Санта-Клаус, Крис Крингл, Пэр Ноэль, Йоулупукки, Святой Николай, Дед Мороз, Морозко, Велес Мороз!

Nov 18, 2018 00:51

Санта-Клаус, Крис Крингл, Пэр Ноэль, Йоулупукки, Святой Николай, Дед Мороз, Морозко, Велес Мороз!
Кто он этот загадочный Дух?



История Деда Мороза.

Одним, из самых загадочных персонажей в мире, является Дед Мороз, потому что он приходит перед Новым годом и Рождеством, чтобы поздравить всех с праздниками и подарить подарки.
Представьте себе, что предками Деда Мороза в одних странах считают местных гномов. В других - средневековых странствующих жонглеров, которые распевали рождественские песни, или бродячих продавцов детских игрушек.
Образ Деда Мороза складывался веками, и каждый народ вносил в его историю что-то свое.
У каждого народа есть свой «Дед Мороз», но только в разных странах зовут его по-разному:
в Испании - папа Ноэль,
в Румынии - Мош Джарилэ,
в Голландии - Синтер-Клаас,
в Англии и Америке - Санта-Клаус,
в Австралии и в Израиле - Сильвестер;
в Башкирии и в Татарстане - Кыш Бабай;
в Болгарии - Дядо Коледа;
в Боснии и Герцеговине, Сербии, Черногории - Деда Мраз;
в Великобритании - Фазер Кристмас;
в Германии - Николаус;
в Грузии - Товлис папа или Товлис бабуа;
в Индии - Дада, Санта, Лакшми;
в Казахстане - Колотун Ага;
в Калмыкии - Зул;
в Китае - Шень Дань Лаорен;
на Кипре - Святой Василий;
в Колумбии - Папа Паскуаль;
в Корее - Санта Куллосу;
в Польше - Светий Миколай;
в Португалии - Пай Натал;
в США и англоязычной Канаде - Санта Клаус;
в Удмуртии - Тол Бабай;
в Узбекистане - Кербобо и Снегурочку - Коргыз;
во Франции и франкоязычной Канаде - Пэр-Ноэль;
в Чехии и в Словакии - Ежишек;
в Чувашии - Хeл Мучи и Снегурочку - Юр Пике,
Кто он такой - наш старый друг и добрый волшебник Дед Мороз? Владыка зимнего холода? Святой Николай? Или все же Мифологический персонаж?
Прототип Деда Мороза вовсе не святитель Николай. Дед Мороз пришел к нам из традиций наших предков. Наш Мороз - персонаж славянского фольклора. На протяжении многих поколений восточные славяне создавали и хранили своеобразную «устную летопись»: прозаические предания, эпические сказания, обрядовые песни, легенды и сказки о прошлом родной земли. Существует ряд славянских мифологических образов, так или иначе проявляющихся в фигуре Деда Мороза.
Дед Мороз, как персонаж народных сказок и обрядов, связан с тем периодом, когда «солнце поворачивает на лето, зима на мороз», то есть с зимним солнцестоянием.

Мифологические прототипы

Мороз (Студенец, Трескун, Морозко) - дух холода, широко распространенный в восточнославянском фольклоре (сказки, обряды, поговорки и пословицы). Наиболее известный образ этого духа запечатлен в народной сказке «Морозко» и поэме Н. Некрасова «Мороз, Красный Нос»:

Образ Деда Мороза
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит, хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли.
Идет - по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.

Внешний облик Мороза разнится в источниках: от огромного получеловека-полустихии до старичка небольшого роста. Очевидно, чем более значимым был образ для населения той или иной территории, тем более грозным обликом наделялся бог.

Дед Мороз-трескун
Мороз живет в лесу, в ледяной избушке. От удара его посоха ударяет трескучий мороз. Он покрывает деревенские окна дивными узорами, превращает реки и озера в зеркальную гладь и дарит детям множество зимних увеселений. Таким образом, Мороз является разностороннем персонажем, воплотившим в себе представления славян о зимнем времени года. Суровый климат воспринимался как данность, неотъемлемая часть окружающего мира, потому в приходе зимы видели и положительные стороны.

Морозко
Среди всех предполагаемых типов наиболее близким к Деду Морозу является Мороз. Об этом свидетельствует имя, внешний облик, характер и функции. Однако, нельзя отрицать и влияние прочих мифологических образов: все описанные ниже типы коррелируют с Дедом Морозом по сакральным функциям или связью с зимним временем года. Потому далее необходимо рассмотреть их связь с Дедом Морозом через образ Мороза.

