Маяк Скрыплева: морские ворота во Владивосток

Jun 29, 2014 14:06

«Береги правый борт» - гласит старое правило, которое неотступно соблюдают поколения мореходов по всему миру. Сесть на мель или напороться на камни у берегов непредсказуемого и туманного Приморья проще простого, так что необходимая как воздух система предупреждающих о приближении к берегу маяков зародилась еще в 19 веке. Сегодня город-порт Владивосток начинается сразу после безопасных морских «ворот» - правым бортом корабли проходят мимо зеленого луча маяка Басаргина, а левым - мимо острова Скрыплева, который светит красным.



Маяк Скрыплева появился в 1876 году, немногим после высадки экипажа корабля «Манджур» в Амурском заливе. Уникальное явление - маяк-остров, который находится в получасе езды от города на катере, но являет собой как будто отдельное государство, до которого не добрались и вряд ли доберутся пробки, выборы, точечная застройка… Сюда даже вертолеты, примелькавшиеся горожанам в последнее время, не долетают.






Во время Великой Отечественной войны здесь находилась противокатерная батарея, где под управлением прапорщика совсем молодые девушки следили за шестью боевыми орудиями. Это факт, развеивающий городскую легенду о приморском «Алькатрасе».






«Необитаемый» - сказано в путеводителе, а по факту на острове постоянно проживает смотритель маяка с семьей - Юрий Вакуленко, его супруга Любовь Вакуленко и ее мама Раиса Самойлова:
- В 1989 году меня привез сюда мой друг, Владимир Самойлов. Его идеями и силами сделано все, что здесь есть сегодня. Долгие годы маяк работал на угле, но мы пошли другим путем и перевели остров на дизельное топливо, которое по сей день поставляют с материка. К сожалению, по состоянию здоровья Владимир в 2003 году ушел, а я остался здесь, поддерживать маяк. Кто, если не я?






Издалека кажущийся маленьким и совершенно непригодным для жизни, остров Скрыплев оказался приветливым местом. Среди отвесных скал стоит маяк с уютно пристроенным к нему домом - царская постройка: метровой толщины стены, высокие арочные потолки. Во дворе - две собаки, которые по размерам могут соперничать с небольшим медведем, но совершенно не умеют кусаться. По всему склону разбросано несколько огородов, на которых растет зелень, ягода, овощи.






- Немного позже все у нас созревает, - говорит Раиса Самойлова, - но растет не хуже чем где-либо в Приморье.






Кажется, что жизнь на маяке размеренна и спокойна, но вся семья несет ответственную вахту - каждые три часа необходимо проверять состояние маяка, включают и выключают его строго по расписанию, составленному на год. Кроме того, внимания требует дизельный двигатель - механическое сердце острова. Работы всем хватает.






- Скрыплев - настоящий семейный маяк, - делится Юрий Вакуленко, - как в 1989 году Самойлов привез сюда нас, заразил энергией острова, возможностью жить на своем участке земли и управлять им, так мы тут и живем - счастливо и гармонично.






Как настоящий «губернатор» острова, Юрий любит Скрыплев всей душой, даже нашел для себя здесь особое «мудрое место», где обдумал все проблемы и решил важные вопросы. «Наш туманный альбион» - так семья Вакуленко и Самойловых окрестила остров Скрыплева, который и правда, очень часто покрыт таким густым туманом, что не видно моря.






Крутые неприступные скалы с одной стороны, широкая гостеприимная дорога - с другой. По берегу хаотично бегает невероятное количество крабов, дует влажный ветер - атмосфера поистине расслабляющая. А в это время маяк Скрыплева - самый старый и мощный маяк Приморья, толкающий световой луч на два десятка миль вперед, каждую секунду готов к работе.






P.S.: Еще немало фотографий.

1. Остров Скрыплёва лежит при входе в пролив Босфор Восточный со стороны Уссурийского залива в 3 км к югу от Владивостока (полуострова Басаргина) и в 1,5 км к северо-востоку от полуострова Житкова на острове Русский.



2. Протяжённость острова с северо-запада на юго-восток составляет 0,2 км. Наибольшая ширина 0,12 км. Общая площадь около 0,02 км². Максимальная высота над уровнем моря 45,6 м. В рельефе острова выделяются два района - северная коса и южное плато, с трёх сторон окружённое скалистым обрывом. С севера побережье острова занимают галечные пляжи. С юга, востока и запада высокие берега круто обрываются к морю отвесными скалами. На юге имеется небольшой пляж. На северной оконечности косы и всего острова находится полузамытая грунтом ржавая баржа.



3. Остров назван именем К. Г. Скрыплёва - командира корвета «Новик», проводившего гидрографические исследования в заливе Петра Великого в 1862 году. На острове находится самый старый маяк, заложенный ещё в 1865 году, служащий надёжным ориентиром для всех судов и ставший одной из визитных карточек Владивостока. При маяке имеется радиомаяк и наутофон. Неофициальное название острова в профессиональной среде моряков - «Кочка».



4. Знакомьтесь, Виктория Викторовна - внучка Юры Вакуленко. Именно она и проводила нам экскурсию по острову, бегая за нами куда бы мы не пошли.



5. Виктории 6 лет на острове проводит свои "каникулы". "Мне здесь нравится, только играть не с кем" - говорит она.



