Поступок героя или Один в поле воин.Часть 2

May 12, 2010 05:00






Пылающее море

Были российские свидетели драмы?

Ко мне подошел траулер «Григорий Арлашкин»: нам в этой истории

на море он был нужен действительно как свидетель. Но братское судно сыграло в ней совершенно иную, более значимую, роль... У него лопнула труба охлаждения главного двигателя, и траулер лег в дрейф для починки. «Электрон» же при усилении северо-западного ветра, сбавив ход, в сопровождении «Тромсё» по волне двигался на восток. На экране локатора я увидел цель - какое-то судно шло в нашу сторону предположительно со стороны Кольского залива. Засветка была мощной и двигалась со скоростью 17-18 узлов.

Соблазнительно было бы считать, что к нам идет помощь. Но я уже знал: поддержки не будет. Россия, занятая интересами высокой политики, бросила нас на произвол судьбы. Я получил радиограмму из Мурманска: сдаться норвежцам... Когда цель приблизилась, убедились, что это еще один норвежский корабль.

Как развивались события дальше?

Маневрировать в таких условиях стало сложнее. «Электрон» с «Тромсё» и без того выкручивали такие циркуляции, что между бортами порой оставались считанные десятки метров - хоть отталкивайся! А на локаторе с севера появляются еще три скоростные цели. Стало понятно: за нас взялись серьезно. У меня еще тлела слабая надежда, что со стороны Новой Земли идет российский корабль. Но это было заблуждение... Четверть норвежского военно-морского флота была против старого траулера!

Мы оттянули на себя все силы, предназначенные для участия в спецоперации по аресту группы российских судов, поэтому до рефрижератора « Дмитрий Покрамович» норвежцы смогли добраться только 22 октября. Они даже не удосужились переписать заранее заготовленный акт, датированный 14-м числом! Наглость или спешка? В любом случае залповая демонстрация силы обернулась для Норвегии скандалом... «Электрон» влепил ей звонкую, на весь мир пощечину. А они сделали вид, что не поняли.

Вы держали берег в курсе событий?

Конечно! В телеграммах с борта нашего траулера точно отражалась горячая ситуация тех часов морской гонки. «20.00мск, 17.10. 05, координаты 73°23,0' северной, 4Г40,9' восточной, курс 180, ИЭЗ РФ, "№313 и норвежский военный корабль, подошли еще два военных норвежских корабля и вертолет. Захват пока приостановлен. Постоянно требуют лечь на 270 градусов. Следую в сопровождении четырех военных кораблей Норвегии. Возможна намотка на винт и потеря хода. Прошу помощи. Рядом находится российское рыбопромысловое судно М-0131 «Г. Арлашкин» , возможна связь через него. КМ Яранцев», «24.00мск, 17.10.05, координаты 72°47' северной, 41°51' восточной, курс 180, скорость 9 узлов, следуем по указанию судовладельца в порт Мурманск. 4 корабля береговой охраны Норвегии постоянно маневрируют вблизи, от 2 до 8 кабельтовых, пытаются завести конец под винт с кормы, угрозы обстрела. влияние на наш курс, а «Орион» начал прицельно бросать на траулер зажигательные бомбы. Все, кто потом уверял, что это были такие «специальные ракеты», которыми нам указывали рекомендуемый курс, мягко говоря, заблуждались. Потому что снаряды, сброшенные с самолета, падали в море, растекались пятнами напалма и вспыхивали огнем...

Это смертельно опасно. Нет ничего страшнее пожара на море...

Нас варварски бомбили, и никто мне не докажет, что все это были невинные шутки с бенгальским огнем. В случае прямого попадания в «Электрон» траулер вспыхнул бы и погиб. Потушить пожар в таких условиях нереально. А за бортом - арктическая вода, в которой человек выдерживает лишь пять минут: останавливается сердце...

Как в темноте удавалось уходить из-под удара с воздуха?

Невероятно, но в ночи я видел, как от «Ориона» на курсе атаки отделялись бомбы! Они падали с плеском, и море горело, выдыхая вонь керосиновой гари... Потом самолет стал сбрасывать ловушки: связку по-плави, сетей и металлического троса. В нашем «конверте» было так тесно, что в одну из них угодил норвежский корабль.

