Петроглифы Карелии теперь в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО

Jul 30, 2021 11:43


Да, это произошло! Еще в 2020 году Россия представила древнюю наскальную живопись в районе Онежского озера и Белого моря на рассмотрение для включения в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. И вчера, 28 июля 2021 года, пришло положительное решение - об этом в своём аккаунте ВК сообщил глава республики Артур Парфенчиков.





Для меня петроглифы оставались незакрытым гештальтом с 2015 года, когда я не нашёл времени на их осмотр и проехал мимо по пути на Соловки. В прошлом году, вновь оказавшись в тех краях, я всё же свернул с трассы «Кола» и доехал до Беломорска, потратив на это несколько часов. И оказался в диком восторге от увиденного!

Беломорские петроглифы потрясают воображение своими масштабами, подобных мест в мире не так уж и много. Более 2000 рисунков, выбитых древними охотниками и рыболовами на гранитных скалах почти 6 тыс. лет назад. Кто в это время населял нынешнюю территорию Карелии - неизвестно. Предположительно, в первом тысячелетии до н.э. здесь уже жили финно-угорские народы.



Если проводить аналогию с современным миром, то эти скалы являлись для людей того времени своеобразным форумом, где они оставляли свои записи и описывали приключения на охоте или рыбалке. Сейчас известны два таких «форума», которые находятся на расстоянии 300 км друг от друга - один у Белого моря, в низовьях реки Выг, второй - у Онежского озера. Беломорские рисунки поделили на три группы - Залавруга, Ерпин Пудас и «Бесовы следки», где находятся самые ранние изображения.



Рядом с местами, где были обнаружены петроглифы, нашли следы более 70 поселений первобытных людей. Скалы, где они оставляли свои рисунки, вероятно являлись для них лобным местом для совершения ритуалов.



Со временем, скалы обросли мхом и покрылись слоем почвы. Именно это и сохранило рисунки до наших дней. Беломорские петроглифы обнаружил в 1926 году краевед Александр Линевский, ставший потом писателем-фантастом. Другие группы изображений были обнаружены позже, в 1930-х годах, во время прокладки Беломоро-Балтийского канала.



Место, где оказался я, называется Залавруга. Чтобы попасть в этот музей, нужно с трассы «Кола» повернуть в сторону указателя на Беломорск и продолжать движение на север. После посёлка Сосновец дорога идёт по Выгостровской ГЭС, проехав которую нужно свернуть налево. Перед речкой Кислый Пудас есть небольшая парковка, где можно оставить машину. Через реку перекинут пешеходный мостик, после которого нужно пройти еще 1,5 км по лесной широкой дороге.

Фигуры, изображённые на беломорских петроглифах, часто складываются в большие сюжетные композиции, вроде сцен охоты, морского промысла и поединков.



Самый известный рисунок Залавруги - группа лыжников. Он считается самым древним изображением человека на лыжах в Европе.



На залавругской площадке размерами 60х100 метров можно найти 1176 различных изображений: людей (в лодках, на лыжах, с луками и копьями), лосей, оленей, медведей, волков, морских животных, птиц и даже маленькую фигурку «беса» (на Бесовых следках есть большая такая фигура).



Территория, на которой находятся петроглифы, периодически оказывается затоплена водой, спускаемой из водохранилища. Из-за длительного нахождения под водой выдолбленные в камне рисунки со временем тускнеют и теряются. Многие их них находятся под угрозой исчезновения.



В 1960 году петроглифы были формально взяты под охрану государства, но в действительности это выразилась в строительстве павильона над Бесовыми следками, который к 80-м годам пришёл в аварийное состояние. У государства, как всегда, не было ни денег, ни желания сохранять уникальный археологический памятник. Рисунки под павильоном на случай его обрушения засыпали опилками, чтобы не повредить их.



Включение Беломорских петроглифов в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО должно положительно повлиять на плачевное состояние музея под открытым небом. Государства, на территории которых расположены объекты всемирного наследия, должны брать на себя обязательства по их сохранению. Появляется контроль за состоянием объекта и дополнительное финансирование.

Надеюсь, что всё так и будет, и беломорские петроглифы смогут увидеть еще много поколений россиян.

---
Автор фото и текста: Алексей Мараховец
Previous post Next post
Up