В гостях у Росатомфлота: прогулки по атомным ледоколам и мечты о Северном полюсе команды PrimDiscove

Dec 12, 2018 09:27


Текст: Дарья Червова
Фото: Александр Хитров
Оказаться на Северном полюсе - это мечта многих путешественников, в том числе и наша. Пока команде PrimDiscovery удалось только добраться до Заполярья - в октябре мы летали в Мурманск. Целью поездки было осветить работу Северо-Западного Центра по обращению с радиоактивными отходами, посмотреть на Северное сияние и приятно провести время в пресс-туре. Мы и не думали, что организаторы сделают нам такой большой подарок - экскурсии на Росатомфлот, ледоколы "50 лет Победы" и "Ленин". Настало время делиться впечатлениями!



Начнем с главного. Большое впечатление на команду PrimDiscovery оказала прогулка по самому большому в мире атомному ледоколу - "50 лет Победы". Именно он доставляет желающих на Северный полюс нашей замечательной планеты. Хотя это, конечно, не основная его функция - как и другие атомные ледоколы, его используют для сопровождения грузовых и других судов по Северному морскому пути (Баренцево, Печорское, Карское, Восточно-Сибирское моря, море Лаптевых и Берингов пролив).

Всего в мире сейчас действуют пять судов с ядерной силовой установкой, все они принадлежат России и базируются в Мурманске: ледоколы "50 лет Победы", "Ямал", "Таймыр", "Вайгач" и контейнеровоз "Севморпуть". Только два атомных ледокола доставят вас на Северный полюс (и вернут обратно) - это "50 лет Победы" и "Ямал". Есть другие варианты туда сгонять, но этот невероятно хорош и притягателен, не так ли?



Особенно, когда прогуляешься по коридорам самого большого атомного ледокола в мире, заглянешь в его каюты и посмотришь за горизонт с капитанского мостика. Если учесть, что в это время сам капитан проводил нам экскурсию и рассказывал о бескрайних далях северных морей, мощнейших агрегатах внутреннего устройства судна и программе тура на тот самый полюс, то даже немного странно, что мы до сих пор не продали всё своё имущество, чтобы присоединиться к их знаменитой экспедиции.



Не имеете понятия, сколько стоит тур на Северный полюс? Держитесь крепче, сейчас будет штормить. Минимальная стоимость путешествия - 23 тысячи долларов (это уже со скидкой 3000, будто вы бронировали заранее), максимальная стоимость при размещении в самой роскошной каюте - 46 тысяч долларов. Туристов размещают по двое, так что если пожелаете проживать один - милости просим оплатить второй билет. Не мы просим, турфирмы, конечно.

Справка. Атомные ледоколы используются для туристических поездок на Северный полюс с 1989 года. Первые туристы высадились на Северный полюс с борта атомного ледокола «Россия». Путешествие длится примерно две недели.



Кстати, капитан и члены экипажа денег туристов тоже не видят. Они делают свою работу, а только часть судна во время пути находится во владении туроператоров.

- Во время путешествия на атомном ледоколе к Северному полюсу находится 100-120 туристов, - рассказывает Дмитрий Лобусов, капитан а/л "50 лет Победы". - Плюс еще члены экипажа. Всего на судне в это время насчитывается порядка 300 человек. За сезон мы совершаем пять круизов.

Дмитрий Викторович показал нам и помещения, где размещаются и отдыхают покорители Северного полюса, и рабочие "кабинеты". Мы долго ходили по узким коридорам и крутым лестницам, наблюдали за работой моряков, фотографировали всё, что видели.



Снимать разрешили не везде. Были и секретные помещения, где как раз и наблюдалось большинство сотрудников. Они сидели в компьютерах, обставленные панелями с кнопками, важными чертежами и документами. На стене висел список работников, из которого я узнала, что самому молодому из них - 32 года.

Перед экскурсией на "50 лет Победы" нам показывали примерно такие же комнаты с множеством кнопок, рычагов и экранов. Это был тренажерных центр Росатомфлота. Как люди, далекие от управления атомными ледоколами, мы немножко не поняли ничего, когда нам рассказывали и показывали, что там делают будущие капитаны. Но это было весьма интересно и захватывающе, спасибо специалистам этой компании, попытавшимся донести гуманитариям основные моменты. Это Геннадий Чурило, главный метролог - начальник отдела КИПиА (Контрольно-измерительные приборы и автоматизация), и Валерий Горбачев - ведущий специалист того же отдела. Не исключено, что другие участники нашей группы что-то поняли, это запросто.



Вообще, Росатомфлот принял нас радушно - все рассказали и показали. Олег Дарбинян, и.о. главного инженера, директор по технической эксплуатации флота, провел для нас презентацию в конференц-зале - рассказал о действующих ледоколах, поделился планами на будущее. В скором времени завершится строительство трех суперсовременных атомных ледоколов класса 22220 - "Арктика", "Сибирь" и "Урал". Они станут не только самыми большими в мире, но и самыми мощными. Два из них уже спущены на воду, идут монтажные работы и внутренняя отделка, третий спустят в 2019 году.



Справка. Ресурс двухреакторной атомной силовой установки позволяет обходиться без дозаправки ядерным топливом в течение нескольких лет. Мощность судов даёт возможность работать во льдах толщиной до 2,8 метров. Срок службы каждого ледокола - не менее 40 лет. Осадка груженого ледокола составляет 10,5 метров, минимальная рабочая осадка - около восьми метров. Длина ледокола "Арктика" составляет 173,3 метра.



Перспективы впечатляют, хотя современного человека удивить все сложнее. А представьте, каково было разработчикам атомного ледокола "Ленин"? Тогда, в 1950-х, это был настоящий прорыв - первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой и первое гражданское атомное судно.

Экскурсию по нему нашей группе провел Валерий Бубнов, историк атомного флота. У нас не было много времени, но Валерий Михайлович успел многое рассказать о буднях этого судна, о его высокопоставленных и знаменитых гостях. В судовом журнале можно увидеть автографы Юрия Гагарина, Александры Пахмутовой (на «Ленине» она впервые исполнила ставшую впоследствии хитом песню "Уставшая подлодка"), Фиделя Кастро, Ричарда Никсона и многих других.



Мы прошли по коридорам ледокола, заглянули на капитанский мостик и в каюту капитана, побывали в штабе радистов и в аппаратных, осмотрели сохранившийся медпункт. На ледоколе много залов, где представлены разные экспозиции. Этот корабль-музей входит в число лучших музеев России.



В следующий раз мы расскажем о главных чудесах Заполярья. Догадываетесь, каких?

Спасибо за внимание!)

Россия

Previous post Next post
Up