Летчика я, видимо, довел до белого каления. Самолет штурмовал нас, бросаясь на траулер с разворота в пике. Меня эта настырность тоже достала, и я заявил командиру «Тром-сё», что если этот пират не уймется, то я тараном утоплю корабль береговой охраны. Норвежец несколько раз переспросил, уточняя мои намерения, не решаясь, очевидно, поверить в их серьезность. Но все-таки понял, что я не шучу. А положение меж тем было отчаянное: норвежские корабли взяли меня в плотную «коробочку» и, затирая, подходили все ближе и ближе... После моего заявления, дистанция была немедленно увеличена до шести кабельтовых. И ближе полумили корабли уже не подходили.

Утопили бы?

Никаких сомнений. Разве я зря в течение 35 лет изучал военную тактику, штудируя мероприятия по защите и обороне судна? Подняли бы боевой флаг СССР (был у меня с собой) и пошли бы на таран...

В этот момент, по-видимому, решающую роль сыграл траулер, пришедший вам на помощь?

- Капитан «Григория Арлашкина» Виктор Новиков, оценив ситуацию, радировал своему руководству: «Иду на помощь «Электрону». Затем сбавил ход, но тут же попал винтом в стальной трос и вынужден быллечь в дрейф. Наши товарищи пошли на осознанный риск ради спасения « Электрона ». Траулер позже был взят на буксир российским спасательным судном «Пурга» и отведен в Белушью губу на Новой Земле... Русские друг друга в беде не бросают!

Экипаж - одна дружина

- Что было самым тяжелым испытанием

- Ответственность за людей. Двадцать девять человек экипажа, включая капитана, впервые вместе вышли в рейс. Но команда, набранная, как говорится, с миру по нитке, была на удивление сплочена. Часть людей я привел на траулер с собой, но большинство впервые ступило на его палубу...

В составе многонационального экипажа были ребята со всех концов России. Был и африканец родом из Сьерра-Леоне, которого мы звали «наш хохол». Мухаммед Бари женат на украинке и утверждал, что его «хохлушка Светлана сало делает лучше, чем корабельный кок!» А сойдя в Мурманске на берег, на вопросы журналистов Бари заявил: «Мы Родину защищали!» И он точно выразил то, что чувствовала вся команда.

Приняв решение не идти на беззаконном поводу у норвежцев, коротко сообщил членам экипажа по бортовой трансляции, что «Электрон» следует в порт Мурманск. Никто не возразил. Морское правило: решение капитана - закон. Он отвечает за все... Работали, как обычно, без нервозности и горячки - каждый выполнял свою задачу. Так, наверное, и должно поступать в бою, если хочешь победить.

Не дрогнули под артиллерийским стволом?

Когда на «Тромсё» на нас начали демонстративно наводить орудие, ребята так же демонстративно построились по борту и сняли штаны, показав свое убедительно обнаженное отношение к военным потугам.

Как реагировали норвежцы?

А что они могли сделать? Их дело - телячье: обоср...ся - стой!

Экипаж действительно показал себя единой командой?

Мы вместе выдержали этот боевой путь в 510 морских миль, более тысячи километров, вместе выстояли в беспримерном для мирного тралового флота бою, длившемся с 11 часов утра 16 октября до 15 часов 19 октября 2005 года! Да, мы были единой командой. И это не пафос. Это констатация факта.

За все это время я ни разу не побрился, лишь изредка покидал капитанский мостик - ходил в гальюн, два раза помылся в душе и один раз поел. Не спал фактически с вечера 14 октября до самого входа в территориальные воды России. Лишь тогда

попробовал уснуть, но ничего не получилось - сквозь дрему слышал все, что происходило вокруг, каждый звук судовой жизни.

Как показал себя «Электрон»?

Траулер вообще вел себя, как живой. Когда без буксира отходили от причала в рейс, главный двигатель на развороте вдруг заглох. Стармех Юрий Алексеевич Жибинский запустил его снова. Двинулись - двигатель вновь глохнет... Я впервые за всю свою капитанскую историю отдавал якорь чуть ли не у самого причала. Представляете?! Пароход не хотел идти в рейс... И на промысле бывали ситуации, когда двигатель «капризничал» и приходилось останавливаться прямо с тралом. Много неприятных моментов было с ним.

