Где остановиться в Кармадонском ущелье?

Aug 15, 2019 11:49

Иногда в путешествиях попадаются такие находки, о которых очень хочется рассказать. Будь то колоритный ресторан, уютное кафе или необычный отель - именно они играют главную роль в восприятии того места, где ты сейчас находишься. Тот гостевой дом, о котором сейчас пойдёт речь, сформировал мои впечатления о Северной Осетии как об одной из самых гостеприимных республик Кавказа. Ну и как полагается, найден он был совершенно случайно. Что называется, сама судьба в него привела :)

На фото выше - я с Сергеем, хозяином гостевого дома в селе Кани и его отцом. До 90-х годов они жили в Таджикистане, пока там не началась война, а потом перебрались в отчий дом матери Сергея, где у неё тогда жил брат. Так и зажили большой, дружной семьёй.

Кани - небольшой аул на горе у реки Геналдон, бегущей по дну одноименного ущелья, известного еще и как Кармадонское. Да, это здесь 20 сентября 2002 года сошёл ледник Колка, унёсший жизни более 100 человек, включая Сергея Бодрова-младшего. Отсюда начинается подъём на гору Казбек по леднику Майли. Места потрясающе красивые и живописные!

Мы попали в Кармадонское ущелье совершенно случайно, в поисках места для ночлега. В тот день, уже ближе к закату, мы добрались по сложному горному серпантину в Даргавское ущелье и посмотрели его знаменитый «Город мёртвых». Покружив в селе Даргавс, поняли, что жилья тут не найти. В 2002 году тем самым ледником село отрезало от цивилизации, и люди постоянно теперь тут не живут, используя дома как летние дачи.

На букинге нашлось 2 варианта гостевых домов как раз в окрестностях Кармадонского ущелья, куда мы и отправились.

Из Даргавса в Кани можно добраться по сносной грунтовой дороге-серпантину, по которой ходят даже маршрутки. Через полчаса из-за очередного поворота мы увидели прекрасное Кармадонское ущелье, увенчанное с одной стороны кипельно-белой головой вершины Майли-Хох (4598 м). Но вот беда - интернет еле ползал, а где находится гостевой дом, я так и не понял.

Мы въехали в село Кани и спросили у прохожих, где сдаётся жильё. Нам указали на кирпичную облезлую пятиэтажку, на торце которой виднелся красный баннер с номерами телефонов и ценами на «однушку» и «трёшку». Это явно было не то, что мы искали, но всё же решили позвонить. Через 15 минут к нам подошёл парень, который показал обе квартиры. Мягко говоря, они оказались в весьма плачевном состоянии. Мало того, что в них не было прибрано, так еще в одной из них лопнул водонагреватель, и пол был залит водой. Естественно, мы отказались.

Я спросил, нет ли в Кани еще жилья, ведь букинг показывал мне какой-то гостевой дом. Парень закивал головой и сказал, что готов проводить нас к нему. Через 5 минут мы стояли у ворот большого дома с просторным внутренним двором! Да, это было как раз то место, которое мы искали - гостевой дом «Майли».

Его владельцы, Сергей и Анжела, открыли гостевой дом совсем недавно, и мы оказались первыми постояльцами. Наши дети быстро сдружились и, играя, «растворились» в лабиринтах придомовых построек :)

Дом стоит на возвышенности, откуда открывается шикарный вид на всё ущелье и вершину Майлихох. Прямо под горой находится погранзастава и заброшенный санаторий «Кармадон», в который в советские годы было просто не попасть. Это был знаменитый своими термальными минеральными радоновыми водами бальнеологический курорт, куда съезжались люди со всей страны и даже из-за рубежа.

Та пятиэтажка, в которой сдавалась квартира, построили как раз для обслуживающего персонала санатория. Чуть пониже от неё видны недостроенные новые корпуса санатория, которые оказались невостребованными из-за развала СССР и закрытия санатория.

Выше по ущелью находятся природные горячие минеральные ванны, доступные каждому желающему. Чтобы к ним попасть, необходимо оформить на погранзаставе пропуск. В окрестностях ущелья есть множество пешеходных маршрутов.

