Владивостокское художественное училище (нынешнее название Приморский краевой художественный колледж) на мой взгляд одно из самых загадочный зданий нашего города. Чего только стоят легенды о таинственных смертях в этом доме. Впрочем, других-то я и не знаю. Но все равно, проходя мимо я невольно заглядывал в пустые глазницы окон в надежде увидеть хоть какой-то признак потусторонней жизни, невольно так надеялся. А в темное время суток этот дом вообще походит на небольшой старинный замок с башней, откуда могла бы появится принцесса, в развевающейся на ветру ночнушке белого цвета, сигануть вниз из за несчастной любви. Или же сурового вида мужик с дымящейся трубкой во рту брал свою подзорную трубу и смотрел вдаль. А вдали... А вдали бухта Золотой рог и Чуркин.
Несколько недель я искал хоть какую нибудь информацию об этом доме, но все тщетно. Лишь
WikiPedia выдала мне краткую историю бывшего дома для высшего руководства Приморского крайисполкома.
В 1886-1889 годах на участке духовного ведомства между улицами Светланской, Пушкинской и Успенкой, под руководством военных инженеров Зеештрандта и Жигалковского, был выстроен Владивостокский кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы.
В 1910 году рядом с собором был построен соборный дом, в котором располагались квартира псаломщика, лавочка церковных вещей и духовных книг, соборная канцелярия, библиотека, комната для крещения младенцев в зимнее время.
В 1937 году собор был снесен, а соборный дом заняло государственное учреждение.
В 1947-1948 годах на месте собора, по проекту известного дальневосточного архитектора А. И. Порецкова построен жилой дом для высшего руководства Приморского крайисполкома.
С 1963 г. используется как Владивостокское музыкальное училище, а в 1982 году - Владивостокскому художественному училищу.
Архитектурное решение здания выполнено в монументальных формах, характерных для советской архитектуры 30-40-х годов с использованием элементов классицизма. От многих других построек того времени отличается сдержанностью, лаконизмом в использовании декора.
Основная часть здания трехэтажная, кубической формы, в один из углов которого врезан цилиндрический объем, завершающийся над карнизом ротондой-бельведером. Окна по всем фасадам имеют одинаковую прямоугольную форму и обрамлены тонким сандриком. Стены рустованы мелким горизонтальным рустом, и завершаются профильным карнизом "с сухариками". Вход в здание решен в виде лоджии с арочным обрамлением, расположенной в асимметричном трехгранном эркере.
Благодаря хорошим пропорциям, крупному масштабу и увязке с окружающей средой здание, имеющее сравнительно небольшой объем; выглядит представительно и имеет градостроительное значение как начальный акцент в застройке улицы Пушкинской.
WikiPedia Вот и все, что мне удалось найти. Рыться в архивах города дело очень трудоемкое и затратное. Для того, что бы мне предоставили справку о нужном доме, необходимо вывалить 10 000р. Таких денег у меня просто нет, да и не будет. Этот проект некоммерческий, так что... Будем довольствоваться тем, что есть) Много фото и мало текста. Жаль, что история нашего города, да и вообще история городов спрятана в архивах, куда доступ имеют лишь "специально обученные" люди. Простому интересующемуся "с улицы" в архив дверь практически закрыта, не то что бы закрыта совсем, но та щелочка, что остается между... в нее просто не пролезть.
Ладно, хватит о грустном.
Экскурсию по колледжу мне провел Геннадий, у которого в подвале этого учебного заведения есть своя глиняная мастерская, куда, кстати, может прийти учится любой желающий. Однако, прежде чем мы спустились к нему в подвал, он еще раз провел меня вокруг дома, при этом рассказывая о предстоящих планах или скорее мечтах по облагораживаию территории вокруг колледжа. Но, на все воля наших властей. Если изволят одобрить и помочь, то будет красиво, ежели нет - будет как будет.
Теперь насчет приведений и прочей нечести.
В комментариях
che_ck скинул мне ссылку на свой материал об этом доме, где я нашел очень интересные истории, связанные с мистической стороной колледжа:
"По ночам его обитатели слышали странные звуки: топот шагов, стоны, крики, звук осыпающейся земли и даже стук молотков, как будто забивают крышки гробов. Все это мало способствовало спокойному сну. Причем звуки слышал не один человек, а многие. Массовый психоз? Стали вспоминать и расследовать это дело, и оказалось, что раньше, до Успенского собора, на этом месте стояла самая первая церковь Владивостока, рядом с которой было первое городское кладбище. Получалось, что здание построено не только на месте церкви, но и буквально на костях и могилах предков, растревоженные души которых и не давали спокойно спать главным виновникам этих безобразий.
Эти сведения, естественно, не добавили радости жителям элитного дома, а еще более усугубили положение. Дошло до того, что однажды ночью, испуганная странными звуками, с лестницы упала и разбилась одна из его обитательниц. Позже застрелился другой жилец - крупный местный начальник. Тайна его смерти осталась невыясненной, правда, известно, что случилось это после смерти Сталина и с началом разоблачения его культа личности. В любом случае дом прослыл дурным местом, и его обитатели решили съехать оттуда, сделав напоследок широкий жест рукой в сторону подрастающего поколения."
http://daily.novostivl.ru/archive/?f=ct&t=030222ct02
Еще очень интересный факт - колледж имеет целых три адреса одновременно: Светланская, 65, Пушкинская, 2 и бывшая Успенская, 1, ныне Жертв Революции.
