Ночлег у седого Казбека

Jun 29, 2017 10:00

Даже не знаю, почему на меня эта ночь произвела такое впечатление. То ли из-за того, что это была моя первая ночёвка в горах под открытым небом. То ли сказалась эйфория от посещения новой страны. То ли из-за того, что намеченные планы начали сбываться и мы всё же удачно заползли сюда на своей машине, несмотря на устрашающий скепсис местных. Так или иначе, спать я лёг уже далеко за полночь, несмотря на сбивающую с ног усталость. Мои попутчики уже давно мирно сопели в своих палатках, я всё сидел на склоне, а рядом горел красный глаз моего "Кэнона", поставленного на ручную выдержку.

В такие моменты внезапно находится лишних 15-20 минут между щелчками затвора, что бы о чём-то подумать, на что не хватало времени в дороге, или прокрутить в памяти всю хронологию этого насыщенного дня...

8:30
Выехали из Владикавказа. Чай пришлось готовить на своей газовой плитке, потому что администратор отеля мирно посапывала на своём диване в рецепшене и чайник спросить было не у кого.

9:30
Проехали Верхний Ларс и встали в очередь у грузинской границы. Перед нами 15 автомобилей. Много б/у-шных люксовых машин без номеров или с российскими, но не с гражданами России внутри. Видимо, в России машины дешевле.

Перед российским КПП в машину попросился русский парень, потому что пешком проходить грузинскую границу нельзя. Потеснились, посадили, познакомились: оказалось, что это друг и коллега metroelf. Говорят, что мир тесен. Врут. Он еще теснее.

11:00
Въехали в Степанцминду.  Мы в Грузии! Это моя 25 страна.

Гулять и смотреть тут особо нечего - одни кафе, магазины, да гестахусы. Решили перекантоваться тут до обеда, поесть, затариться продуктами и двинуть к месту ночёвки - на гору, к Троицкой церкви.

В городе огромное количество одинаковых Mitsubishi Delica. Местные живут Горой. Вся экономика выстроена на туристах: одни идут на Казбек, другие - в гору, к церкви.  "Делики" - те же "Паджеры", но вмещают 8 человек. С каждого берут по ~20 баксов за туда-сюда и подождать наверху. Нам такой вариант не катит - у нас с собой тонна вещей и палатки.

Нам кровь из носу надо заехать на 2170 м  (церковь видно на горе в правом верхнем углу) на своём Outlander. Туда ведёт каменистый серпантин, который каждую весну размывается ручьями. Местным это на руку - чем хуже дорога, тем меньше смельчаков поднимается туда на своих машинах, и тем больше пользуется услугами "Делика-такси".

На парковке нас атакуют сразу несколько таксистов. Когда узнают, что мы собираемся ехать на своей машине, хватаются за голову: "Вай, саусэм с ума сашлы!"  Один даже предложил поставить свою "Делику"  против моей, что мы не заедем и вернёмся. Отказались.

А зря.

Купили у одного из таксистов на белой "Ниве" симки "Magti" - у них самое лучшее покрытие по всей Грузии. Не верьте сказкам про "Билайн" - где-то в центре Грузии встретили соседей-пензяков, оставшихся там без связи со своими полосатыми симками.

15:00
Пообедали, купили еды в Google Market.

Отъезжаем от площади по направлению к церкви. Проезжаем 50 метров - сзади догоняет полиция с мигалками. В стиле американского копа (форменная фуражка, рука на бедре, голова повёрнута на 90 градусов) из джипа выходит офицер и не глядя на меня, подходит: "Гаспадын Алэксэй, ваш пассажир нэ прыстэгнул рэмэнь..." (блин, ну не успели еще, только отъехали ж...). Оправдываться бесполезно - они специально там стоят и ловят туристов. Точно не отстанут - это их хлеб. Выписали квитанцию на 40 лари (1000 р), которую оплатили позже в Тбилиси (это нужно делать, иначе на границе могут возникнуть проблемы, база штрафов у них есть, проверяли).

Через 30 метров местная такси-мафия преграждает путь и практически не пускает наверх, обступив машину. Пришлось сказать, что нам церковь не нужна и мы едем отдыхать в гест. Всё, это был их последний форпост, больше никто навязывать свои услуги не будет, уфф...

15:20
Наконец выбрались из села. Тот еще шкуродёр. Навстречу постоянно едут возвращающиеся "Делики". Разъезжаться с ними в каменных мешках построек не всегда легко. В машине лёгкое нервное напряжение после этих всех страшилок таксистов. Но мы уверенно едем наверх, пару раз заблудившись в лабиринте улиц.

15:40
МЫ ЭТО СДЕЛАЛИ!  Мы забрались наверх, несмотря на то, что дорога на самом деле оказалась не из лёгких. Глубокие рытвины от весенних ручьев, острые и большие камни, довольно крутой подъём, перегруженная машина - в паре мест пришлось нюхать запах подпаленного сцепления.

