Крым. День первый. Крымские татары.

Mar 15, 2014 13:30

Крым в напряженном ожидании референдума. СМИ непрерывно выдают репортажи с места событий, подчас противоречащие друг другу. В пока мирный, но неспокойный Симферополь, отправилась съемочная группа VL.ru. Первый репортаж с полуострова ждал наших корреспондентов уже на пути из аэропорта в гостиницу.



В пятницу, 14 марта, по всему Крыму прокатилась волна мирных митингов крымских татар против референдума, назначенного на ближайшее воскресенье. Акции в украинском регионе проходили преимущественно вдоль дорог.


В этот день в аэропорту Симферополя приземлился самолет из Москвы, на борту которого находилась съемочная группа сайта Владивостока VL.ru. Отправиться в Крым и своими глазами увидеть, как тут обстоят дела на местах, рассказать и показать, что на самом деле здесь происходит. Задача интересная и важная. Первый репортаж не заставил наших ребят себя ждать. Он в буквальном смысле вышел на дорогу по пути из аэропорта в гостиницу. Наши тоже вышли…


Татары на обочине

Начитавшись новостей и блогов, что в аэропорту Симферополя принимают только рейсы из Москвы, мы воспользовались именно этим вариантом. На входе в аэропорт, еще до стоек пограничного контроля, в толпу прибывших ворвалась группа крепких парней с повязками «дружинник АР Крым», окружили трех молодых людей и исчезли с ними за дверями.


Оставшиеся выстроились в очереди к украинским пограничникам и без проблем прошли контроль. Прорваться через коридор приставучих симферопольских таксистов оказалось куда сложнее. Местные не раз предупреждали, что бомбилы здесь опасны. О прибытии журналистов сообщают куда следует и всячески способствуют «новой власти». Мы поменяли деньги, купили сим-карты без всяких паспортов (свобода!) и, отбившись от таксистов, сели в старенький, ветхий троллейбус. Из редакции напомнили, что сегодня по всему Крыму протестуют крымские татары.


По дорогам своим ходом двигались немыслимые экземпляры советского автопрома. Люди на остановках заходили с билетиками в руках и пробивали их в компостерах. Мы глазели по сторонам и шутили, что наружная реклама в город пришла, похоже, только сейчас - в виде рекламы референдума. И уже в районе остановки «Богдановка» встретили толпу людей, стоящую вдоль дороги с флагами Украины. Это были они, крымские татары. Они бойкотируют проведение референдума и выступают категорически против отделения Крыма от Украины.


Мы не сильно верили тому, что о крымских татарах рассказывают по российскому телевидению, но когда приближались к митингующим, обвешанные со всех сторон рюкзаками с репортерским добром, в голове свербила одна мысль - «не схлопотать бы сейчас в бубен».


Обратились так вежливо, как только можно. Сказали, что из России. И в ответ получили радушный прием, толковую беседу и неоценимую помощь.


«Да какая разница, откуда вы. Вы главное правду пишите», - засуетились люди с желто-синими флагами, закрепленными на обычных ивовых ветках. «Ага, независимая пресса идет!», - прокричал молодой парень из толпы (видимо, «зависимая» пресса не балует их своими визитами). «Кемал, дай интервью, люди пришли», - с уважением в голосе обратился кто-то к подходящему пожилому татарину.


Татары всегда были свободны (рассказ Кемала)

«Вы с аэропорта? Видели… зеленых человечков? И как вы думаете, это нормальное явление? В наше время, когда мир поворачивается лицом к гражданской свободе, мы возвращаемся в средневековье. Да, в Крыму сейчас неоднозначные настроения. Есть люди, ориентированные на Россию. Они думают, что все будет лучше. В Киеве власть сменилась. А местные чиновники, которые годами воровали, знают, что если ничего не предпринять, их тоже скинут. Поэтому ищут защиты таким образом.


Мы убеждены, что в большинстве своем местное население лояльно к украинскому государству. В сторону России смотрят больше люди в возрасте. А молодежь и люди среднего возраста уже так не думают. У нас свобода слова на высоком уровне. Не то, что у вас. Ваше телевидение… за людей ваших обидно. Вам рассказывают, что крымские татары это источник агрессии и напряженности. Можете быть абсолютно спокойны. Крымские татары сегодня - это единственный источник мира здесь.