Карачун (Корочун, Каручень) - по некоторым источникам Карачун - это другое имя Чернобога или его порождение - подземного бога смерти, повелевающего морозами, бога зла, лжи, несчастья, ненависти, тьмы и ночи.
По некоторым данным, Карачун - сезонный бог из свиты Велеса. Так или иначе, Карачун связан со смертью (белорус. корочун - внезапная смерть в молодом возрасте, злой дух, сокращающий жизнь; рус. карачун - смерть, гибель, злой дух). Эта его ипостась отразилась и в поговорках: «пришел ему карачун», «жди карачуна», «задать карачуна», «хватил карачун». Природные явления зимы невольно ассоциируются у человека со смертью: природа как будто умирает, мир холоден и покрыт ночной тьмой. Более того, зимой была очень высокая смертность населения и скота. Соответственно, все, связанное с негативными явлениями зимы, также приписывалось Карачуну: он студил землю и укорачивал дни. Зимние погодные явления олицетворялись его прислужниками: медведем-шатуном и волком.

Чернобог
День Карачуна (Спиридонов День) - самый короткий день в году и один из самых холодных - 22 декабря, день зимнего солнцеворота. Именем Карачуна называли и само явление зимнего солнцеворота и связанного с ним праздника.

Смерть всегда являлась принципиально значимым явлением в жизни человека, в т.ч. и первобытного. Потому доисторическая религия формировалась, прежде всего, вокруг наиболее сложных, непонятных и критических ситуаций - смерти, рождения и пропитания.

Исходя их этого, Карачуна можно рассматривать как достаточно древний и значимый образ. Родственность с Морозом можно отождествлять через смерть/зиму, но нет никаких мифологических свидетельств о связи Карачуна и Мороза, чего нельзя сказать, например, о Велесе. Более того, образ Мороза более разносторонний, более функциональный.

Позвизд (Посвист, Похвист) - свирепый бог ветров, бурь и непогод или бог северного зимнего ветра; по некоторым источникам в его подчинении были и позитивные погодные явления. «С его бороды лили проливные дожди, из уст исходили туманы. Стоило Позвизду тряхнуть волосами, как на землю валил крупный град.
Вместо плаща влачились за ним ветры, а с полы его одежды валил хлопьями снег. Стремительно носясь по небесам, сопровождаемый свитою бурь и ураганов, он распространял вокруг шум и свист, и ничто … не могло устоять перед его стремительностью и натиском!
Позвизд имел вид свирепый, волосы и бороду всклокоченные, крылатые распахнутые одеяния. Жил он где-то на вершинах высоких и далеких гор…»

Связь Позвизда с Морозом прослеживается лишь по внешнему облику и по «погодной» функции. Как и в случае с Карачуном, образ Мороза представляется более глубоким.

В мифологии существуют и весьма близкие Морозу духи Зимник и Зюзя (белорусская мифология). Судя по немногочисленным описаниям персонажей, их можно считать одной из разновидностей Мороза (возможно, территориальных):

Зимник - «…это старичок со светлой бородой, светлыми волосами, без шапки, без обуви, с железной булавой в руках. В фольклоре сохранилась примета: «если зимою заходит из лесу в деревню старик небольшого роста, с белыми, что снег, волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой, босой, в теплой зимней одежде и с железной булавой в руках - жди жестокой стужи, которую предвещает появление Зимника» swarog.ru
Перед нами, с одной стороны, олицетворение стихии природы, силу которой символизирует булава; с другой, некоторая «сглаженность» образа: старичок небольшого роста, что делает его более близким человеку, а значит, менее враждебным.

Зюзя
Имя Зюзи «…произошло от слова «зюзець» - мерзнуть, околевать от холода. …представляли его в образе деда с белыми, как снег, волосами на голове и такой же длинной бородой. Низенького роста, толстенький, в белом теплом кожушке, ходит он босой по снегу, а в руке - железная булава. Этой волшебной булавой он метель да стужу вызывает, честной народ пугает. Если в сильный мороз ночью углы в хате трещат, значит, Зюзя стучит своей булавой. Берегитесь, может заморозить, а может и разморозить. Вспомните, и сегодня говорят: «Замерз, как зюзя».
А живет бог Зимы в лесу, но не обходит стороной и деревеньки. Предупреждает крестьян о приближении лютой стужи, а проголодается, его всегда накормят. Любимое блюдо - кутья. И чтобы как-то задобрить Зюзю, накануне Нового года для него готовят это лакомство, откладывают в отдельную миску и оставляют на ночь на отдельном столе. Народное поверье говорит о том, что Зюзя съедает всю кутью. Не случайно и пословица есть: «Зюзя на дворе - кутья на столе». belchas.by