Зато во время нашего прорыва в Россию двигатель работал, как швейцарские часы, - безукоризненно. Даже когда норвежцы с моторной лодки бросили нам под нос плавучие концы, чтобы обездвижить, и пришлось делать аварийную остановку, двигатель пошел с полтыка - молодцом! Удивительно это, особенно после всех его «фокусов» у мурманского причала...

Что доносил эфир?

Спустя двенадцать часов после начала прорыва мы услышали сообщение «Радио России», что экипаж траулера «Электрон» захватил в порту двух мирных граждан Норвегии и сбежал с ними в море. Откровенного вранья в СМИ довелось услышать много. Слово «браконьер» порой было самым мягким из эпитетов. Слушал и поражался: «Да неужели это про нас?! Они что, с ума посходили?» На нас с «вежливой» наглостью напали в открытом море, и мы бескровно защищаемся, как можем, одним лишь мореходным искусством и братской взаимовыручкой. А тут... 17 октября я послал на «Радио России» радиограмму, чтобы там перестали дезинформировать страну.

Личина

Как показал себя наш военно-морской флот?

К нам на выручку наконец-то вышел противолодочный корабль, но двигался он далеко не полным ходом, сетуя на сильный шторм, от которого почти вся команда корабля слегла в приступе «морской болезни». Наша военная авиация якобы тоже из-за сильного ветра не смогла подняться в воздух. А норвежцы летали - только шум стоял!

Неласково же вас приняли...

На границе экономической зоны России нас остановил большой противолодочный корабль «Адмирал Левченко». Получил от него приказ: «Ты арестован. В территориальные воды России не входить». Я вспылил: «Да арестовывали меня уже! Вы уж только с норвежцами как-то разберитесь, кто первый!» Как обухом по голове! Потеряли ход, легли в дрейф. «Тромсё» остановился рядом с нами, а остальные три корабля подошли к «Левченко». Оттуда меня запрашивают: «Чего они хотят?» Отвечаю: «Ну должны же они хоть кого-то взять за жабры!» Молчание длилось с минуту. Потом с БПЛК скомандовали: «Так, давай быстро ко мне, входи в терводы и берем курс на Мурманск!»

Не показалась странной такая реакция?

Потом-то выяснилось, что над душой у командира корабля стоял адмирал, специально прилетевший из Москвы. Это значит, что решение о сдаче нашего траулера было принято уровнем куда выше адмиральского. В этом предательстве российских политиков я не сомневаюсь и по сей день. Нас должны были насильно увести в Норвегию.

Подтвердил это в кулуарах суда и один неофициальный разговор с норвежским дипломатом: «Тебя сдали». Я переспросил его: «Местные?» Ответ был краток и честен: «Нет, выше»...

Как встретила родная земля?

Родина встретила далеко не духовыми оркестрами... Подошли к спецпричалу, где базируются корабли российской береговой охраны. Ошвартовались. Заглушили двигатель. Ребята пошли устанавливать трап. Глянул я в иллюминатор на берег, а там - одни фуражки: милиция, госбезопасность, прокуратура... Посмотрел я на эту толпу с борта и пошел тихонько к себе в каюту. Помню, зашел в нее, подровнял стопку документов, сел в кресло...

И вдруг дверь распахивается настежь! В проеме, теснясь и мешая друг другу, - люди в форме, размахивая своими «ксивами»: «Я из прокуратуры... Я - из инспекции... Я из... Я... Я...» Повернул к ним голову, поднял глаза, и вдруг... зрение пропало. Ослеп! Голоса слышу, но ничего не вижу. И меня повезли в реанимацию...

Суд и дело

Когда вы оправились, настало время разбирательства...

Следствие и суд (по ходатайству Генпрокуратуры - закрытый) продолжались два года. Меня обвиняли по двум статьям: «незаконная добыча водных животных и растений с использованием служебного положения» и «незаконное лишение свободы двух и более лиц». В Норвегии в отношении меня тоже было заведено уголовное дело, но в феврале 2007 года прекращено.

Я, законопослушный гражданин, дипломированный капитан, профессионал, дорожащий своей репутацией, стал заложником большой политики, попавшим в те жернова, которые мелют без сожаления. В таком же положении находятся и мои коллеги, капитаны траулеров, которых по-прежнему тихой сапой хватают в свободных водах и ведут на разборки в чужую страну. Власть глуха к этой драме...

Насколько знаем, вы достойно отстаивали свою честь...

В суде мне пришлось действительно бороться за себя, потому что вину мою считали уже априори доказанной. При всем моем уважении к суду я видел тенденциозность и предвзятость. Иногда приходилось настаивать на очевидном! К моим аргументам часто относились со смешками. Все, что я говорил о действиях норвежцев, с ходу отметалось как несущественное. Фотография мелкоячеистой дели, предъявленная как документ, была сделана за два года до эпопеи с «Электроном» и опубликована в норвежской прессе. Газету с этим снимком я занес в материалы суда.

Фотоматериалы, предъявлявшиеся норвежцами, не имели никакого отношения к нашему траулеру. Это были старые и откровенно подтасованные снимки. Единственное фото, соответствующее действительности: рыбмастер «Электрона» в трюме держит ящик. Очень, извините, содержательно. Но снимок претендовал на то, что у инспекторов был фотоаппарат и им сделаны вообще все снимки, предъявленные суду.

Итог?

Меня оправдали, приговорив к выплате ста тысяч рублей штрафа за «незаконную добычу водных животных и растений». Логика говорит, что эти «водные животные» - два инспектора береговой охраны на борту «Электрона». Но никто в этом не увидел ничего нелепого.

Я подавал кассацию на это решение суда и был намерен выиграть дело. Считал и считаю: должен быть создан прецедент, который положит конец произволу в свободных водах Шпицбергена. Мне нет дела до «мягкости» приговора относительно провалившихся обвинений. Я подал в Гаагский суд иск в 300 млн крон на Норвегию, требуя компенсации за пиратские действия на море. Деньги будут совсем не лишними для строительства жилья в моей разваленной Териберке. Но мне не деньги важны. Мне честь имени дороже. Я невиновен полностью. И точка.

После бала

Бились в одиночку?

Нет, конечно же! На такую задачу никакого здоровья не хватит... Единственная организация, оказавшая мне реальную помощь в это трудное время, - Мурманское отделение КПРФ. Партийцы помогли мне подготовиться к суду, создали правильную юридическую защиту. Она, кстати, по всем пунктам подтвердила правоту моих действий по время прорыва. То есть в конфликтной ситуации я интуитивно выбрал совершенно правильную

линию поведения, безупречную с точки зрения гуманизма и юриспруденции. Надо ли удивляться, что в 2007 года я вступил в ряды КПРФ, хотя никогда ни в одной партии не состоял...

Почему тогда вдруг - коммунисты?

И сейчас, кстати, не агитирую за коммунистов. У этой партии такая история... Но идти на выборы главы Териберки меня надоумили именно в КПРФ. Там были и есть всякие люди, но эта партия Родиной не торгует.

Порочная цепь

В чем ключ проблемы, ставшей причиной вашего злоключения?

Давным-давно СССР и Норвегия не смогли поделить Баренцево море, и каждое из государств провело свои границы в северных широтах по-своему. Получилась спорная акватория площадью свыше 150 тысяч квадратных километров между островами Шпицберген и Новая Земля. Это никому не мешало, пока не выяснилось, что именно в этом месте на шельфе лежат нефтегазовые месторождения, включая Федынское, по объему запасов не уступающее знаменитому Штокмановскому. По оценкам геологоразведчиков, здесь сосредоточено до 12 млрд тонн углеводородов в нефтяном эквиваленте.

Международное право относительно Арктики оставляет место для интерпретаций и споров. Как велись они относительно других частей поверхности земного шара, сколько веков продолжались и чего стоили - известно слишком хорошо...

- Эти прогнозы реальны?