А вот последние события - сколько журналистов побили эти дружинники, камер поломали. Это просто недопустимо.


Люди боятся войск. Боятся провокации. А после провокации - насилия. Когда насилие начинается, уже не разбираются - белый ты или черный. Страх насилия сидит во всех. Если вы думаете, что русское население не боится, это не так. Они тоже боятся. Просто не выражают того, что их беспокоит. В большинстве своем люди спрятались. Мы единственная часть населения Крыма, кто открыто выражает свою позицию.


В Крыму по нашим сведениям порядка 400 тысяч крымских татар. Официально эта статистика немножко занижена. Но мы нигде своего представительства в органах власти не имеем. Топонимики нет. Ведь большинство названий городов были крымско-татарскими. Симферополь - Ахмечеть. Белогорск - Харасу-Базар. И много-много деревень и сел переименовали до абсурда. Несколько Изобильных, несколько Красногвардейских. Трудолюбовки даже есть. Просто фантазии не хватало. Лишь бы - лишь бы.


Мы очень мирные люди. Мы пережили депортацию. Там, в Азии нам было непросто. Здесь тоже непросто. Но мы уже становимся на ноги».


Узнав, что мы из Владивостока, все, кто окружал нас с Кемалом, расплылись в благостной улыбке. «Да ты чо!», - весело выпалил один высоченный татарин, - «Я в Спасске-Дальнем служил. Лазо знаю, Воздвиженку… Много мест там знаю, службу проходил. Передайте всем вашим. Мы мирные люди. Самое главное - мы всегда были свободными. Когда человек свободен, он никогда не посягнет на чужую свободу».


Подвалили по-свойски

«Хочешь, отвезу тебя сейчас на другой митинг, большой! Посмотришь, с людьми поговоришь. Там камеры снимают», - предложил другой митингующий мужчина лет пятидесяти. «Хотим», - говорим мы и в голове тут как тут - устрашающие картинки из сюжетов российского телевидения. Едем, что ж.


В машине узнаем, что мужчину зовут Алим. Он много рассказывает, быстро переходит на родной, порядочный русский мат. Спрашиваем, спокойно ли в городе, по городу вечером можно ходить?


«Можно-можно, люди своей нормальной жизнью живут. Только вот эти со стричками (видимо, лентами - повязками дружинников АР Крым), беспределят. Их не снимайте. Столько журналистов уже побили, не сосчитать. Одного вашего, россиянина отмутузили. Он им кричит, я из России, я россиянин. А они ему, да пошел ты ….. в баню. В общем, по-свойски подвалили».


Митинг на Слободе гораздо более многочисленный. У «Богдановки» было не больше 30 человек. На слободе - порядка пятисот. Каждая вторая проезжающая машина сигналит и мигает фарами, поддерживая митинг. Внезапно в сторону центра города проезжают несколько военных грузовиков.


В акции протеста участвует много женщин и детей. Детвора совсем малых лет, некоторые с трудом выговаривают это незнакомое слово, но бодро скандируют «отмена референдама». Узнав, что мы из России, люди отмахиваются и говорят, что мы у себя там все врем. Мы приехали под самый конец. Простояв больше двух часов, люди организованно расходятся.


Митинги крымских татар в Крыму состоялись за день до наступления в республике дня тишины, когда запрещена вся агитация и протестные акции.


Алим, оберегая нас от встречи со «стричками», помог найти гостиницу и отвез в нужный район. В отеле, как выяснилось, почти все постояльцы - журналисты. Из Ирака, Англии, Италии, Швеции, Японии. Мы добавим, и из Владивостока.


Продалжение следует...

Спасибо за внимание!)

Эксклюзивное видео смотрите на сайте VL.ru
Так же, на ВЛ.ру будет размещена вся оперативная информация по обстановке в Крыму. Следите за новостям!!!)))

-Использование фотоматериала разрешается только при моем личном согласии.
-Если вы используете фотографии в некоммерческих целях не забывайте ставить активную ссылку на мой журнал.
-Все снимки, размещенные в этом журнале, моего авторства, если не написано обратное.
-Текстовое описание объектов использовано из открытых источников
alexhitrov
Я в социальных сетях. Добавляйтесь!)



vl.ru, Симферополь, Украина, референдум, Крым

Previous post Next post
Up