Что стало с Аральском, когда ушло море

Dec 14, 2020 09:26


В  60-х годах Аральское море занимало 4-е место по площади после Каспия -  70 тысяч кв.км. В 70-х случилась катастрофа, которая привела к  потере Аралом трёх четвертей своего объёма и 60% поверхности. Цветущие  портовые города лишились основного источника дохода и начали медленно  умирать.  Аральск, Муйнак, Казахдарья - об их былом величии ныне  напоминают только груды ржавого металла, когда-то бывшие морскими  рыболовными судами.




Про  одно из таких кладбищ кораблей я уже писал - ссылку найдёте в конце  этого поста. А сейчас покажу, как  выглядит один из самых крупных портов  Аральского моря - город Аральск в Казахстане. Правда, городом его уже  язык не поворачивается назвать - жалкое зрелище :(

Мы  заехали в Аральск, когда возвращались из нашего месячного путешествия  по Средней Азии, побывав в Казахстане, Узбекистане, Таджикистане и  Киргизии. Тогда мы проехали больше 10000 километров на одном автомобиле и  много чего повидали по пути.



Из  Аральска планировали пробиться к северному берегу серверной части  Аральского моря, но чуть позже вы поймёте, почему нам это не удалось.

Аральск  появился в 1905 году как посёлок при станции железнодорожной дороги.  Есть дорога - есть бизнес: купцы быстро организовали рыбацкие артели и  положили начало промышленному лову. Поднялись перерабатывающие фабрики, корабельные мастерские, рынки. Пика своего экономического развития  Аральск достиг к 70-м годам.



Источник фото: http://aralsk.wikimapia.org/

После  этого, как известно, Аральское море начало резко мелеть, и рыболовная  промышленность Аральска начала угасать. Спустя еще 20 лет этот район  объявили зоной экологического бедствия. Люди стали уезжать в поисках  лучшей жизни в другие города - Кызылорду, Байконур и Актюбинск. Выросла  безработица, преступность.

Сейчас в городе практически не осталось нормальных дорог. Те 2 или 3, что были, давно покрылись дырами.



А в остальных местах дорог никогда и не было вовсе.



Весной даже по центру города невозможно нормально пройти - улицы затоплены талыми водам и илистой грязью.



В главный городской парк на рыночной площади попасть без лодки просто невозможно.



Люди озлоблены от такой жизни, на их лицах не встретишь улыбок.



В  2005 году в Казахстане, недалеко от посёлка Кокарал, построили плотину,  которая разделила северную и южную часть Аральского моря. Воды Сырдарьи  начали наполнять северную часть, уровень уже вырос до 42 метров.  Запустили камбалу, начался промышленный лов, пусть пока и не в прежних  объёмах. Сегодня вода Северного Арала постепенно подступает к Аральску.  До города остаётся всего 17 километров.
Мы попытались найти на рынке какую-нибудь местную рыбу из Арала, но о такой пока еще не слышали - продают только озёрную.



Навигатор вывел нас на окраину села.



До  моря оставалось проехать каких-то 17 километров. Но памятуя, как  коварно бывшее морское дно весной, мы не стали испытывать судьбу и  развернулись.



Очень  хочется верить, что море вновь вернётся туда, откуда ушло в 70-х годах,  и у людей появится надежда на светлое будущее. Вновь запыхтят дизелями   рыболовные суда, а порт наполнится жизнью и запахом рыбы.

---
Автор фото и текста: Алексей Мараховец
Использование (полный перенос на другой ресурс, перепечатка) текста и фотографий статьи без согласия автора запрещено!  Любые фотографии моего авторства из этой статьи можно купить - обращайтесь, контакты в верхнем посте.

*** Прочитайте другие рассказы о поездке по Средней Азии:
1. Мама Азия: Четыре с половиной страны за 3 недели
2. Застрявшие в Босжире. День 1
3. Застрявшие в Босжире. День 2
4. Застрявшие в Босжире. День 3
5. Застрявшие в Босжире. День 4. Финал
6. Когда вернётся море
7. Увидеть Афганистан и не умереть
8. Как устроена киргизская могила
9. Как залезть на минарет в Самарканде
10. Как устроена киргизская юрта
11. Блеск и нищета Душанбе
12. Памирский тракт: День 1. Старт из Душанбе и Нурек
13. Памирский тракт: День 2. Нурек - Хорог
14. Памирский тракт: День 3. Что можно купить на афганской границе?
15. Памирский тракт: День 4. Из Хорога в Мургаб
16. Памирский тракт: День 5. Мургаб - Ош, две границы и горная болезнь
17. Тайная жизнь жёлтой Бухары
18. Остатки былого величия Хорезмского ханства

Аральск, Средняя Азия, Казахстан, мамазиятур

Previous post Next post
Up