Велес (Волес, Волос)
Велес - один из величайших богов древнего мира. Его главным деянием стало то, что Велес привел сотворенный Родом и Сварогом мир в движение. День стал сменять ночь; за зимой неизбежно следовали весна, лето и осень; за выдохом - вдох, после печали - радость. Это было не однообразное повторение одних и тех же циклов, а обучение основам жизни. Люди учились преодолевать трудности и ценить счастье. Коловращение происходит по высшему закону Прави вслед за движением Солнца по небу - Посолонь. Направляющей силой является Великая Любовь, помогающая в испытаниях.

Велес - бог скота, пастушества, богатства, облаков, мудрости, хитрости, книжности, оберегания, жита, воли, торговли, колдовства, хозяин бесов, вестник богов, проводник умерших душ.

Велес
На Севере “скотий бог” особенно почитался и вообще был характерен для Севера. Слова «власть», «волосить» (властвовать) произошли от имени этого бога.
На родственность Велеса и Мороза указывает, прежде всего, сама мифология: по ряду источников Мороз - сын Велеса и Мары/ Бури Яги/Дивы. Таким образом, возникает связь Велес - Мороз - Дед Мороз.

Варуна - ведический верховный бог, которого многие исследователи рассматривают как общеиндоевропейского единого бога. Охранитель истины и справедливости, самодержец, царь над миром, владыка мира предков, податель плодородия, владыка луны - места обитания предков. Он бог магических заговоров, обладает чудесной колдовской силой и воплощается в облике быка или рогатого месяца. Варуна - это ночь, ночное звездное небо, луна, вода, разрушительные и созидательные стихии.

Варуна
Через много тысячелетий это имя зазвучит в изначальных древнегреческих мифах в виде звездного бога Урана - отца Кроноса (Хроноса) - времени и деда Зевса (Дьяуса) - бога дневного сияющего неба. Он судил людей, награждая и карая. Ему, Владыке непреложного космического закона, подчинялись и небо, и звезды, и Луна. В руках Варуны находилось вечнозеленое древо, на ветвях которого висели сверкающие звезды.

Варуна - олицетворение ночного неба (от санскритского вар - покрывать, черный цвет), бог небесных и земных вод, миропорядка. В гимнах он прославляется как «вседержитель», верховный бог и основа мироздания. В гимнах Ригведы вода - первоначальная основа, из которой постепенно развилось все. Первичные воды носили в своем лоне яйцо, из которого появился Творец мира. В эпосе Махабхарата сказано, что в первоначальном состоянии мир был окутан со всех сторон мраком. Существовало убеждение, что все произошло из ночи, что она была первым порождением хаоса. По Ригведе «вода порождена ночью, хаосом или воздухом», «от ночи были рождены морские воды, волнистые, из морских вод вышел год, повелитель дней и ночей...» В мифах вообще сотворение земли часто начинается с грозы, наводнения или потопа.

Шли века, сменялись тысячелетия, и потомки древних индоевропейцев разошлись по Земле. И у Варуны появились новые имена. У наших предков он получил имя Род, что значит “порождающий”. Иногда его еще называли Сварогом (Небесным), Трояном (Трехликим), Велесом (Владыкой) или просто Дедом.

Связь с Варуной Деда Мороза во многом объясняет суть последнего: ночь, луна, звезды, зима, мороз, воды, мир умерших и пр.

В конце своего исследования Жарникова выводит внешний облик Деда Мороза:

1. Густые серебряные волосы и такая же борода - символ могущества, сакрального знания, магии, счастья, богатства, благополучия;

2. Трехпалые перчатки или варежки белого цвета, расшитые серебром, со знаком «сегнерова колеса» - символа вселенского закона и благодати. Такие перчатки (варежки) являются знаком чистоты и святости всего, что Дед Мороз дает из своих рук. Трехпалость - символ принадлежности к высшему божественному началу еще с неолита, т.е. V - III тыс. до н.э. Показательны в этом отношении петроглифы Белого моря и Онежского озера, где на скалах выбиты изображения трехпалых людей именно в сценах, имеющих ритуальный, священный характер.