Но в целом, всё оказалось довольно просто. Собрал из записей видеорегистратора ускоренный в 6 раз клип - наслаждайтесь и оценивайте свои возможности, если планируете повторить. Для кроссоверов вполне преодолимо - видели позже наверху семью на "Sandero", молодцы. На "пузотёрках"  точно не стоит - продерёте всё брюхо.  В мокрую погоду тоже не стоит ехать.  Хотя нам в дождь пришлось спускаться на следующий день...

Днём на горе полно народу. Кто пешком поднимается, кто на лошадях, кто на "деликах", кто на своих джипах.

Мы к самой церкви не поехали, так как отсюда самый лучший вид на неё. Ищем самое безветренное место и ставим лагерь.

16:30
Только поставили палатки, как ливанул дождь с градом.  Ну и погодка здесь... А еще ночевать собрались. Но это горы - погода меняется каждую минуту. Так и получилось.

17:30
Дождь закончился, повылезали из своих палаток и машины. Решили немного оглядеться и прогуляться до церкви.   Дорога в гору - это еще полбеды. Настоящее внедорожное приключение ждёт любителей оффроуда вот тут:

Ощущения от места непередаваемые!    У церкви встретили иностранцев - побыли переводчиками между ними и водителем последней на горе "Делики". Ребята побаивались одни спускаться по раскисшей дороге на своём джипе.

Плато опустело.  Да и вечерело уже.  Говорят, Казбек редко открывается полностью взору и только хорошим людям.

Под горой раскинулась Степанцминда.  До неё час ходьбы.

Храм Святой Троицы (Гергетис Цминда Самеба) был построен тут на месте древнего языческого капища в XIV веке.  Говорят, что в храме и поныне хранится скрываемый от глаз языческий идол -  серебряный баран.

Внутри храм аскетичен и прост. Никакого убранства и позолоты: фресок нет, штукатурки нет, стены сложены из каменных блоков. Внутри темно - из электричества только наружная подсветка в виде мощного прожектора. Внутрь ведёт толстая железная дверь с металлическими кольцами.

Фотографировать внутри нельзя. Ограничиваемся фотографиями внутри колокольни.

18:20
Назад в лагерь возвращаемся уже не одни. Немного попозировав, пёс уходит обратно к церкви.  На горе стало совсем безлюдно.   В слабой надежде ставлю поднимаюсь к запланированной точке съёмки, ставлю штатив - по расписанию через пару часов закат. Но с учётом рельефа, он тут должен случиться уже вот-вот. Небо затянуто плотными тучами. Жду. А вдруг?

19:30
Дождался!  Из-за спины, над Казбеком пробился лучик Солнца и лениво потащился по верхушке противолежащей гряды.  Ну, хотя бы так.

Завораживающее зрелище!  Сергей разглядел по самой верхушкой гряды сидящего Будду. Найдёте? :)

Через 15 минут свет потух - на амфитеатр потихоньку спускались сумерки.  Единственное, что осталось успеть до темноты, это поужинать.

21:30
Когда нормальные люди после трудного дня ложатся спать, фотографы берут технику и ищут удобную точку для съёмки.  С наступлением темноты небо внезапно расчистилось в считанные минуты, открыв взору миллиарды звёзд.   Ветер совсем стих, подарив нам возможность услышать шёпот седого Казбека.   Пожалуй, звёзды лучше всего сочетаются с горами.  Так сильнее ощущается твоя малозначительность и размеры, которыми, в математических терминах, "можно пренебречь".

Песчинка, атом, кварк - кто ты еще в этих масштабах?

И жизнь твоя - вспышка метеора на звёздном небе.  Вся разница лишь в том, насколько яркой она была и оставила ли след на чей-нибудь фотографии.

00:15
Пожалуй, на сегодня хватит. До рассвета осталось 5 часов - нужно немного поспать перед длинной дорогой и опять вставать за красивыми кадрами.

5:00
Будильник выдёргивает из комы. Выглянул из палатки - дождь и беспросветная серость. Не повезло... Спим еще 15 минут.

5:30
Выглянул из палатки - серость...  Но что-то подсказывает, что нужно выползать...  Выползаю, даже не надев как следуют ботинки....

Казбег горит!    Хватаю штатив, практически босиком бегу по мокрой траве и глине к присмотренной с вечера точке.   Раскладываюсь, успеваю сделать серию.

Поймал!

5:50
Через 10 минут на гору опустилось плотное белое покрывало.  Это горы.

Сходил к источнику у церкви за водой, начал накрапывать дождь. Решили срочно спускаться вниз, пока дорога не превратилась в аттракцион "Американские горки".  Сложили вещи, сели. Я обошёл машину по кругу и заметил, что к заднему колесу что-то прилипло металлическое сбоку, какая-то скрепка. Вытащил...

П-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш....

#@$!  Она не прилипла, а торчала там всю ночь!  Пробив и заткнув собой маленькую дырочку в боковине колеса.

7:00
Выгружаем все вещи под дождь, меняем пробитое колесо на "запаску", опять складываемся и спускаемся по раскисающей дороге в Степанцминду.  Удачно и без приключений.

Город еще только просыпался.

*** Прочитайте другие рассказы об этом путешествии: