Громница (другие названия Среча, Перунье Зимнее) - славянский праздник, который встречают 2 февраля. Во времена двоеверия обряды Громницы слились с христианским праздником Сретенье. Однако, сейчас мы говорим именно о традиционном славянском празднике первой встречи с весной.
Громница - один из праздников, который справляли не шумно, в кругу семьи.
Славянские Боги и Богини, которых чествуют в Громницу
В Громницу вспоминают славянских Богинь Лёлю-Весну и Морену-Зиму, а ещё Перуна, Бога Грома, и его супругу, Диву Додолу, Богиню Небесной Влаги, которую иногда называют и Богиней Молний.
Согласно славянским мифам, в этот день впервые встречаются Богиня Весны Лёля и её сестра Богиня Зимы Морена. Зима ещё не отступает, но уже чувствуется, что конец её близок. Иногда говорят, что на Громницу зима борется с весной: от того, кто победит, зависит, скоро ли придёт лето и тёплым ли оно будет.
Праздник Громница называется так потому, что 2 февраля можно впервые услышать гром и увидеть сверкание молний. По поверьям, это Перун, Бог-Громовник, направляет свои молнии, чтобы помочь весне. В других мифах вместо Перуна упоминают его жену Диву Додолу, Перуницу, Богиню Грозы. Мы считаем, что верно в этот праздник мужчинам и юношам обращаться к Перуну, женщинам и девушкам - к Диве Додоле.
Громничная свеча
Праздник Громницы наиболее известен обычаем изготавливать в это время и заговаривать громничные свечи. Громничную свечу делают из лучшего воска, который заранее оставляют к празднику. Есть разные обряды изготовления громничной свечи и представления о том, как она должна выглядеть.
Первый обряд:
большая свеча, изготовленная хозяином дома. Такую свечу в день Громницы делает глава семьи. Такая свеча обязательно должна быть большой, часто высотой с десять ладоней. Эту свечу мужчина зажигает на капище и приносит в жилье. Если капища нет, свечу зажигают на домашнем алтаре в красном углу. громничную свечу не оставляют догорать: с ней обходят жилье, двор, обносят свечу вокруг домочадцев, после чего свечу тушат и хранят на алтаре, зажигая по праздникам.
Второй обряд:
девичья Громничная свеча «косичка». Такие свечи делают женщины из тонких маканых свечек, свивая их между собой в косичку. В этом случае громничных свечей может быть несколько, но все они обязательно заговариваются в праздник Громницы.
Громничная свеча может быть изготовлена заранее перед праздником. Как правило, её делают в ближайшую субботу перед Громницей, а в сам день праздника только освящают.
Кроме зажжения громничной свечи известны такие обряды праздника:
Первые Заклички Весны. На Громницу весну закликают тихо, участвуют в этом только девушки и дети. Пока что песни-заклички поют чуть слышно, только у себя на дворе, когда рядом нет других людей.
Обряд «продажи ребенка» для его счастья и здоровья. Мать ребенка зовет знахарку, которая символически выкупает ребенка. Младенца передают знахарке через окно, а после она возвращает ребенка со словами «Живи на мое счастье». Деньги, полученные за «продажу» ребенка, тратят на покупку свечей.
Приметы на Громницу
На Громницу капель - в весну раннюю верь, если метель разгуляется, долго будет погода метельная, до конца месяца.
На Громницу капель - урожай на пшеницу, а если вьюга, то хлеба не будет.
Метель на Громницу зерно разметает (значит, грозит неурожайным годом).
Обряд Три свечи - «ПРАВЬ», «НАВЬ», «ЯВЬ».
Для снятия негативных искажений поступаем так.
Берем три свечи (желательно восковые).
Сначала зажигаем серединную свечу,
Потом зажигаем свечу слева от центральной,
После зажигаем свечу справа от центральной,
После чего своими словами произносим накопившиеся переживания,
Проблемы, неурядицы.
Суть ритуала-медитации рассказать свечам что вас мучает и мешает осуществить мечты и желания.
Когда свечи догорят и сами погаснут, остатки надо выбросить в текущую воду или сжечь в костре.
Этот порядок свечей исполнен по порядку возникновения начал: «Из Прави родилась Навь, Из Нави родилась Явь».
Есть и другая последовательность - в порядке соприкосновения человека с этими реальностями (Явь(бодрствование) - Навь (сон) - Правь (подсознание)).
Материал взят из книг «Традиции и обряды древних Славян»
С ув. Алексей Скидан (Волхв Велемудр) и Оксана Башлакова-Скидан (Волхвиня Велезара).