6. Первым делом, обосновавшись на маяке, разложив все наши вещи, мы отправились к полуразрушенной казарме. Именно на нее и обращают многие внимание, когда проходят мимо острова. Ее мистический и немного пугающий вид завораживает, манит туда, в голову лезут странные вопросы, вспоминаются отрывки из фильма "Остров проклятых".



7. Зайдя внутрь нам предстал такой пейзаж. Казарма оказалось полностью разрушена, а то что мы видим снаружи, ничто иное, как просто скелет, некогда заселенного здания



8.



8. За бывшей казармой находятся танки с топливом, именно оно и поддерживает "сердце" маяка - дизельный двигатель, который работает круглые сутки напролет.



9. После Вика повела нас к берегу, где были разбросаны различные железные агрегаты, выброшенные морем в сильные шторма.



10. "Кладбище домашних животных". Здесь похоронены две предыдущие собаки. Сейчас на острове несут свою вахту два пса - Парис и Рекс. Парис громкий здоровый пес, который бегает по пятам и норовится подлезть под руку, мол, гладьте меня. А вот Рекс хоть и охраняет остров своим громким лаем, немного труслив. "Когда у нас гроза, молния, псы скулят, просятся в дом. Боятся. Но никого постороннего на остров не пустят. Хорошие псы. Их задача - остановить человека. Не укусить, а именно остановить. Они никого не кусали еще и не укусят, потому что все на острове с добротой, остров добрый." - поясняет Юрий.



11. На острове мы пробыли ровно сутки. И ровно сутки он был окутан густым туманом. Лишь изредка были небольшие прояснения и мы могли видеть маяк Басаргин, Русский мост, Океанариум на Русском острове. Но потом снова все заволакивало, и лишь протяжные громкие гудки кораблей откуда-то с далека нарушали тихое спокойствие острова.



12.



13.



14. Колодец с водой.



15. Многие спросят, а зачем на этот острове автомобиль?! Я и сам задавался этим вопросом, когда впервые его увидел. Второй вопрос был о том, как он сюда попал?!
Юра объяснил: "А вы представьте. Вот привезли вам припасов на 12 тонн и как, по вашему я буду все это перетаскивать до маяка?! До него по этой дороге как ни как 300 метров. А так, погрузил все, да в один мах залетел наверх. - смеется - Думаю поставить на дороге пост ГАИ, да знаков развесить. Быстро, несложно и весело."



16. Пока Вика водила нас по острову подошло время обеда, даже, точнее сказать,у жина. Весь обед мы прогуляли.



17. Дизельные двигателя, обеспечивающие работу всего маяка работают круглые сутки. Их звук слышен в доме, но после нескольких часов пребывания, понемногу начинаешь привыкать и просто не замечать их.



17. После ужина отправились на улицу. Нужно было пустить коптер, снять маяк и остров сверху. Туман немного рассеялся, что очень хорошо. Однако сильный ветер не дал нам толком полетать, коптер постоянно уносило в сторону. чуть чуть, но уносило. Сделав пару кадров посадили его.



18. На улице немного начало темнеть, а это значит, что пора брать штатив и бежать к берегу.



19.



20.



21.



22.



23.



24. В 21:54 огня маяка Скрыплева уже пронзали туманный навес. Наверное, это был единственный плюс тумана - хорошо видно красные луки основной лампы маяка (есть еще и дублер).



25.



25. Отсняв снаружи нас проводили внутрь, на башню.



26.



27.



28. Отсняв вечерний маяк отправились спать. Юра поселил нас в основном здании маяка, освободив одну из комнат. Вообще на острове есть еще и гостевой домик, две бани и несколько хозяйственных построек. Все, что нужно для жизни, работы и отдыха.  С Серегой решили встать пораньше и снять рассвет.
Ровно в 6 утра будильник подвел нас к окну - светло, но туман. Туман такой, что не видно даже берега. Значит спать...



29. Примерно в 9-10 утра, уже полностью проснувшись, пошли к берегу. Просто поснимать, погулять, подышать. Тихо и спокойно. Вдали, из тумана, как и вчера, раздаются корабельные гудки. Звук слышно хорошо, но источника не видно. Будто бы корабль-призрак посетил эти воды.



30.



31.



32.



33.



34. Парис все следовал за нами, сопровождая каждый свой и наш шаг своим лаем. То ли он рассказывал о маяке, то ли о своей жизни, службе, то ли просто привычка такая.



35.



36. Раиса Самойлова за готовкой еды для собак.



37. Время 18-19. Пора собираться и "топать" до дому, до материка. Под вечер второго дня сделали шашлык, снова запустили коптер и....



38. И все... Прощание, катер, море, качка и материк. А дальше, громыхающие автобусы, суетящиеся люди, навалившиеся и вспомнившиеся материковые проблемы и заботы. А дальше просто обычная, как у всех, жизнь.



Спасибо за внимание!)

Маяки Приморского края:

Маяк Токаревского                                                    Маяк Басаргин

       


Маяк Скрыплева



-Использование фотоматериала разрешается только при моем личном согласии.
-Если вы используете фотографии в некоммерческих целях не забывайте ставить активную ссылку на мой журнал.
-Все снимки, размещенные в этом журнале, моего авторства, если не написано обратное.
-Текстовое описание объектов использовано из открытых источников
alexhitrov
Я в социальных сетях. Добавляйтесь!)


маяки

Previous post Next post
Up