3. Он одет в длинную белую льняную рубаху, украшенную белыми или серебряными геометрическими орнаментами - символ чистоты и принадлежности к миру богов и предков.

4. Сверху на рубаху одевается красный или золотой плащ (красный предпочтительней, как более архаический, чем золото, символ связи с миром предков - «тем светом») или красная, вышитая серебряными восьмилучевыми звездами и отороченная лебяжьим пухом шуба. В индоевропейской и северорусской традиции гусь, лебедь - символы неба, высшего знания, души, постигшей истину, души умершего и соединения трех стихий - земли, воды и неба.

5. На голове Деда Мороза красная шапка, вышитая серебром и жемчугом. Оторочка из лебяжьего пуха завершается надо лбом стилизованными рогами. К шапке по бокам могут прикрепляться серебряные лунницы.

Ожерелье из таких же лунниц может украшать грудь. Пояс белый с красным орнаментом (символ связи предков и потомков).

6. Сапоги Деда Мороза красные, шитые серебром или серебряные, шитые золотыми нитями.

7. Хрустальный посох Деда Мороза завершается лунницей с колокольчиками или серебряной головой быка (символы власти над водой, луной и миром предков - подателей плодородия и счастья живым).

Такая цветовая гамма связана с древнейшей индоевропейской символикой цвета, где - белое - серебро символ луны, света, святости, севера, воды, сакрального знания, чистоты; - красное - символ жизненной силы, творческого начала, смерти и реинкарнации, огня, золота, «того света».
Хрусталь - символ застывших вод, льда.
У нас же Деда Мороза “пытается” вытеснить Св.Николай, многие этнографы сейчас утверждают, что праобразом Деда Мороза был именно Св.Николай, хотя теперь мы знаем, что это далеко не так - Св.Николай может считаться лишь младшим братом, но уж никак не праобразом Деда. Также этнографы оправдывают возвращение к Николаю тем, что в советское время он был вытеснен Дедом Морозом и теперь нужно вновь возвращать Николая. Ну, каждому своё…

С ув. Алексей Скидан (Волхв Велемудр) и Оксана Башлакова-Скидан (Волхвиня Велезара).

материал взят из сети интернет.

Инструменты, Энерго-Вампиры, Тясмин, Удача, Магазин, Хозяин, Амулет, Дух, Битва экстрасенсов Боги, Низший, Зеркало, Кудесник, Булавка, Ритуал, Любовь, Вампиры, Астрология, Украшение, Святки, Кикимора, Каравай, Фамильяр, Черное зеркало, Присушка, Родовой, День Сурка, Волошба, Природа, Дом, Род, Колокольчики, Зелье, Негатив, Отзывы, Семья, Спиритический сеанс, Алексей Скидан, Самайн, Ведьма, Аура, Весна, Велесова ночь, Традиции, Духи Дома, Помощь, Леший, Психосоматика, Мольфа, Мавки, Самхэйн, Усадьба, Ловец снов, Магия денег, Зависимость, Школа, Оксана Скидан, Навь, Энергетика, Душа, Магический Магазин, Тонкий план, Сущности, Полевик, Наузы, Славянская магия, Коляда, Смела, Обряд, Злыдни, Кукла, Бубенцы, Оксана, Приметы, Озеро, Магия, Порядок, Лето, Знахари, Подклад, Шамбала, Дух Помощник, Деньги, Обучение, Стихии, Битва экстрасенсов 18, Здоровье, Энергия, Равноденствие, Обереги, Порча, Сглаз, Нежить, Бесноватость, Уроборос, Луна, Красная Нить, Суженый, Черная Магия, Звезда, Макошь, Волхование, Волхв, Домовой, ИС, Хеллоуин., Отзывы Алексей Скидан, Оберег, Шамбала браслет, Обряды, Кольцо, Машина Времени, Психология, Негативное воздействие, Алексей, Спиритизм, Оксана Башлакова, Битва экстрасенсов 14, Заболевание, Мотанка, Приворот, Заговоры, Русалки, Затмение, Экзорцизм, Потусторонний мир, Судьба, Оксана Башлакова-Скидан, Счастье, Защита, Привязка, Узлы, Ворожба, Эзотерика, Самэйн, Новый Год, Затмения, Тотем, Ведунья, Биополе, Гадания, Одержимость, Талисман, Весна 2017, Великдень

Previous post Next post
Up