Резня болгарской пилой на заброшенном заводе в Бельгии

Aug 09, 2019 15:18

Еле приметный залаз на территорию полузаброшенного завода в густонаселённой части Бельгии едва ли казался безопасным. Приехать сюда с рассветом было правильным решением. Ведь еще пара часов, и жилой райончик наполнился бы спешащими на работу жителями. И наверняка кто-то из них вызвал бы полицию, чтобы проверить две подозрительные личности, околачивающиеся возле кустов. Я отпихнул ногой пару больших пакетов с мусором, прикрывающих ход, и через 5 минут мы уже были совсем в другом мире, надёжно укрытые от посторонних взглядов. Вопрос в том, не встали ли «чёрные» резчики металла так же рано, как и мы? Ведь лучше попасть в руки полиции, чем к неадекватным выходцам из Восточной Европы и Албании, которые неизвестно как отреагируют на появление людей с камерой. И такая встреча в то солнечное утро едва не состоялась...




Этот коксохимический и сталелитейный завод с доменной печью Haut-Fourneau B (HFB) принадлежал бельгийской компании Ougrée-Marihaye. Построен он был в 1962 году на на берегу реки Маас - одной из основных транспортных артерий Бельгии и Голландии, недалеко от города Льеж. В то время у компании уже было 8 доменных печей неподалёку, но послевоенный план развития требовал строительства еще нескольких.

В 2008 году, после череды слияний и поглощений, завод HBF обрёл последнего собственника - ArcelorMittal. Это крупнейшая металлургическая компания в мире, на конец 2008 года контролировавшая 10% мирового рынка стали, владеющая несколькими углеобогатительными фабриками, вспомогательными предприятиями и шахтами в России.



Завод HFB был одним из основных производственных участков подразделения ArcelorMittal в Льеже. Но из-за экономического спада, вызванного финансовым кризисом 2007-2010 годов, доменная печь HFB была временно остановлена с весны 2009 года по апрель 2010 года. Причинами были названы избыточные производственные мощности и неконкурентоспособность. Однако, есть предположение, что заявления о неконкурентоспособности делались подкупными должностными лицами для понижения стоимости компании.

В 2011 была предпринята последняя попытка запустить производство кокса и стали, но и она провалилась - в 2014 году ArcelorMittal навсегда закрыл доменную печь HFB. Это стало плохой новостью не только для металлургов Льежа, но и для портовых рабочих Антверпена, которые были заняты на перегрузке железной руда и угля.



Оборудование завода какое-то время поддерживалось в рабочем состоянии, в надежде, что оно будет запущено вновь. Но этого не произошло - начался демонтаж конструкций. Правда, пока силами «серых» и «чёрных» охотников за металлом, которых за взятки охрана пускает на территорию. Они без опаски работают болгарскими пилами весь день, снимая самое ценное и вывозя его с завода. Следы их деятельности можно увидеть с первых же шагов - горы пустой оплётки электрических кабелей.



Чтобы попасть к доменной печи, нам пришлось пройти немалое расстояние по железнодорожным путям. Спустя полчаса, как мы проникли на территорию, по «железке» с интервалом в 10-15 минут начали курсировать грузовые составы. Приходилось каждый раз скрываться от них в ближайших кустах. Но потом мы нашли заброшенные пути и пошли уже по ним.



Перед тоннелем тропинка ушла влево, и мы, наконец, оказались в зоне полной невидимости и тишины.



Тут можно было перевести дух и спокойно оглядеться.  Вот она, верхняя площадка над доменной печью, до которой можно добраться по многочисленным пролётам ржавых лестниц. Нам туда.



Но перед этим мы зашли в стоящее рядом здание, похожее на административное. На столе в одной из комнат нашлась свежая документация, в которых были расписаны планы по закупкам до 2030 года.



А чуть дальше - целое помещение с новым оборудованием. Судя по всему, здесь можно было легко кого-нибудь встретить, поэтому надолго задерживаться тут не стали.



Вперёд, к печи, в царство ржавого металла!



Поднявшись по лестнице, мы оказались прямо над тоннелем, через которые ходят поезда. Ветка идёт прямо под заводом и выныривает наружу уже за его территорией. Это просматриваемое пространство с самого начала не внушало мне доверия. На липкой грязи виднелись свежие следы чьих-то ботинок. Мы быстро прошмыгнули аллею и вновь исчезли в темноте конструкций.