- В планах Норвегии смежные зоны и арктический шельф уже поделены «по-правильному». Разговаривая с инспекторами на борту «Электрона», я слушал их откровения по поводу исторической справедливости вообще и в частности по отношению к Земле Франца-Иосифа. Рука, извините, так и тянулась свернуть смачный кукиш: «Там, ребята, никакую Москву из-за вас запрашивать не станут - чпокнут так, что мало не покажется»... Впрочем, никто «закатывать губу» обратно не собирается. Схемы составлены. Действительность подтверждает: механизм заработал. Покушение на исторически сложившиеся морские границы России состоялось. Процесс находится в развитии. Цепь политических событий и морских конфликтов тому логическим доказательством. Инспирированные остановки прокачки российского газа через Украину и страны Балтии говорят о начавшемся дистанцировании от поставок наших энергоносителей в Западную Европу. Норвежцы в эти дни опробовали свои европейские газовые магистрали...

Какая-то совсем неоптимистичная картина...

Проанализируйте прессу за последние пять лет, и по линии Россия - Норвегия и картина сложится четкая - нас давят, и мы гнемся по всем направлениям: по рыбе, по шельфу, по экономической зоне, по морской границе. Не все документы опубликованы, но, поверьте, следы воровства всегда остаются.

Я не знаю всех хитроумных замыслов власти, но так не отстаивают свои интересы. Получается, как в анекдоте про мужика с подбитым глазом: «Меня хулиганы хотели в зад пнуть, а я увернулся...»

Через лоббирование 200-мильной рыбоохранной зоны Шпицбергена норвежцы подбираются к переделу арктического шельфа. Разведанные запасы углеводородов Норвегии подходят к концу, и без нефти и газа Арктики этой стране будет трудно мечтать о поступательном развитии. Так же, как и России.

«Кольска волость»

- Зачем вы здесь, в исполнительной власти проблемного поселка на краю студеного моря?

- Посмотрите на карту Кольского берега. Он в запустении и разрухе. Войсковые части убираются. Гарнизоны ликвидированы. Посты убраны. Поселки - в экономическом коллапсе. Территория максимально расчищена от российского присутствия. Оставшиеся поморы лишены права ловить рыбу в собственном море! Мне «соседи» говорят, что у них любой норвежец может приехать к морю и ловить крабов. Я им отвечаю, что и у нас любой нор­вежец может приехать к морю и ловить там крабов. А вот русский - ни там, ни здесь...

- Как вы оцениваете ситуацию в перспективе: прошлое и настоящее, намерения и поступки?

На Кольском берегу все готово к тому, чтобы пришел новый хозяин. Люди доведены до такого состояния, что им все равно - свой оккупант без родины в душе или норвежский: за тарелку супа готовы принять любого на свою шею. И пускай варяг, зато кормить будет! А варяг этот метит на Федынское месторождение - мелководное и богатое, под самым боком у нашей Териберки.

Здесь в 60-е годы работали рыбоперерабатывающий завод, два колхоза, филиал Мурманрыбпрома. Разрушение Териберки началось в 1993 году, и теперь наглядно видно, что мы натворили со своей страной почти двадцать лет назад. Сегодня местные жители уже не помнят, что в центральном поселке Кольского района была даже горячая вода.

В 2000-е годы шумные национальные проекты обошли пятисотлетнюю Териберку стороной. Ветер воет в разбитых окнах... Еще немного, и можно было бы сказать: бросьте выдумки, не было на свете никакой Териберки! Здесь перебывало много чиновников, которые говорили: «Сожгите пустые дома, чтобы глаза не мозолили. Закройте больницу - мы будем немощных возить в Мурманск вертолетами». Но никто не подписался под этим. Современные воры и враги России стараются не оставлять следов. И я буду биться за Териберку до последнего!

В годы расцвета здесь жили и работали 15 тысяч человек. Сегодня - на порядок меньше. Но это те люди, которые не сдадут «Кольску волость». А я, глава Териберки, знаю, как это сделать. Обещал людям, что в поселок приедет Президент России. И постараюсь, добьюсь. Я не могу оставить своей внучке разгромленную и безверную страну во власти пустоглазых людей...

Игорь СЛОБОДЯНЮК, Алексей СУХАНОВСКИЙ

журнал «Поморская столица» 

бунт, Яранцев, Норвегия, траулер, Рыба, Мурманск, Электрон, флот, Политика, Океан, Капитан, Россия

Previous post Next post
Up