным улицам города с прекрасной архитектурой, наелись поз.



И Байкал... Не нужно лишних слов. Мы впервые увидели Байкал и заболели им. Обязательно сюда вернёмся!



В Улан-Удэ я вспоминал прошлогоднюю поездку в Монголию, надкусывая сочные буузы в кафе при дацане Ринпоче Багша. В Улан-Удэ самый странный памятник Ленину в виде огромной головы с бурятскими чертами лица.



Мы увидели Забайкальскую степь и как начинается тайга. Увидели удалённый от цивилизации город Читу и узнали, что там живут замечательные люди. Город перевернул все представления о нём своей военной ухоженностью и опрятностью.



Проехали по одной из самых длинных трасс России без больших городов. 2000 километров среди непроходимой тайги и сопок, где посередине есть островок для отдыха, любимый всеми, кто проезжает здесь - перевал Юрия Тена. Это маленький, но такой важный для транзитников посёлок с удивительным названием Ерофей Павлович в честь Хабарова. А дальше был сам Хабаровск, где мы с нашими новыми друзьями (у одного из них, Евгения, мы снимали квартиру через Суточно.ру) отправились изучать старинные кладбища и заброшки города. Самой впечатляющей из них оказался судовой завод имени Кирова, где на стапелях с 90х годов остались стоять три судна, заросшие папоротником и мхом.



Побывали на Большом Уссурийском острове, откуда из-за наводнения были эвакуированы все жители. В оставшихся пятиэтажках сейчас живёт от силы человек 10. Оттуда уже виден Китай с его огромной пагодой. В Хабаровске опять сфотографировались с купюрой - уже пятитысячной :)



Побывали в музее Амурского моста, много гуляли по набережной Амура. А перед Хабаровском заехали в совершенно неизвестный для нас город Биробиджан - центр Еврейской автономной области. ЕАО - единственный субъект Российской Федерации, имеющий статус автономной области, а также единственное в мире, помимо Израиля, еврейское административно-территориальное образование с официальным юридическим статусом. Поужинали там в ресторане еврейской кухни при синагоге.



Шницель по-биробиджански - фирменное блюдо ЕАО

А потом долго читали про эту область и судьбу её евреев.

Наконец, Владивосток с его красивыми и фантастическими мостами, красивейшей бухтой Золотой рог, океанариумом на острове Русский, морскими гребешками, которые кладут даже в шоколад.



И долгожданная встреча с тётей и сестрой, которых не видели много лет. Владивосток практически родной для нас город :) Обошли пешком весь центр, второй раз зашёл в музейную подводную лодку С-56, сфоткались с двухтысячной купюрой на той самой обзорке, с которой сделана иллюстрация и думали, а случайно ли именно Владивосток 2000? :)

Прекрасный город, в котором хочется пожить, а не просто погулять недельку. Как я уже писал, мы немного покатались по Приморью и полюбовались пейзажами изрезанного берега Японского моря. И даже искупались в нём, где в тёплых бухтах вода летом прогревается до температуры Чёрного моря в высокий сезон.



Побывали на острове Петрова, на полуострове Гамова, в Хасане у трёх границ, в самом южном порту России Посьет, увидели с воды самый южный маяк России - маяк Гамова.



Дальше был Уссурийск с его ресторанами китайской кухни.



Потом Благовещенск, где мы опять увидели Китай и город Хэйхэ во всей красе. Очень необычно гулять по набережной города одной страны, наблюдая за жизнью набережной города другой.



После Благовещенска несколько дней закрепляли пройденный материал и вспоминали, как были здесь полмесяца назад. Странное чувство дежавю :) После Омска свернули в Екатеринбург и провели один из самых чудесных вечеров за поездку. Город сильно похорошел, стал ярким и сверкающим огнями.



Центральные улицы вечером превращаются в фестивальные площадки, много красивых людей, замечательных музыкантов и художников. А утром, сидя ща чашечкой кофе, наблюдали за пробегающими мимо по мокрым от дождя улицам участниками легкоатлетического марафона Европа-Азия.

Продолжение...

***

Автор: Алексей Мараховец

Россия, Ульяновск, Владивосток, ДоВладикаИОбратно

Previous post Next post
Up