А вот и вход в мастерскую Геннадия, где он и учит лепить из глины. По-сути - это обыкновенное подвальное помещение, но опять таки со своими легендами. Точнее с одной легендой о которой я напишу чуточку ниже.
Небольшая комнатка мастерской, где занимаются ученики до самого потолка уставлена глиняными поделками.
Эта девушка выполняет заказ для администрации города - делает гляняных сов, которые в последствии будут призами в играх "Что? Где? Когда?".
Помимо Геннадия постоянным обитателем мастерской является и этот кот. Кличку его, к сожалдению, забыл, что-то вроде "Уголька".
ПОсле мы прошли уже в настоящий подвал. Основа основ всего здания - фундамент. Кстати, по словам, геннадия эти камни являлись фундаментом еще того старого собора, который был разрушен. Над входом, где вы видете подкову, расположен двутавр на котором есть год и какая-то надпись.
1875 - судя по всему год.
Из за того, что двутавр располагался довольно таки высоко, я смог это разглядеть, лишь вытянув руку вверх и сфотографировав надпись - UNION HORST или HURST. К сожалению интернет мне так и не выдал никакой полезной информации об этих словах.
Мастерская имеет несколько небольших помещений. В одной ученики и сам Геннадий лепят из глины, в другом расположился подвал с вентелями и хоз. инвентарем, а вот в этом хранятся различные гипсовые фигуры и слепки, формочки и матрицы.
После небольшой, но увлекательной экскурсии по подвальным этажам здания, мы вышли к главному входу в колледж. Хочу сказать, что тот подвал, что вы видели на фотографиях - это лишь небольшая его часть. Так же есть подвальные помещения и с других сторон колледжа, но там, по словам Геннадия, ничего интересного нет.
"Главные" двери колледжа, опять таки по легенде, остались еще с момента постройки самого здания, впрочем как и двери многих из классов и этого зеркала, что стоит в коридоре (вы его видете на фото).
Длинные и низкие лестничные пролеты, высокие потолки и большие окна - сделано все для удобства элиты крайисберкома.
В коридорах колледжа выставлены работы учеников.
Нет, это не подвал! Это длинный и темный коридор верхнего этажа который ведет к той самой заветной башенки, что располагается на самом верху здания. Я все гадал, что же там?! Старый маяк, быть может вообще какая-то антенна или просто стол со стульями...
Однако... Там просто располагается мастерская художника, кот орый то ли учится, что ли просто приходжит писать сюда в свободное время. Всюду развешаны и расставлены картины, кисточки, небольшие столики с красками, чайник и кружки. Все - ничего примечательного и таинственного.
Балкон очень тесный. Здесь можно лишь встать, облакотившись, да закурить сигаретку или выпить портвейна. Однако для полноценного отдыха места все таки маловато, но для этого есть относительно пологая крыша, на которую мне разрешили подняться.
Вид с балкона открывается далеко не художественный. Мощная опора моста, стихийная парковка под ним. Строительная будка, бетонный забор, разруха и запустенье. А ведь некогда в этом месте, еще до стрительства моста, красовался сквер им. А.С.Пушкина. Я его помню, но не очень хорошо. Помню аллею, помню один из входов на завод 4040, который и сейчас существует, правда уже глубоко под землей. В интернете я нашел лишь несколько фотографий этого сквера.
А что это за дом стоит наверху?
После мне показали один из классов колледжа, где велись вечерние занятия по живописи. Я всегда мечтал уметь рисовать. именно уметь, а не научится! На учебу хоть и есть время, но его как бы и нет. Скорее лень просто взяла вверх.
А в другом кабинете лежат проекты, рисунки к предстоящему (правда он уже был) Дню архитектуры.
В целом здание колледжа находится в довольно таки хорошем состоянии как снаружи, так и внутри. Однако прилегающая к нему территория давно нуждается в реконструкции. После того, как Золотой мост был достроен строители не соизволили привести в порядок то место, где некогда был сквер им. А.С.Пушкина, видать просто пожалели денег.
Приморский краевой художественный колледж и АНО "Благое дело" разработали совместный проект благоустройства и развития прилегающей к художественному коллежду территории. И как обычно все упирается в банальный финансовый вопрос...
Собственное на этой неоконченной ноте я и заканчиваю столь скудный рассказ об этом таинственном здании :-)
Спасибо за внимание!)
Новый-старый Владивосток:
В тени Золотого моста Водонапорная башня Дом Сологуба
Здания Торгового дома братьев Синкевич Дома "Карлсруэ", "Фернзихт" и "Сибирь". Часовня святителя Николая Чудотворца
Владивостокская синагога Здание Русско-Азиатского банка
-Использование фотоматериала разрешается только при моем личном согласии.
-Если вы используете фотографии в некоммерческих целях не забывайте ставить активную ссылку на мой журнал.
-Все снимки, размещенные в этом журнале, моего авторства, если не написано обратное.
-Текстовое описание объектов использовано из открытых источников
alexhitrovЯ в социальных сетях. Добавляйтесь!)