В поисках заброшенной шахты №8

Nov 12, 2019 12:00

Экскурсия по заброшенным шахтёрскими городкам была бы не полной, если бы мы не добрались в тот день до самих шахт. Я знал о местонахождении только одной, шахты №5, куда и мы отправились, когда полил лютый ливень. И без того ухабистая дорожка, ведущая на вершину горы, быстро превратилась в бурлящий поток. Мы приняли решение не рисковать и спустились обратно в Акармару. К тому времени, когда мы вновь въехали в посёлок, дождь уже прекратился. Там мы и встретили  местного жителя Игоря, который рассказал про шахту №8 - наиболее доступную из всех существующих в округе.  Мы поехали её искать.




Уголь в Ткуарчале нашли еще в конце XIX века. Открытие нового угольного месторождения в царской России вызвало большой ажиотаж. Окрестности в районе будущего Ткуарчала быстро превратились в Клондайк. В поисках лёгких денег сюда потянулись дельцы. Угольная лихорадка не обошла стороной и именитых геологов того времени Вебера и Чернявского. Вторая волна исследования этого месторождения началась уже при Советской власти. Экспедиция 1926 года показала, что ткуарчалский уголь - единственный на Кавказе коксующийся уголь, который и в мире был достаточно дефицитным.

Так, в 1934 году в Абхазии был построен Ткварчельский каменноугольный рудник имени Сталина, имевший общесоюзное значение. Но в эксплуатацию он был введён только через год. Инженеры отставали от плана, да и отсутствие нормальных подъездных путей не сулило начала масштабной добычи угля. Первая шахта не оправдала ожиданий, потому что давала слишком мало угля. Вторая шахта открытая в 1940 году, полностью выработалась уже через 10 лет. Во время войны Ткуарчал стал единственным поставщиком каменного угля для кораблей Черноморского флота, потому что Донбасс был уже был захвачен немцами.

В 60-х годах Ткуарчал достиг пика своего расцвета - здесь проживало около 40000 человек. Большая часть из них была занята добычей угля и его обогащением. В городе работали еще и другие предприятия: доломитовая фабрика, производство строительных материалов, электромеханический, асфальтный завод. Делали свой лимонад, безалкогольные напитки, колбасу и шили одежду. В конце 80-х запасы угля начали иссякать. Началось медленное угасание города. А после войны 1993 года и вовсе всё остановилось. Заброшенные шахты со временем обрушились и затопились. С добыче угля здесь пытались вернуться в начале 2000-х с помощью турецких инвесторов, но делали это уже открытым способом, без шахт.

Восьмая, последняя шахта, была запущена в 70-х годах. Она и сохранилась лучше остальных.. До сих пор туда можно относительно легко попасть и исследовать её бесконечно длинные штольни.

К шахте ведёт асфальтовая дорога, с каждым годом исчезающая в слоях листвы и зарастающая мхом. Когда-то по ней ходили многотонные грузовики с углем, но сейчас с трудом умещается легковой автомобиль.



Тоннели, заросшие вьющимися растениями, уже больше похожи на пещеры.



Внутри из-за постоянной сырости от асфальта осталось только одно упоминание.



После нескольких витков серпантина дорога и вовсе оказывается заваленной упавшими деревьями. Дальше можно идти только пешком.



Текущие по остаткам асфальтовой дороги ручьи и упавшие листья превратили её настоящий каток. Ноги скользят по коричневой каше, норовя с ветерком прокатить на задней точке до самой реки.



Где-то рядом в кустах сильно шумела вода. С трудом продравшись сквозь заросли мы нашли этот источник шума. Им оказался техногенный фонтан, с огромной силой бьющий откуда-то из-под земли. Во время строительства шахт горняки перерезали несколько водоносных пластов, создав целые подземные водопады. И через такие фонтаны, скорее всего, вода и находит себе выход наружу.



Мы не смогли сразу найти шахту. Спустившись по скользкой дорожке вниз, мы оказались возле многоэтажного здания из красного кирпича. Оно полностью скрыто деревьями, и увидеть его можно только находясь вплотную.



В этом здании располагалось управление шахтой №8.



Внутри на стенах местами еще сохранилась кафельная плитка - возможно, на первом этаже была кухня и столовая.



Чуть выше на склоне мы нашли и то, что раньше было станцией канатной дороги, по которой рабочие попадали к шахте из Ткуарчала и Акармары. Здесь мы и встретили местного жителя с топором, собирающего хворост. Он и подсказал, как пройти к самой шахте.



От здания управы на другой берег реки можно перебраться по крепкому металлическому мосту.



Правда, сейчас от него остался лишь один швеллерный скелет.



Спустя час блужданий по лесу, сопровождаемых интересными открытиями, мы всё же вышли на дорогу, которая вела к шахте №8. Путь к ней лежал через большой каменный мост и тоннель



В блоге у vmulder я нашёл старую фотографию этого места. Сейчас этот мост вообще не видно с дороги, настолько он зарос деревьями.



А вот и та самая диспетчерская, которая отмечала выезжающие с шахты через тоннель грузовики с углем.



Под несколькими обвалившимися слоями штукатурки всё еще видны видны буквы названия шахты №8 рудника имени Сталина.



К сожалению, мы совершенно не были готовы исследовать такие грязные объекты :) Без высоких сапог дальше было уже не пройти. Чтобы попасть в саму шахту, нужно было преодолеть этот тоннель. Да и сама шахта с её ветвящимися штольнями, длина которых достигает 7-10 км, предполагает некоторый запас свободного времени, которого у нас уже не было.



Прекрасный повод вернуться сюда еще раз.

А вот здесь и про саму заброшенную Акармару.

---
Автор фото и текста: Алексей Мараховец
Использование (полный перенос на другой ресурс, перепечатка) текста и фотографий статьи без согласия автора запрещено!  Любые фотографии моего авторства из этой статьи можно купить - обращайтесь, контакты в верхнем посте.

*** Прочитайте другие рассказы о поездке по Кавказу:
1. Сколько стоит путешествие по Кавказу?
2. Как показать детям Эльбрус за один день
3. Адылсу: два года после трагедии
4. Перевал Актопрак: Дорога Красоты
5. Обзор съёмных квартир: Волгоград, Пятигорск, Краснодар
6. Заброшенные сёла Дигории
7. Кто живёт в «городах мёртвых» Кавказа?
8. Где остановиться в Кармадонском ущелье?
9. Как погибла съемочная группа Бодрова
10. Как делают осетинский сыр
11. Опасно ли туристам в Ингушетии и что там смотреть?
12. Что посмотреть на Лаго-Наки за один день?
13. ТОП-13: Куда поехать и что посмотреть на Кавказе?
14. Что хранит заброшенная Ткварчельская ГРЭС?
15. «Если Акармара - город-призрак, то мы - зомби...»

заброшка, Кавказ, ЕдемНаКавказ, Абхазия, urbex, abandoned

Previous post Next post
Up