Покровители полей «Полевики»
Всякий раз, когда люди начинали расчищать леса и распахивать земли под поля, пастбища и новые угодья, они тут же входили в соприкосновение с духами полей - полевиками . Полевик, которого также называли житником, полудником, межевым или полевым чертом , выглядит как старик в белом, с бородой из колосьев. Иногда у него длинные ноги или одна ступня человеческая, а другая собачья, рожки и шерсть огненного цвета. Чаще, однако, он появляется как обычный человек, верхом на коне. Полевик охраняет хлебные поля от беды, сглаза и порчи. Он сгоняет людей с межи и может душить жнецов. Дует и свистит в поле, вызывая ветер. Или бегает, поднимая хвостом облако пыли, чтобы его трудно было увидеть. Согласно легенд ему также приписывают изобретение спиртных напитков. Полевика можно увидеть в летние лунные ночи и в жаркие дни, когда воздух бывает сильно раскален. В поверьях Западной Украины он быстрый, стремительный: то он всадник, «здоровенный малый на сером коне», который может переехать уснувшего на меже, то кучер на быстрой тройке, проносящейся по селу перед пожаром. О появлении неподалеку этих существ свидетельствуют «бегающие огоньки», пение, хлопанье, свист.
В легендах некоторых областей, в частности Полтавщины, Киевщины, Черниговской губернии, полевики похожи на леших и покрыты лохматой шерстью, обитают под землей, в норах, но выходят оттуда в полдень и перед заходом солнца. В это время они опасны, могут навеять на человека болезнь в виде какой-нибудь лихорадки - поэтому в это время опасно спать. Появляющийся на межах, перекрестках, обочинах дорог, у рвов и ям полевик любит «шутить» над путниками: «водит», заставляет плутать, пугает людей, свистит, хлопает в ладоши, «мелькает искрами», кидается головешками.
Очевидно, что существо это связано с ветром, огнем (искрами пламени), движением Солнца и временем летнего расцвета земли. Он - персонифицированный летний свет и тепло, а потому способствует росту хлебов, но, с другой стороны, может и обернуться пожаром. Облик полевого хозяина сливается то с обликом полуденного духа, то с обликом межевого, охраняющего межи, границы полей. По поверьям, полевики часто встречаются именно у межевых ям. Спать здесь нельзя и потому, что дети полевиков (межевички и луговички ) бегают по межам и ловят птиц родителям в пищу, а лежащего на меже могут задушить. На Черкащине считали, что полевики любят появляться у ям, на перекрестках.
Полевик-межевик - «подземный хозяин», он влияет не столько на само поле, сколько на благополучие людей. На Волыне скот поручали попечению «полевого хозяина-батюшки», «полевой хозяйки-матушки». Наши предки по окончании жатвы несколько несжатых колосьев связывали и с поклоном оставляли полевому «хозяину», назывался этот сноп они верили, что таким образом задобрят духов и привлекут урожай на будущий год. Во многих районах Украины этот обряд именовался «Завивание бороды Велеса», от которого также зависели урожай, плодородие. Очевидно, что колосья в подобных обрядах «борода» - не столько человека, сколько самого поля.
И все же образ полевого хозяина не сложился определенно в верованиях крестьян. Возможно, потому, что в XIX веке и вплоть до начала XX века селяне почитали живым существом, дарующим урожай, саму землю, поле; отмечали праздники, «именины» земли, приносили ей дары. Поэтому образ полевика - «живого поля», - с одной стороны, размыт, как и облик волнующейся нивы, а с другой - оттеснен другими «хозяевами» полей и плодородия - Макошью, Велесом и Живой .
На Черниговщине записан следующий рассказ женщины: «Это было лет пятнадцать назад, я была в гостях на родине, пробыла там целый вечер; часов около двенадцати собралась и поехала домой, мне дали в провожатые работника Егора, ехать нам было верст шесть. Это было зимой, на Святки. Не доезжая до деревни версты полторы, вдруг видим, что недалеко от нас в стороне, в мелком лесочке, разложен огонь, а вокруг этого огня народ - несколько человек. Мы оба смотрим в ту сторону и вдруг видим, что из лесу к нам катится какой-то шар величиной с голову, и как раз лошадь наша запнулась об этот шар и запуталась. Мы видим, что этот шар рассыпается на огненные искры. Завертки у оглобель саней как не бывало, будто кто нарочно их обрубил. Мы до такой степени перепугались, не можем слова выговорить. Кое-как одну завертку кушаком привязали, а другую оглоблю работник держал в руках, пока не доехали до поля. Тут уж кое-как работник привязал и другую завертку, и доехали до Большого Двора. Полагаю, что над нами пошутила нечистая сила - полевики грелись да головней в нас и запустили».
Есть и такое свидетельство. Одна вдова рассказывала у колодца соседке: «Жила я у Алены на Горке. Пропали коровы - я и пошла их искать. Вдруг такой ветер хватил с поля, что ни шагу ступнуть! Оглянулась я - вижу: стоит кто-то в белом, да так и дует, так и дует, да еще и присвистнет. Я и про коров забыла - скорее домой, а Алена мне и поясняет: „Коли в белом видела, значит, полевой. Дух, приставленный охранять хлебные поля, имеет тело черное, как земля: глаза у него разноцветные; вместо волос голова покрыта длинной зеленой травой; шапки и одежды нет никакой. Говорят, что на каждую деревню дадено по четыре полевика”.
В некоторых районах у поля был не хозяин, а хозяйка - поляха , полевая хозяйка. Ее совсем не было видно, но слышно. Считалось, что она умеет принимать облик аиста, который селится возле людей, поэтому гнезда аистов не разоряют, чтобы не разгневать ее.
Перед первым сезонным выпасом крестьяне старались всячески задобрить полевика и попросить следить за посевами и скотиной. Для этого у соседей тайно крали старого петуха, убивали его и вместе с парой куриных яиц, глухой темной ночью несли на дальний конец поля, где никого нет и никто не услышит. Там говорили просьбу и оставляли подношение, а после уходили. По окончании сезона на поле оставляли несколько не срезанных колосков для полевика и благодарили его за сохранение урожая и скотины.
Если забыть провести эти два ритуала, можно было лишиться как урожая, так и скотинки - полевик загонит ее в овраг и сломает хребет. Когда люди не в ссоре с полевиком, то при пропаже животного они могли к нему обратиться - попросить отыскать, сберечь от травм и вывести обратно.
С ув. Алексей Скидан (Волхв Велемудр)
Материал взят из личных наблюдений и опыта, родовых тетрадей и записей а также из книги Ю.Пернатьева «О Славянской Нежите».