И, как оказалось, очень вовремя. Я делал этот снимок со штатива на длинной выдержке, когда вдалеке послышались чьи-то тяжёлые шаги. Человек шёл в нашу сторону!  Двумя максимально тихими прыжками мы добрались до бетонной колонны и спрятались за ней. Уровень адреналина в крови заметно подскочил. Самое главное в этой ситуации дышать как можно ровнее, чтобы не выдать своего присутствия. Так мы простояли около 5 минут, пока шаги не стали отдаляться. Пронесло...



На открытые пространства мы решили больше не выходить, снимая только внутренние коммуникации и огромные трубы.



Стоя в центре всех этих металлических конструкций, поневоле задумываешься о возможностях человека, способного придумать всё это и реализовать. Наверняка был такой человек, который знал предназначение каждой трубки и клёпки на HFB. Простому обывателю, даже имеющему техническое образование, разобраться в этом хитросплетении коммуникаций практически невозможно. При этом сам принцип работы доменной печи довольно прост.



В цехах под печью очень темно. Приходилось сидеть у камеры по 30 секунд, чтобы сделать один снимок. Уходило много времени и энергии последней батареи.



В ту вухнедельную поездку я не стал брать зарядник для аккумуляторов, понадеявшись, что 6-ти штук заряженных мне вполне должно хватить. Но что-то пошло не так...  Эти кадры я уже делал на мигающем индикаторе заряда, понимая, что очередной снимок камера уже может просто не закончить.



А локации в это время открывались одна живописнее другой... Будто кадры из компьютерный игры.



Вот кто-то оставил сварочную маску в довольно хорошем состоянии. ARMOR +10%, NIGHT VISION +30%. :)



Череда лестниц и узких проходов выводит к угольному конвейеру, по которому сырьё подавалось в печь для коксования. Но мы договорились не выходить на открытые площадки, поэтому свернули от него в сторону.



Оставался только один путь - наверх.



Внимательно оглядев верхние площадки доменной печи, мы пришли к выводу, что там более-менее безопасно и безлюдно. Где-то жужжала «болгарка», но это было далеко от нас.



Через несколько пролётов начали открываться виды на промышленные районы Льежа и реку Маас.



Вот они, заброшенные и никому не нужные элементы стимпанка, ради которых стоило сюда забраться!



Огромные колёса привода конвейра и чего там еще нужно было двигать.  Тысячи тонн стали, собранные в конструкции для производства такой же стали: ху мейд ху?  Торжество инженерной мысли, воплощённое в металле.



Какая естественная красота форм! Хаос, и в то же время, образцовый порядок!



Зрелище, вызывающее восторг в глазах перфекциониста!



На одном из уровней, совершенно неожиданно для себя, мы заметили новенькую бытовку, у которой была открыта дверь. Всё указывало на то, что она была обитаема. Наверняка, в таких бытовках и живут албанцы, которых нанимают для демонтажа конструкций из ценных металлов. Находиться наверху в зоне видимости стало некомфортно. К тому же, аккумулятор доживал свои последние мгновения, а без камеры на HFB мне делать было особо нечего. Мы решили выходить с завода.



Обратный путь по рельсам оказался сложнее. Рабочий день железнодорожников был уже в самом разгаре, и интервал, с которым поезда проносились мимо, уменьшился до 5 минут. То и дело мы отсиживались в кустах, пропуская очередной состав. Наконец, в заборе стали появляться огромные бреши, и мы решили воспользоваться ими, не возвращаясь к первоначальному месту залаза. Перешли еще одни пути, поднялись к проезжей части и уже через 15 минут были в своей машине.

Эта «экскурсия» чем-то напомнила наш визит на Фёльклингер Хютте в Германии. Но там было всё легально, с покупкой билета и детьми :)

---
Автор фото и текста: Алексей Мараховец
Использование (полный перенос на другой ресурс, перепечатка) текста и фотографий статьи без согласия автора запрещено!  Любые фотографии моего авторства из этой статьи можно купить - обращайтесь, контакты в верхнем посте.

*** Другие интересные рассказы про Бельгию:
1. Нашёл Планетарный Экспресс из Футурамы!
2. Заброшенная градирня в Бельгии
3. Doel: Бельгийский Чернобыль
4. В обнимку с реактором в городе Huy
5. Грустная история о Красном Замке

Бельгия, заброшка, urbex, abandoned

Previous post Next post
Up