Перевал Актопрак: Дорога Красоты

Jul 24, 2019 12:02

Есть такие дороги, по которым не получится ехать быстро. И дело даже не в их качестве или загруженности - просто они проложены в очень красивых местах. Когда я разрабатываю маршрут своих путешествий, то на такие дороги отвожу очень много времени, зная, что буду постоянно останавливаться и любоваться видами :) На Кавказе таких дорог много. В основном, это короткие срезки-перевалы между ущельями. Большинство из них доступны только для автомобилей, начиная с кроссовера и более. Но и есть и очень простые, как перевал Актопрак. Это самый короткий путь между Баксанским и Чегемским ущельями. Кто-то называет его дорогой смотровых площадок, а я же назвал проще -
Дорога Красоты.

Баксанское и Чегемское - ущелья-соседи. Первое популярнее второго, потому что на ту дорогу, словно бусины, нанизаны самые популярные курорты Приэльбрусья, с детства знакомые слуху: Терскол, Чегет, Эльбрус, Азау...Второе ущелье больше известно своими знаменитыми водопадами. Правда, главная достопримечательность, «город мёртвых» Эльтюбю, не так известна широким массам и находится в глубине Чегемского ущелья, куда не проложен асфальт.

У меня были большие планы на съёмку в Эльтюбю, поэтому я решил на какое-то время там остановиться. И, находясь в Эльбрусе, ближе всего мне было добраться до Чегема конечно же через перевал Актопрак. Посудите сами: если ехать по асфальту, то сначала нужно выбраться из Баксанского ущелья, проехать какое-то время по трассе Баксан-Чегем и нырнуть в следующее ущелье, проехав его от начала и до конца. Путь по асфальту составил бы 165 км и занял бы 2 с лишним часа.

Путь через перевал Актопрак, соединяющая два ущелья, составляет всего 22 км. Конечно же, по времени это будут те же 2 часа (а то и больше), но это будут одни из самых запоминающихся двух часов в вашей жизни, поверьте :)

Утром, в день выезда, погода особо не радовала своим настроением. Зная о перевале только по отзывам и фотографиям, мне меньше всего хотелось ехать по этой дороге в дождь. Но мы рискнули и не прогадали - дождя не случилось, зато облака потрогали! :)

Чтобы из Баксанского ущелья попасть на дорогу через перевал Актопрак, нужно добраться до села Былым и повернуть направо (если едете из села Эльбрус). Через пару километров постройки заканчиваются и начинается девственная природа.

Правда, только на первый взгляд девственная. Эти места когда-то были плотно заселены балкарцами, которые жили тут до печально известной депортации 8-9 марта 1944 года. Тогда из Кабардино-Балкарии по приказу Берии было выселено выселено 37713 человек и отправлено на поселение в Казахстан и Киргизию. Приэльбрусье опустело в считанные дни.

По пути часто встречаются следы пребывания здесь людей: рукотворные террасы на склонах гор, остатки каменных фундаментов домов и ограждений, фруктовые сады.

Актопрак помнит события и более глубокой древности. С незапамятных времён этот путь являлся торговым, позволявший общаться между собой жителям двух ущелий.

Армия Тамерлана вошла в Баксанское ущелье из Чегемского только благодаря перевалу Актопрак. И в месте, где сейчас находится село Былым, осенью 1395 года состоялось кровопролитное сражение с войсками монгольского хана Тохтамыша. В этой битве Тамерлану удалось одержать важную для него победу.

На Актопраке и сейчас не безлюдно. Эти места очень любят пасечники, которые приезжают сюда на всё лето вместе с ульями. Вдоль дороги можно увидеть несколько пастушьих домиков с загонами - кошары. На крышах некоторых стоят спутниковые антенны и солнечные панели.

Дорогу перебегают небольшие табуны лошадей.

Где-то на горе появляется и сам пастух на быстром коне.

Останавливаемся на одном из поворотов, после которого начинается подъём. С дороги виден краешек природной арки, который я до этого видел в отчётах. Идём к нему.

Арка оказалась местом посещаемым - своды исписаны классическими «Тут был Вася» и менее классическими стихами. Вот одно из них:

В мой легкий день я буду вспоминать
Вином пиров наполненные чаши.
В мой трудный день я вспомню только мать
И горы, горы наши.

Эти строки принадлежат талантливейшему балкарскому поэту Кайсыну Кулиеву, который родился в высокогорном ауле Верхний Чегем. Сейчас он называется Эльтюбю, и мы туда едем.

Арка является неплохим укрытием от непогоды. В небольшой закрытой от дождя нише, где могут легко разместиться 2 человека, кем-то припасены сухие дрова.

Мимо нас проезжают люксовые кроссоверы туристов и легковые машины местных жителей. Не сказать, что их много, но дорога не заброшена.

Неспеша набираем высоту, оставляя за собой один за другим витки серпантина.

Наконец, достигаем самой высокой точки перевала - около 2000 м.

Упавшие на землю облака скрывают от взора высокие скалы. Одна из них носит имя Лха (2773 м). Она должна быть где-то на этом месте.

Где-то в этих местах снимались сцены из фильма «Земля Санникова». К сожалению, из-за низкой облачности найти вершины с кадров одного из моих любимых фильмов не удалось. Точно известно, что площадка находилась где-то ниже перевала.

Наконец, появляются первые признаки современной цивилизации - дачные домики и ЛЭП.

Мы спустились с перевала и выехали к дороге Чегемского ущелья. Налево - выход из него, направо - Эльтюбю и «город мёртвых», о котором я и расскажу в следующий раз.

---
Автор фото и текста: Алексей Мараховец
Использование (полный перенос на другой ресурс, перепечатка) текста и фотографий статьи без согласия автора запрещено!  Любые фотографии моего авторства из этой статьи можно купить - обращайтесь, контакты в верхнем посте.

*** Прочитайте другие рассказы о поездке по Кавказу:
1. Сколько стоит путешествие по Кавказу?