Время до ужина пролетело вообще незаметно. Пока исследовали огромный двор, пришло время встречать скотину.

Когда-то Сергей держал 500 баранов и около полусотни коров. Сейчас поголовье уже не такое большое, но молока хватает, чтобы делать прекрасные осетинские сыры и продавать их. Сыроварением занимается в основном Анжела. Утром она показала нам весь процесс, о котором я подробно расскажу в следующий раз.

Анжела не только делает сыры, но и проводит мастер-классы по приготовлению осетинских пирогов и национальному рукоделию. Настоящие золотые руки!

Дети понаблюдали за процессом автоматической дойки, погладили лошадку и коровок :)  Да и кроме них во дворе хватало четвероногих друзей для весёлой игры :).

Умудрились даже найти сердито сопящего ежа.

Ужинали двумя семьями за одним большим столом. Сергей произносил красивые осетинские тосты за гостей, человеческие добродетели и здоровье. Мы как-то быстро сдруждились, нашли друг в друге много общего, и появилось ощущение, что мы просто приехали к родным людям в гости :)

Утро началось с... телескопа :) У Сергея есть небольшой «Целестрон», а у его отца хороший пограничный бинокль, в которые можно в мельчайших деталях разглядеть ледник.

Иногда видны альпинисты, восходящие к вершине Казбека -  ночью мы видели огоньки их альплагерей на склоне.

На противоположном склоне находятся развалины башен и склеп. По словам Сергея, в нём покоятся останки Дзауга Булугова - основателя аула Дзауджикау, на месте которого позже появился Владикавказ.

Самое крутое место во дворе дома «Майли» - скамейка на краю террасы. Просто представьте себя сидящим на ней на закате, когда сонце окрашивает белые вершины в нежные розовые тона. Или ночью, когда над вами распахивается абсолютно чёрная полусфера, усыпанная мириадами голубых звёзд и разделённая пополам Млечным путём. Сидеть и вести разговоры о вечном, предаваться приятным воспоминаниям и строить планы на будущее - что может быть лучше такой релаксации? Настоящая Скамейка Вдохновения! :).

У Сергея и Анжелы большие планы по обустройству своего гостевого дома. Чуть ниже террасы они хотят облагородить площадку для кемпинга, чтобы гости могли поставить там свои палатки. Да уже и сейчас их можно располагать во дворе за небольшую плату и пользоваться всеми благами цивилизации: туалетом, горячей водой и кухней. С интернетом (ловит только Мегафон) тут тоже всё ОК. Не так, чтобы совсем хорошо, но почту проверить скорости хватает. Сейчас Сергей думает, как сделать более быстрый инет, чтобы хватало даже на фильмы (upd: быстрый инет уже есть!).

В будущем это место будет меняться только к лучшему. Когда у людей в глазах горит огонь, по другому быть и не может.  Об одном жалею, что не послушались Сергея и не остались тут еще на пару дней. По планам следующие 3 дня мы должны были провести в Ингушетии, но успели посмотреть основные места нацпарка «Эрзи» за сутки и уехали к морю, сократив всю поездку. Лучше бы эти дни мы погуляли по Кармадону и погостили у Сергея с Анжелой.

Место крайне рекомендую: поверьте, здесь всегда очень рады гостям. Вернёмся ли мы в «Майли» еще раз? Это даже не обсуждается - от приглашения на Кавказе отказываться не принято.

Контакты для прямой связи с Анжелой:
ВКонтакте

---
Автор фото и текста: Алексей Мараховец
Использование (полный перенос на другой ресурс, перепечатка) текста и фотографий статьи без согласия автора запрещено!  Любые фотографии моего авторства из этой статьи можно купить - обращайтесь, контакты в верхнем посте.

*** Прочитайте другие рассказы о поездке по Кавказу:
1. Сколько стоит путешествие по Кавказу?
2. Как показать детям Эльбрус за один день
3. Адылсу: два года после трагедии
4. Перевал Актопрак: Дорога Красоты
5. Обзор съёмных квартир: Волгоград, Пятигорск, Краснодар
6. Заброшенные сёла Дигории
7. Кто живёт в «городах мёртвых» Кавказа?